Картотека наблюдений осенью для детей старшей группы
материал (старшая группа)

Ветелева Наталья Николаевна

Картотека  наблюдений осенью для старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_osenyu.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  наблюдений осенью для старшего дошкольного возраста

«Листопад»

Цели: Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы. Предложить полюбоваться видом осенних деревьев в ярком убранстве, понаблюдать за кружением опадающих листьев, послушать их шелест, походить по ним. Обсудить с детьми, с каких деревьев больше всего опало листьев? Учить детей наблюдать, активизировать их любознательность.

Народная примета: Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Загадка: Летом вырастают, А осенью опадают.  (Листья)

                                                      Листопад  

Лес, точно терем расписной,                         Как вышки, елочки темнеют,                                                                                  

Лиловый, золотой, багряный,                       А между кленами синеют

Веселой, пестрою стеной                                 То там, то здесь в листве сквозной

Стоит над светлою поляной.                            Просветы в небо, что оконца.

Березы желтою резьбой                                   Лес пахнет дубом и сосной

Блестят в лазури голубой,                                За лето высох он от солнца.                          

                                                 

«За растениями»

Цели: Предложить детям найти первые признаки осени, назвать самые красивые деревья и кустарники. Узнать деревья по форме листьев цвету коры. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных, человека.

 «За погодой»

Цели: Предложить детям определить, какая сегодня погода (ясно или пасмурно); понаблюдать за облаками, за осенним небом. Сравнить погоду утром и вечером, обратить внимание на то, что погода осенью быстро меняется. Определить силу и направление ветра путем наблюдения за качающимися деревьями. Учить детей рассказывать о своих наблюдениях за погодой, называть её свойства, отмечать особенности.

Пословица:

«В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, воет, мутит, крутит, ревет, льет и снизу метет».

 «Насекомые осенью»

Цели: развивать умение  детей замечать изменения, произошедшие с насекомыми осенью, делать вывод о поведении насекомых с наступлением холодов по результатам наблюдений. Помочь детям обнаружить под камнями скопление жуков, в щелях древесины спрятавшихся мух, бабочек, предложить объяснить почему насекомые прячутся.

«За солнцем»

Цели: Предложить детям вспомнить, какие части участка солнце освещало утром, обратить их внимание на то, какие части участка оно освещает сейчас. Пояснить детям, что осенью солнце не так высоко поднимается над горизонтом, как летом, что дни заметно уменьшаются, раньше темнеет.

Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки, Очень рады солнышку.

«За облаками»

Цели: Предложить детям полюбоваться облаками, рассказать о видах облаков (кучевые, перистые), предложить отыскать их на небе и описать (цвет, форма, величина).

Приметы:

«Облака идут низко – ожидай стужи»                                                      

Загадка:

Пушистая вата Плывет куда-то.

Чем вата ниже- Тем дождик ближе. (Туча)

 «За росой»

Цели: Обратить внимание детей на траву, покрытую росой, объяснить природу данного явления. Рассказать о народных приметах, связанных с росой.

Пословицы и поговорки:

«Утренняя роса – добрая слеза»

«Росой лес умывается, с ночкою прощается»

«За птицами»

Цели: Предложить детям рассказать по результатам наблюдений, какие изменения происходят в жизни различных птиц. Обсудить, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие – нет. Учить детей различать птиц по внешнему виду. Подвести детей к выводу о том, что зимовать остаются птицы, которые кормятся вблизи жилищ человека, а также те, которые питаются семенами и ягодами, остающимися зимой на деревьях под снегом

Поговорка: «Осенняя пора – птица со двора»

 «За трудом человека»

Цели: Расширять представления о труде взрослых, о сельскохозяйственном труде, о сезонных работах. Предложить понаблюдать, как собирают яблоки, как убирают гниющие плоды, обрезают ветви, обсудить с детьми назначение этих действий. Учить устанавливать причинно-следственные связи: сезон – растительность – труд людей.

Пословицы и поговорки: «День прозевал – урожай потерял»

«Лето со снопами- осень с пирогами» «Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи»

                                                                               

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

Картотека наблюдений за лягушкой в старшей группе.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот момент закладываетя фундамент осознанного отношения к окружающей действитель...

Картотека наблюдений в природе в старшей группе

Картотека наблюдений в природе в старшей группе...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

   Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.Загадка: Несу я урожаи,...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ОСЕНЬЮ

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ОСЕНЬЮ...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЗИМОЙ

Картотека  наблюдений на прогулке в старшей  группе ЗИМОЙ...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ВЕСНОЙ

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ВЕСНОЙ...