Психологические представления о мышлении
статья

Гурулева Ирина Анатольевна

Психологические представления о мышлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_predstavleniya_o_myshlenii.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические представления о мышлении. Формирование мышления в онтогенезе.

Гурулева Ирина Анатольевна

Полякова Екатерина Геннадиевна

\Воспитатели ГБДОУ «Детский сад №5»

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Что же такое мышление и каковы его отличия и сходства с другими способами познания человеком?

Прежде всего, необходимо сказать, что мышление является высшим психологическим процессом и представляет собой многоступенчатый переход от единичного к общему и от общего опять к единичному. Суть данного процесса заключена в появлении нового знания на основе имеющегося опыта и творческого преобразования человеком действительности [2: 298].

Жизнь и развитие человека в сложном природном и социальном мире требует не только чувственного отражения предметов, явлений и событий, но и выделения их существенных связей и отношений. Основной формой рационального познания объективной реальности является человеческая мысль. Закономерности человеческого мышления изучают различные научные дисциплины, опираясь на его философское определение.

В теории познания мышление рассматривается как высшая форма  психического (сознательного) отражения, познания объективной реальности. Это обобщенное и опосредованное  отражение ее существенных свойств, связей и отношений. Отличие мышления от непосредственно-чувственных форм познания - ощущения и восприятия – раскрывается в определении его основной единицы — понятия [4:13]. Понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но ими познание не заканчивается, а плавно переходит к мышлению.

Мышление, опираясь от того, что получено от ощущений и восприятий, выходит за пределы чувственно данного, расширяя наши границы познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему с помощью умозаключений раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познание.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, а мышление соотносит полученные от них данные — раскрывает, сравнивает, различает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами предметов и явлений раскрывает совершенно новые, чувственно не данные их свойства [5:309].

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной задачи, которую нужно решить. На практике, мышление, как отдельный психологический процесс не существует. Оно постоянно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, памяти, внимании, воображении и речи.  Мышление - это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Рассмотрим их подробнее.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое.

При этом, в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, при котором человек, находясь в процессе решения определенной задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с полученным опытом, получаемым при помощи органов чувств. Решение задачи от начала и до конца происходит в умственном плане, исходя из опыта других людей, выраженных в понятийной форме, в форме суждений и умозаключений.

Теоретическое образное мышление — отличается от понятийного тем, что человек в процессе решения задачи обращается не к понятиям, суждениям и умозаключениям, а к образам. Эти образы могут быть извлечены из памяти, а также воссозданы воображением человека. Во время решение задачи, необходимые образы преобразуются так, чтобы человек в результате их манипулирования, непосредственно сумел усмотреть решение возникшей проблемы.

Необходимо отметить, что понятийное и образное мышление на практике постоянно находятся во взаимодействии. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но оно является абстрактным. А образное мышление может позволить получить субъективное отражение окружающей действительности.

Таким образом, понятийное и образное теоретическое мышление,  дополняя друг друга, обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление — особенность данного вида мышления состоит в том, что осуществление его происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. И без этого фактора наглядно-образное мышление происходить не может.

Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной  и оперативной памяти.

Данная форма мышления наиболее развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление — его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основное решение предстоящей задачи – это правильное действие  с соответствующими предметами [2: 274], [3:202].

Необходимо также отметить, что представленные выше виды мышления могут выступать и как его уровни. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развитие, чем образное.

Но с другой стороны, каждый из названных видов мышления  сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных.

По мнению Б.М.Теплова, разница между теоретическим и практическим мышлением, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой», но в случае практического мышления, связь имеет более непосредственный характер [7:221].

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют  и могут быть в одной и той же деятельности. Однако, в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления.

Мышление, в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Исходя из этого, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение, сопоставляя вещи, явления и их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество  одних и различия других, сравнение приводит к их классификации. Нередко сравнение выступает как первичная форма познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и свойств. Оно выполняется с помощью анализа и синтеза.

Анализ – это мысленно расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов.  Синтез – восстанавливает расчленяемое анализом  целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения предметов, объектов, явлений.

Анализ и синтез обычно осуществляются вместе  и способствуют более глубокому познанию действительности. С.Л. Рубинштейн указывал на то, что процесс мышления - это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом, то есть «общие знаменатели» всего познавательного процесса [2-111].

Абстракция — это выделение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование, как правило, выполняется для более тщательного изучения, и,  как правило, на основе предварительно проведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко становится формирование понятий.

Обобщение — выступает как соединение существенных сторон, свойств, моментов явления или предмета  и связывания его с  классом предметов и явлений. Конкретизация — операция, обратная обобщению. Она проявляется,  например, в том, что из общего определения выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет к все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях

[ 5:328].

Понятие связано с многообразными взаимопереходами, с представлением, но вместе с тем и отлично от представления. В психологической литературе их отождествляют, сводя понятие к общему представлению, либо внешне противополагают, отрывая понятия от представлений, или же  внешне соотносят друг с другом.

В действительности, понятия  нельзя сводить к представлению, ни отрывать от него. Между ними существует единство, они исключают друг друга, как противоположности, поскольку представление образно-наглядно, то есть отражает явление в его более или менее  непосредственно         данности. А понятие не наглядно, в нем преодолевается ограниченность явления, и раскрываются существенные стороны в их взаимосвязи.

Тем не менее, понятие и представление взаимосвязаны, и в реальном процессе мышления они даны в некотором единстве [5:328].

Суждение – это основной акт, в котором совершается мыслительный процесс.

Суждение – это результат мыслительной деятельности, который выясняет  определенное отношение мыслящего субъекта к предмету его мышления и к суждениям об этом предмете.

Однако, суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт, в котором он фигурирует в трактатах логики. Выражая отношения к другим людям, субъект мышления в большей или меньшей степени эмоционален по отношению к ним. В суждении проявляется личность, ее отношение к происходящему [5:331].

Умозаключение представляет собой более или менее сложный акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчиненной единой цели.

Развитие умозаключающего мышления означает, что содержание объективной действительности перестало быть для субъекта отдельными элементами, что между ними раскрылись связи и образовались включения [5:333].

Таким образом, специфические особенности различных видов операций мышления обусловлены  у разных людей, прежде всего специфичностью задач, которые непрерывно и в течение всей жизни им приходится решать; они связаны также с индивидуальными особенностями, которые складываются в зависимости от характера их деятельности.

Формирование мышления в онтогенезе.

Развитие мышления происходит не только в эволюционном, историческом, но и онтогенетическом аспектах. Онтогенез человеческого мышления изучен лучше всего применительно к дошкольному и школьному возрасту, хотя, конечно, охватывает период всей жизни человека.

Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация, утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе.

 Согласно представлениям данной классификации, изначально ребенок решает мыслительные операции, воздействуя непосредственно на предмет.

Уже первые попытки воздействия на ближайший предмет обладают рядом особенностей:

  1. выявление некоторых признаков исследуемого предмета и его взаимоотношения с другими предметами.
  2. благодаря тому, что ребенок зачастую сталкивается с предметами и объектами, созданными руками человека, он начинает познавать свойства именно этой действительности, то есть вступать в предметно-практическое общение с другими людьми.
  3. взрослый является первоначальным посредником в знакомстве ребенка с предметной деятельностью, со способами употребления предметов.

Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию [5:339].

Н.Н. Подьяков систематически изучал развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитие детского мышления анализируется с точки зрения усложнения и совершенствования средств и способов познавательной деятельности (преобразующе-воспроизводящие средства, классификационные). Выделяются несколько взаимосвязанных линий развития: происходит превращение практических и исполнительных действий в поисковые, развитие самих поисковых актов [4:250].

В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более высокий уровень анализа и обобщения - включаются механизмы теоретического мышления.

Как наглядно показывает эта схема, на первом этапе развития детского мышления роль исследовательского поведения чрезвычайно важна.

Последующие этапы – становление образного, а затем теоретического мышления ничуть не умаляют его значимости. Они постепенно выводят исследовательское поведение ребенка на качественно иные, более высокие уровни.

Естественно, что развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж.  Тихомиров О.К. и другие). Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.

1. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-действенное (предметно-действенное) мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т.е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней. Такое мышление еще называют ручным. Низкая  критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением  [5:341].

2. Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образное мышление (у дошкольников 4-7 лет) .

Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Обилие  частных связей, случайностью в выборе признаков, большая доля субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов [5:342].

3. В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честность, гордость…).

У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическое. Все эти виды мышления тесно связаны между собой.

Таким образом, онтогенез в развитии мышления от наглядно-ситуативных, ко все более обобщенным, отвлеченным формам на протяжении своего развития совершается в неразрывном единстве с речью, которая также переходило от ситуативных и многозначных выражений, ко все более  обобщенным терминам, соединяющимся определенной системой языковых отношений [5:343].

Использованная литература:

1. Исследование развития познавательной деятельности./ Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер и П. Гринфилд. Перевод с англ. M.П. Лисиной. - М.: Педагогика, 1971. - 392 с.

 2 . Маклаков  А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.—СПб.: Питер, 2011.—583 с.

3 . Марцинковская Т.Д., «Диагностика психического развития детей». Пособие по практической психологии М.: Линка Пресс, 1997,— 176 с.

4. Подъяков Н.Н. Мышление дошкольника./ Психология мышления/под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В.Петухова—2-е изд., перераб. и доп.—М.: АСТ: Астрель, 2008.—250-256 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999.- 720 с.

6. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составле./ Психология мышления/под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В.Петухова

7 .Теплов Б.М. Практическое мышление./ Психология мышления/под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В.Петухова—2-е изд., перераб. и доп.—М.: АСТ: Астрель, 2008.—221-224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений, логического мышления, ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Данная работа предлагается для проведения с детьми подготовительной группы. в работе прослеживается накопленный детьми опыт взаимопомощи, совместного решения поставленных задач, а также решаются многи...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения.

В настоящее время имеется очень много материала, предназначенного для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоваться также и некоторыми упражнениями, предл...

Консультация «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей»

Консультация «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей»...

«Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей»

laquo;Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей»...