Доклад на тему: «Использование коворкинг зоны в работе учителя-логопеда»
статья
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Использование коворкинг зоны в работе учителя-логопеда»
Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для обучения, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Это может быть одним из ресурсов повышения качества образования.
В условиях детского сада метод организации «коворкинг зон и центра» конечно новшество. Важно, что коворкинг-зона позволяет поставить общение ребенка и родителя на новый уровень.
Новизна и оригинальность заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А основная идея: направить потенциал семей на воспитание и социализацию воспитанников детских садов.
Образовательные коворкинг - зоны - это добровольное объединение родителей, детей и педагогов для позитивного общения, получения дополнительных знаний.
Организация «коворкинг зон и центра» требует тщательной организаторской деятельности педагогов, т.к. призвана стать интересным местом провождения времени ребенка с семьей и детьми разного дошкольного возраста. Если ребенку интересно, он привлекает родителя – это закономерность.
При создании в детском саду данного центра можно выделить отдельную группу.
«Коворкинг центр» предполагает оснащение пространства разнообразными формами активности, т.е. разделение группы на несколько зон. Например, в«коворкинг центре» можно выделить следующие зоны:
- Зона «Сказочная поляна», которая оформлена яркими сказочными мотивами. Здесь также имеется библиотека сказок, место для чтения и рисования по сказочным сюжетам. Родители и дети могут читать, рассказывать друг другу сказки, более старшие дети могут более младших удивить новыми историями и сюжетами. Организован также обмен книгами, рисунками, раскрасками.
- Зона «Театральная». Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами. Дети совместно с родителями могут разыграть знакомый сюжет, мастерить маски для домашнего театра, подружиться в процессе всего этого действа с новыми людьми. Возможна организация импровизированного театра, когда актеры выбираются по считалочке, а остальные исполняют роль зрителей. Хорошей мотивацией актеров может стать подарок видеозаписи всего происходящего «на сцене».
- Зона «IT-технологий» оснащена компьютером, телевизором, музыкальным центром, проектором и доступом к интернету. Данная зона предназначена для просмотра и защиты презентаций, просмотра детских обучающих мультфильмом и передач, проведения интеллектуальных игр по типу «Что? Где? Когда?» или «Поле чудес». Также возможности данной зоны используются для проведения музыкальных пауз и физминуток. Очень интересна идея организации общего хора, когда и дети, и родители поют знакомые песни вместе. Для родителей возможно организовать пение по типу караоке. Кульминацией всего действа, как правило, становится создание клипа, флешмоба или просто аудиозаписи, которые пополнять семейные архивы.
- Зона «Логопедия», непосредственно кабинет учителя-логопеда, который сам по себе является ярким пятном детского сада. В кабинете собраны картотеки различных игр, много наглядных пособий, полезных идей и задумок, которые родители могут взять на вооружение. Работа логопеда в коворкинг центре направлена на консультирование родителей по интересующим их вопросам.
Важно, что в коворкинг центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Коворкинг центр создает возможность для развития личности и ребенка, и родителя через знакомство с новыми людьми, с новыми способами общения и взаимодействия. Это прекрасный способ социализации ребенка.
В коворкинг центре проводятся различные тематические мероприятия, мастер-классы, круглые столы, семинары встречи со специалистами ДОО и тренинги.
И главное, такие коворкинг центры можно создать в любом образовательном учреждении, кардинально его не изменяя.
Логопедический кабинет может быть и самостоятельным коворкинг центром, в котором выделены следующие зоны:
• Зона коррекции звукопроизношения оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.
• Учебно-образовательная зона оборудована стендом «Букваград», магнитной доской, (игрой с буквами, словами, звуковые символы, схемы предложений, букварь Н.В. Нищевой, наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения.
• Зона развития мелкой моторики (игровой материал для развития мелкой моторики): шнуровки, игры, массажные мячи и т.д.
• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом стулом, компьютером.
• В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
• Зона взаимодействие учителя-логопеда с родителями (консультативно-информационная зона)
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. В этом мне помогает коворкинг зона: «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» (стенд для родителей).
При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:
1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.
2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в группе комбинированной направленности, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.
3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфедициальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.
4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям
Стенд содержит полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стенда используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.
Преимущество такой формы взаимодействия логопеда с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой учителя-логопеда и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что специалист всегда поможет в решении педагогических проблем и в тоже время не навредит. Так как будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Учитель-логопед, в свою очередь, заручается пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Данная форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между логопедом и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"
ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...