Проект "театр и мы"
проект (старшая группа)
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatr_i_my.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект по театрализованной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Театр и мы»
«Театр - это средство для общения людей,
для понимания их сокровенных чувств.
Это чудо, способное развивать в ребенке
творческие задатки, стимулировать развитие
психических процессов,
совершенствовать телесную пластичность,
формировать творческую активность;
способствовать сокращению духовной пропасти
между взрослыми и детьми».
К. С. Станиславский
Актуальность проекта
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.
Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.
Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время, им скучно и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
У большинства дошкольников к 5-6 годам не отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, а, скорее всего, преобладает безразличие. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то недостаточно сформированные знания по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность подробней поработать как с детьми, так и с их родителями. Итак, мы решили узнать о театре все что можно.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).
Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи проекта:
1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
7. Пробудить интерес детей к театру.
8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
9. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
10. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
11. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.
12. Знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем при изготовлении атрибутов к играм.
Участники проекта: воспитатель, младший воспитатель, родители, дети.
Основные формы реализации проекта:
* Анкетирование родителей.
* Речевые и дыхательные упражнения.
* Художественное слово.
* Чтение художественной литературы.
* Праздники и развлечения, беседы.
* Работа с родителями.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
2. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
3. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх - драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т. д.
4. В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит).
5. После просмотра спектакля, оценить игру актёров (используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки).
6. Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).
7. У детей и родителей появляется интерес к истории театра. Родители вместе с детьми изготавливают театр своими руками. Развиваются артистические способности детей.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры - импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники, развлечения.
Предполагаемый результат проекта:
* Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
* Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.
* Улучшение отношений между детьми.
* Укрепление связи между родителями и воспитателями.
* Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами.
*Развитие артистических способностей детей.
Перечень основных направлений проекта:
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
* Оформить уголок театрализованной деятельности.
* Изготовить маски и атрибуты.
* Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.
* Сделать подборку театрализованных игр.
Работа с родителями:
Консультации:
*«Театр в жизни ребёнка»
*«Роль художественной литературы в развитии речи детей»
*«Играйте вместе с детьми»
*«Сказкотерапия»
*Папка-передвижка «Дети и театр»
*Буклет «Как устроить домашний театр для детей»
Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: групповой, творческий.
Продолжительность проекта: 2 месяца
Сроки реализации проекта: январь 2019 года – февраль 2019 года.
Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области театрализованной деятельности дошкольного возраста через беседы; обыгрывание, составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы.
Исследовательский этап: мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков; обобщение и анализ полученных данных.
Основной этап: выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, инсценировок, мини-сценок, по данной теме.
Организационный этап: разработка проекта: определение целей и задач проекта; утверждение проекта; разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с муз. руководителем; составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей; организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня; оформление в схемах и таблицах формы организации театрализованной деятельности.
Практический этап: (середина января - февраль)
-Создание моделей театров в группе совместно с родителями.
-Составление списка необходимых материалов для реализации проекта.
-Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон.
-Сотрудничество с родителями: консультация, изготовление атрибутов в театральный уголок: пальчиковый вязаный театр, изготовление плоскостного бумажного театра, театра на стаканчиках, театра на ложках, фланелеграфа, магнитного театра.
- Организация театрализованных спектаклей для младших групп и родителей.
Заключительный этап:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
Реализация проекта
Подготовительный этап
*Сбор литературы по данной теме.
*Диагностика детей по данной теме.
*Составление плана работы.
*Разработка содержания проекта.
*Изготовление карточек с изображением пиктограмм.
Основной этап
*Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»
*Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
*Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.
*Наглядная информация для родителей «Как устроить домашний театр для детей»
*Беседы «О театре», «История театра», «Что такое театр».
задачи: расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства.
*Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать
интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
*Беседа «Культура поведения в театре».
Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах;
формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.
*Восприятие художественной литературы и фольклор: чтение стихотворения Агнии Барто «В театре»
задачи: закреплять умение детей внимательно слушать, понимать характер героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью, отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
*Показ магнитного театра «Красная шапочка»
*Изготовление карточек с изображением «Мимики»
*Артикуляционная гимнастика
*Дыхательные упражнения
*Обыгрывание сказки К. И. Чуковского «Айболит»
*Игра на развитие двигательных способностей «Что мы делали, не скажем, а покажем!»
*Психогимнастика «Разные лица»
Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты).
Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.
*Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо», «Хитрая лиса»
*Инсценировка по сказке «Кошкин дом» (по безопасности)
*Экскурсия в библиотеку. Книжкина неделя по сказкам К. И. Чуковского
*Развлечение «В гости к сказкам К. И. Чуковского» (Выставка книг по творчеству К. И. Чуковского; драматизация сказки «Телефон».)
*Пальчиковый театр «Теремок»
*Игра для развития мимики «Люблю – не люблю», съели кислый лимон, рассердились на драчуна, удивились, обиделись
*Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка»,
«Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка»
* Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся», «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Лисичка подслушивает», «Любопытный».
*Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки», «Мизинчик»
*Ритмопластика: «Не ошибись» «Поймай хлопок»
*Сценка сказки: «Заюшкина избушка»
*Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров.
*Мини-сценка «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.
*Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание)
*Показ настольного театра по сказке «Три медведя»
*Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун»
*Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»
*Зарядка для языка «Конфетка», «Самый длинный язычок»
* Рисование: «Моя любимая сказка», «Нарисуй свою афишу».
*Лепка: «Мой любимый герой сказок»
* Аппликация коллективная «Колобок».
Цель: совершенствовать умение детей наклеивать готовые формы; развивать
творческое начало; составлять общую композицию.
*Сюжетно-ролевая игры «Театр», «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки), «В гости к трем медведям».
Задачи:
1. Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми.
2. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости.
3. Закреплять знания детей о театре, видах театра, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре.
4. Развивать диалогическую речь, выразительность исполнения роли.
Упражнения на три вида выдыхания со звуками: «С» «Ш» «З»
5. Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и импровизации
*Творческая игра со словом: «В лесу» «В зоопарке» «Летний день»
*Развлечение:
«1,2,3,4,5- в сказку мы пришли опять»
*Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.
Цель:
Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах
манипуляции театральными куклами разных систем.
Заключительный этап
*Викторина: «Мы любим сказки».
*Итоговый показ: «Путешествие в театр»
*Выставка рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой»
* Составление рассказа «Я ходил в театр».
*Диагностика детей по данной теме.
Вывод: Проект был направлен на создания интереса родителей и детей к театру. Миру волшебства и загадочности. В ходе проекта дети и родители узнали об истории театра, также узнали, о том, что бывают разные виды театра. Поучаствовали в конкурсе «Театр своими руками». Обогащается предметно-развивающая среда, развивается взаимодействие с родителями.
Анкета для родителей
1.Сколько лет вашему ребенку?
2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?
3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?
4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?
5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?
7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
8.Были ли вы со своим ребенком в театре?
9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.
Большое спасибо!
Артикуляционная гимнастика
"Окошко" | широко открыть рот — "жарко, закрыть рот — "холодно" |
"Чистим зубки" | улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
"Месим тесто" | Улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." |
"Чашечка" | Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка) |
"Дудочка" | с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) |
"Заборчик" | улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы |
"Маляр" | губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо |
"Грибочек" | Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу |
"Киска" | губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, |
"Поймаем мышку" | губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик) |
"Лошадка" | вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки) |
"Пароход гудит" | губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы" |
"Слоник пьёт" | вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника", |
"Орешки" | рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки" |
"Качели" | Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы |
"Часики" | улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку), переводить из одного уголка рта в другой |
"Блинчик" | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу |
"Вкусное варенье" | Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу |
"Барабанщик" | Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..." |
"Парашютики" | на кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх |
"Загнать мяч в ворота" | "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать) |
Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме.
Дыхательные упражнения.
«Хомячок» | Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух. |
«Роза и одуванчик» | Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик». |
«Ворона» | Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр». |
«Курочка» | Ребенок садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз. |
«Воздушный шарик» | Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает. |
«Волна» | Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з». |
«Часики» | Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так». |
«Водолаз» | Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно. |
Литература:
1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет.
сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2.Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] /
Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994. – 128с.
3.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического
воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова.
– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,
упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера,
2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с
нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. –
(Детский сад с любовью)