Конспект родительского собрания: Тема: «Народная кукла»
методическая разработка
Конспект родительского собрания:
Тема: «Народная кукла»
Цель: Вовлечь участников собрания в творческую совместную деятельность по изготовлению народной тряпичной куклы.
Задачи:
- Познакомить детей и их родителей с историей народной куклы.
- Обогатить детско-родительские отношения опытом эмоционально-насыщенного общения.
- Вызвать интерес к народным промыслам.
Вид: «Посиделки»
Форма: нетрадиционная – практикум.
Этапы проведения:
- Вступительное слово воспитателя, знакомство гостей с историей народной куклы.
- Практикум по изготовлению куклы Кувадки.
- Чаепитие.
- Анкетирование родителей.
- Подведение итогов собрания.
Подготовка к собранию:
- Подготовительный этап.
Приготовить:
- для родителей открытки- приглашения с указанием темы и время собрания;
- материал по теме собрания;
- буклеты «Куклы из бабушкиного сундучка»;
- мультимедийную презентацию «Народные куклы».
- Организационный этап.
На стенде оформлен девиз собрания: «Дело мастера боится»
Плакат с изречением Д.С. Лихачева «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры».
На столах разложены технологические карты по изготовлению куклы, материалы, при помощи которых будут сделаны куклы (коробочки с лоскуточками, нитками, ножницами и др.)
Приготовлены памятки с описанием видов кукол и способами их изготовления.
Накрыт стол к чаепитию.
Способы и приемы: беседа, рассказ из истории кукол, чтение стихов, совместная трудовая деятельность детей и родителей по изготовлению куклы, письменные рекомендации.
Сценарий собрания:
- Вступительное слово воспитателя, рассказ из истории тряпичной народной куклы.
Под народную музыку выходит воспитатель:
Воспитатель. На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Ой, вы гости мои!
Позвала сегодня я вас на посиделки.
Вспомним старину былую, наших бабушек,
Кукол мы сготовим, чаю мы попьем,
Старины былой преданья вместе сбережем.
Уважаемые гости, расскажите, какие любимые игрушки были у вас в детстве?
Воспитатель. А у вас, ребятушки, какие любимые игрушки?
Воспитатель. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится человек, кукла – неизменный его спутник.
Ребятки, а откуда берутся куклы?
Воспитатель. Кукла не рождается сама. Её создает человек. Сейчас много разных игрушек изготовляют на заводах и кукол в том числе. Ребятки, а как вы думаете, ваши прапрабабушки (это очень далекие ваши предки) играли в куклы? Ведь тогда еще не было фабрик и заводов по изготовлению кукол.
Воспитатель. Конечно же, играли! Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Воспитатель. Приглашаем всех гостей в наш видео музей. (Гости, дети и родители проходят в другую часть группы, где расположен экран для просмотра презентации).
Воспитатель. Сейчас Я расскажу вам вам, гости дорогие, о куклах, которыми играли наши предки.
1 слайд. В старину в русской деревне у каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка . Когда в семье были ссоры, то, оставшись одна дома, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы», т.е. все несчастья и ссоры.
2 слайд. Вот эту куколку я смастерила сама. Это кукла - Пеленашка – кукла младенчик в платочке и пелёночке . Эту куколку подкладывали к младенцу в кроватку до его крещения, чтобы она оберегала его от всего плохого и злого.
3 слайд. А после крещения младенца над колыбелью вывешивали куклу Кувадку , которая тоже оберегала малыша от злых духов.
4 слайд. Когда дети подрастали, для них мастерили тряпичных куколок, с которыми можно было играть. Совсем большие дети уже сами могли мастерить кукол.
5 слайд. Мамы и девочки старались подбирать красивые лоскутки ткани. Для изготовления лица брали светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали, т.к. считали, что она приобретет душу и может навредить ребенку. Такие куклы назывались безликими.
6 слайд. Вот игровые куклы:
- Зайчик на пальчик
- Малышок-голышок
- Отдарок-на-подарок
- Кукла на выхвалку
7 слайд. А еще наши предки мастерили куклы на праздники. Такие куклы назывались обрядовыми. На Святки и Рождество мастерили вот такую куклу Козу.
8 слайд. С куклой Коляда – символом солнца и добрых отношений в семье, проходили все рождественские Колядки.
9 слайд. На приход весны делали маленьких кукол- помощниц – Веснянок . Этим куклам девушки доверяли все свои радости и горести.
10 слайд. А еще бывает Кукла Колокольчик – кукла добрых вестей .
11 слайд. Кукла День и Ночь – оберег жилища .
12 слайд. Кубышку травницу мастерили для очищения воздуха в избе , т.к. ее наполняли разными травами, которые приятно пахли.
13 слайд. А чтобы в семье был всегда достаток и все члены семьи были сыты, мастерили куколку Крупеничку .
Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу,
Сверху бантик повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
Изготовление игрушки помогает рукодельнице успокоиться, расслабиться, почувствовать, что времени достаточно и бежать спасать никого не надо. Ощущая эту заземленность, почувствовав себя здесь и сейчас, и создавая при этом нечто красивое и уникальное – женщина как будто восстанавливается, выходит из состояния стресса. При этом, конечно же, изменяется и сердечный ритм, уходит напряжение в мышцах и нервной системе. Наступает естественное состояние медитации, отвлеченности от проблем.
Поэтому, когда женщина ТВОРИТ – то она входит в гармонию со своей женской природой, и в результате улучшается работа женской гормональной системы.
Дорогие родители и дети, приглашаю вас к столу, чтобы своими руками смастерить такую куколку, а мои помощницы будут вам помогать. (Гости проходят за столы).
- Практикум по изготовлению тряпичной куклы.
Воспитатель. Мастерить мы будем куколку Кувадку. Я Вам рассказала, что куклу Кувадку мастерили, чтобы после крещения младенца она могла отпугивать злых духов.
После рождения ребенка мать и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».
В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца. Громкими криками мужчина выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей, и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужу подкладывали куклу в пеленке. Позднее в 19 веке истоки старинного обычая были утеряны, но кукла осталась. Теперь они вешались над колыбелькой младенца, непосредственно защищая его от злых духов и их проказ.
Предлагаю сегодня вам смастерить такую куклу.
Делу время, потехе час,
Ждать не станет время нас.
Возьмемся дружно все за дело,
Кукол сделаем мы смело!
Для изготовления куклы нам необходимы следующие материалы:
• Лоскуты ткани белый 20*20 и цветной для рук 10*10, для юбки 12*10
• Нити под цвет ткани
• Нити желтого, коричневого цвета для волос
• Белая нитка для обвязывания деталей (фото 1).
• 1 этап: лоскут белой ткани скручиваем к середине и перегибаем пополам, отступаем примерно 2 см от места сгиба и перетягиваем несколькими витками нитки по направлению солнца (с востока на запад) (фото 2).
• Из лоскута другого цвета, также делаем скрутку, с обеих сторон отступив, около 1 см стягиваем скрутку- это будут ручки куклы (фото 3).
• Руки вставляем до упора между концами первой скрутки, плотно прижав их к узлу закрепляем несколькими витками нити формируя талию (фото 4).
• Для формирования юбки нам необходим лоскут цветной ткани, складываем его пополам и собираем юбочку. Оборачиваем юбку вокруг талии куклы и фиксируем ее ниткой на 2-3 узелка. Расправляем складочки на юбке (фото 5).
• Для изготовления волос выбранные нитки наматываем на какую либо книгу, снимаем с книги и разрезаем снизу, перевязываем посередине ниткой того же цвета (фото 6).
• пропускаем слева направо прядь и справа налево прядь. Заплетаем косы (фото 7).
• Теперь берем лоскуток треугольной формы и повязываем на голову кукле (фото 8).
• Вот и готова наша кукла.
Для создания оберега в подвеске должно быть не менее 3 кукол.
- Чаепитие.
Воспитатель. Ой, вы, гости дорогие,
Выходите вкруг.
Покажите ваших кукол,
Мастерство оценим тут.
(Под русскую народную музыку дети и родители становятся в круг.)
Воспитатель. Нравятся вам куклы самодельные - народные?
Куклы ладные, очень складные,
Любо дорого глядеть.
А теперь приглашаем всех за стол.
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Воспитатель. Приятного вам чаепития! А вас родители, кто чаю нашего отведает, приглашаю заполнить анкеты.
- Анкетирование по результатам практикума.
- Подведение итогов родительского собрания- практикума.
Воспитатель. Уважаемые гости, подведем итог наших посиделок. Надеюсь, что вам понравился процесс изготовления куклы и его результат. Также надеюсь, что в дальнейшем знания и умения, полученные на сегодняшней встрече, принесут вам пользу в проведении семейного досуга или в изготовлении подарков вашим близким. Хочу выдать вам в помощь ПАМЯТКИ с описанием видов кукол и способами их изготовления, а также БУКЛЕТЫ «Куклы из бабушкиного сундучка», в которых коротко описана история тряпичной куклы. Не забывайте о пользе работы руками. Удачи вам! До новых встреч!
Используемая литература:
1 Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158с.
2 Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2006. – 240 с.
3 Флерина Е.А. Педагогика народной игрушки. Тезисы доклада на Всероссийском совещании по игрушке. М., 1943.-68с.
Интернет источники:
1 Народные куклы и игрушки. – http://www.rukukla.ru.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 283.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания:
Тема: «Народная кукла»
Цель: Вовлечь участников собрания в творческую совместную деятельность по изготовлению народной тряпичной куклы.
Задачи:
- Познакомить детей и их родителей с историей народной куклы.
- Обогатить детско-родительские отношения опытом эмоционально-насыщенного общения.
- Вызвать интерес к народным промыслам.
Вид: «Посиделки»
Форма: нетрадиционная – практикум.
Этапы проведения:
- Вступительное слово воспитателя, знакомство гостей с историей народной куклы.
- Практикум по изготовлению куклы Кувадки.
- Чаепитие.
- Анкетирование родителей.
- Подведение итогов собрания.
Подготовка к собранию:
- Подготовительный этап.
Приготовить:
- для родителей открытки- приглашения с указанием темы и время собрания;
- материал по теме собрания;
- буклеты «Куклы из бабушкиного сундучка»;
- мультимедийную презентацию «Народные куклы».
- Организационный этап.
На стенде оформлен девиз собрания: «Дело мастера боится»
Плакат с изречением Д.С. Лихачева «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры».
На столах разложены технологические карты по изготовлению куклы, материалы, при помощи которых будут сделаны куклы (коробочки с лоскуточками, нитками, ножницами и др.)
Приготовлены памятки с описанием видов кукол и способами их изготовления.
Накрыт стол к чаепитию.
Способы и приемы: беседа, рассказ из истории кукол, чтение стихов, совместная трудовая деятельность детей и родителей по изготовлению куклы, письменные рекомендации.
Сценарий собрания:
- Вступительное слово воспитателя, рассказ из истории тряпичной народной куклы.
Под народную музыку выходит воспитатель:
Воспитатель. На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Ой, вы гости мои!
Позвала сегодня я вас на посиделки.
Вспомним старину былую, наших бабушек,
Кукол мы сготовим, чаю мы попьем,
Старины былой преданья вместе сбережем.
Уважаемые гости, расскажите, какие любимые игрушки были у вас в детстве?
Воспитатель. А у вас, ребятушки, какие любимые игрушки?
Воспитатель. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится человек, кукла – неизменный его спутник.
Ребятки, а откуда берутся куклы?
Воспитатель. Кукла не рождается сама. Её создает человек. Сейчас много разных игрушек изготовляют на заводах и кукол в том числе. Ребятки, а как вы думаете, ваши прапрабабушки (это очень далекие ваши предки) играли в куклы? Ведь тогда еще не было фабрик и заводов по изготовлению кукол.
Воспитатель. Конечно же, играли! Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Воспитатель. Приглашаем всех гостей в наш видео музей. (Гости, дети и родители проходят в другую часть группы, где расположен экран для просмотра презентации).
Воспитатель. Сейчас Я расскажу вам вам, гости дорогие, о куклах, которыми играли наши предки.
1 слайд. В старину в русской деревне у каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка . Когда в семье были ссоры, то, оставшись одна дома, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы», т.е. все несчастья и ссоры.
2 слайд. Вот эту куколку я смастерила сама. Это кукла - Пеленашка – кукла младенчик в платочке и пелёночке . Эту куколку подкладывали к младенцу в кроватку до его крещения, чтобы она оберегала его от всего плохого и злого.
3 слайд. А после крещения младенца над колыбелью вывешивали куклу Кувадку , которая тоже оберегала малыша от злых духов.
4 слайд. Когда дети подрастали, для них мастерили тряпичных куколок, с которыми можно было играть. Совсем большие дети уже сами могли мастерить кукол.
5 слайд. Мамы и девочки старались подбирать красивые лоскутки ткани. Для изготовления лица брали светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали, т.к. считали, что она приобретет душу и может навредить ребенку. Такие куклы назывались безликими.
6 слайд. Вот игровые куклы:
- Зайчик на пальчик
- Малышок-голышок
- Отдарок-на-подарок
- Кукла на выхвалку
7 слайд. А еще наши предки мастерили куклы на праздники. Такие куклы назывались обрядовыми. На Святки и Рождество мастерили вот такую куклу Козу.
8 слайд. С куклой Коляда – символом солнца и добрых отношений в семье, проходили все рождественские Колядки.
9 слайд. На приход весны делали маленьких кукол- помощниц – Веснянок . Этим куклам девушки доверяли все свои радости и горести.
10 слайд. А еще бывает Кукла Колокольчик – кукла добрых вестей .
11 слайд. Кукла День и Ночь – оберег жилища .
12 слайд. Кубышку травницу мастерили для очищения воздуха в избе , т.к. ее наполняли разными травами, которые приятно пахли.
13 слайд. А чтобы в семье был всегда достаток и все члены семьи были сыты, мастерили куколку Крупеничку .
Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу,
Сверху бантик повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
Изготовление игрушки помогает рукодельнице успокоиться, расслабиться, почувствовать, что времени достаточно и бежать спасать никого не надо. Ощущая эту заземленность, почувствовав себя здесь и сейчас, и создавая при этом нечто красивое и уникальное – женщина как будто восстанавливается, выходит из состояния стресса. При этом, конечно же, изменяется и сердечный ритм, уходит напряжение в мышцах и нервной системе. Наступает естественное состояние медитации, отвлеченности от проблем.
Поэтому, когда женщина ТВОРИТ – то она входит в гармонию со своей женской природой, и в результате улучшается работа женской гормональной системы.
Дорогие родители и дети, приглашаю вас к столу, чтобы своими руками смастерить такую куколку, а мои помощницы будут вам помогать. (Гости проходят за столы).
- Практикум по изготовлению тряпичной куклы.
Воспитатель. Мастерить мы будем куколку Кувадку. Я Вам рассказала, что куклу Кувадку мастерили, чтобы после крещения младенца она могла отпугивать злых духов.
После рождения ребенка мать и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».
В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца. Громкими криками мужчина выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей, и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужу подкладывали куклу в пеленке. Позднее в 19 веке истоки старинного обычая были утеряны, но кукла осталась. Теперь они вешались над колыбелькой младенца, непосредственно защищая его от злых духов и их проказ.
Предлагаю сегодня вам смастерить такую куклу.
Делу время, потехе час,
Ждать не станет время нас.
Возьмемся дружно все за дело,
Кукол сделаем мы смело!
Для изготовления куклы нам необходимы следующие материалы:
• Лоскуты ткани белый 20*20 и цветной для рук 10*10, для юбки 12*10
• Нити под цвет ткани
• Нити желтого, коричневого цвета для волос
• Белая нитка для обвязывания деталей (фото 1).
• 1 этап: лоскут белой ткани скручиваем к середине и перегибаем пополам, отступаем примерно 2 см от места сгиба и перетягиваем несколькими витками нитки по направлению солнца (с востока на запад) (фото 2).
• Из лоскута другого цвета, также делаем скрутку, с обеих сторон отступив, около 1 см стягиваем скрутку- это будут ручки куклы (фото 3).
• Руки вставляем до упора между концами первой скрутки, плотно прижав их к узлу закрепляем несколькими витками нити формируя талию (фото 4).
• Для формирования юбки нам необходим лоскут цветной ткани, складываем его пополам и собираем юбочку. Оборачиваем юбку вокруг талии куклы и фиксируем ее ниткой на 2-3 узелка. Расправляем складочки на юбке (фото 5).
• Для изготовления волос выбранные нитки наматываем на какую либо книгу, снимаем с книги и разрезаем снизу, перевязываем посередине ниткой того же цвета (фото 6).
• пропускаем слева направо прядь и справа налево прядь. Заплетаем косы (фото 7).
• Теперь берем лоскуток треугольной формы и повязываем на голову кукле (фото 8).
• Вот и готова наша кукла.
Для создания оберега в подвеске должно быть не менее 3 кукол.
- Чаепитие.
Воспитатель. Ой, вы, гости дорогие,
Выходите вкруг.
Покажите ваших кукол,
Мастерство оценим тут.
(Под русскую народную музыку дети и родители становятся в круг.)
Воспитатель. Нравятся вам куклы самодельные - народные?
Куклы ладные, очень складные,
Любо дорого глядеть.
А теперь приглашаем всех за стол.
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Воспитатель. Приятного вам чаепития! А вас родители, кто чаю нашего отведает, приглашаю заполнить анкеты.
- Анкетирование по результатам практикума.
- Подведение итогов родительского собрания- практикума.
Воспитатель. Уважаемые гости, подведем итог наших посиделок. Надеюсь, что вам понравился процесс изготовления куклы и его результат. Также надеюсь, что в дальнейшем знания и умения, полученные на сегодняшней встрече, принесут вам пользу в проведении семейного досуга или в изготовлении подарков вашим близким. Хочу выдать вам в помощь ПАМЯТКИ с описанием видов кукол и способами их изготовления, а также БУКЛЕТЫ «Куклы из бабушкиного сундучка», в которых коротко описана история тряпичной куклы. Не забывайте о пользе работы руками. Удачи вам! До новых встреч!
Используемая литература:
1 Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158с.
2 Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2006. – 240 с.
3 Флерина Е.А. Педагогика народной игрушки. Тезисы доклада на Всероссийском совещании по игрушке. М., 1943.-68с.
Интернет источники:
1 Народные куклы и игрушки. – http://www.rukukla.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"
Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...
Конспект родительского собрания Тема: «Кризис трех лет, детские капризы и упрямство»
родительское собрание...
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Готовимся к школе вместе»
Роль родителей в подготовке к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учрежде...
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема: «Я – семья – род – народ».
Разговор и рекомендации о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника....
Конспект родительского собрания Тема: «Сценарий родительского собрания в средней группе Будем любознательны»
это собрание будет интересно для родителей старших групп....
Родительское собрание Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»
Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»Цель: Повышение активности родителей к использованию народного фольклора в воспитании собственных детей.Задачи:1.Помоч...
Родительское собрание. Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»
Родительское собраниеТема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»Цель: ...