Взросление. Почему нельзя его торопить?
статья
Никому не придёт в голову объяснять первоклассникам интегралы или тренировать трёхлетнего малыша самостоятельно переходить через дорогу. Очевидно, детям это под силу. Но почему-то мы требуем от дошкольников усидчивости, пытаемся научить читать карапузов, которые ещё толком говорить не умеют и всячески подгоняем детей там, где это бесполезно и даже вредно. Почему не нужно торопить развитие ребёнка, говорим сегодня.⠀
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска
ВЗРОСЛЕНИЕ: почему нельзя его торопить?
Никому не придёт в голову объяснять первоклассникам интегралы или тренировать трёхлетнего малыша самостоятельно переходить через дорогу. Очевидно, детям это под силу. Но почему-то мы требуем от дошкольников усидчивости, пытаемся научить читать карапузов, которые ещё толком говорить не умеют и всячески подгоняем детей там, где это бесполезно и даже вредно. Почему не нужно торопить развитие ребёнка, говорим сегодня.⠀
В психологии развития есть важная парадоксальная концепция — концепция покоя.⠀
Развитие происходит из точки покоя. Не является результатом нашей деятельности, а происходит спонтанно и при благоприятных условиях.
Для взрослого, который каждый день добивается, стремится и преодолевает сложности, принять такую точку зрения как минимум нелегко. А как же труд? Как же цель, пот и дисциплина? Воображение живо рисует картину, как другие — более упорные родители, — разовьют своих детей, а твой, обычный, окажется за бортом успешного успеха. Прессинг поддерживают государственные институты: чтобы ребёнка приняли в сад, надо срочно научить его пользоваться горшком, чтобы взяли в хорошую школу, будьте добры владеть учебной программой на уровне второго класса. И начинается гонка на выживание, где нет победителей, но проигравшие — всегда дети.⠀
Что не поддаётся ускоренному развитию:⠀
Самостоятельность. Если малыш стесняется, боится и нуждается в вашем присутствии, вы не поможете ему, лишив своей поддержки! Когда ребёнок будет готов, он сам отделится от вас, но инициатором должен быть он, а не вы.⠀
Эмоциональная зрелость. Контролировать гнев, разочарование и сильные желания под силу не каждому взрослому. Импульсивность — это абсолютно нормальное качество для детей, справиться с которым поможет не запрет на чувства, а укрепление нервной системы и тренировка управляющих функций психики.
Интеллектуальное развитие. Любимое всеми чтение с пеленок и японский язык на факультатив в детском саду не работают так, как предполагают родители. Раннее интеллектуальное развитие не дает форы в будущем и статистически доказано, что оно не влияет на последующую успеваемость детей.
Британский теоретик образования Кен Робинсон в одном из своих выступлений сказал: «Трехлетний ребенок не равен половине шестилетнего, это трехлетний ребенок». Дети обязательно станут самостоятельными, научаться читать, писать и считать в уме, когда они будут готовы, а задача родителя – создать те самые «благоприятные условия», в которых происходит развитие. Что это значит?
Избавиться от тревожности.
Тревога страшнее дементора: она съедает не только радость, но и энергию, которая есть у человека для развития и усвоения нового. Тревожный родитель становится агрессивным и нервным, а тревожные дети часто страдают от страхов и неуверенности в себе. Им сложнее найти ту самую «точку покоя», и круг замыкается: из-за тревоги у ребенка нет ресурса на гармоничное развитие, из-за этого нервничает родитель, а ребенок начинает тревожиться еще сильнее. Действенный метод уменьшить фоновую тревожность: постарайтесь не торопиться сами и не подгоняйте ребенка. Лягте спать на полчаса раньше, встаньте с запасом в 15 минут и через неделю вы увидите, насколько спокойнее стала жизнь без постоянных «мы опаздываем, быстрей».
Создайте богатую среду.
Чтобы ребенок чем-то заинтересовался, его не обязательно усаживать за парту. Дайте детям возможность пробовать мир на ощупь, вкус и запах. Спортивные площадки, прогулки, свободная игра – самая естественная среда для развития дошкольников.
Следуйте за интересом.
Каждый ребенок в своем развитии проходит сензитивные периоды – этапы, наиболее благоприятные для освоения нового навыка. Ходьба, речь, чтение, социализация – у всего есть свое время, и ребенок интуитивно тянется к той деятельности, которая нужна ему для выхода на новый этап развития. Постарайтесь внимательно наблюдать за ребенком, чтобы увидеть и понять его стремление, и не привязывайтесь к жесткому плану, где по понедельникам танцы, а в восемь лет второй иностранный.
Подготовила: Заборонок О.А.,
воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-беседа "Почему нельзя дразниться"
Игра-беседа "Почему нельзя дразниться"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-346774-1384681192.jpg)
"Почему нельзя бить ребенка"
Когда вы бьете ребенка, вы тем самым подаете ему пример, которому ребенок будет следовать, став старше. Практически все самые страшные преступники регулярно подвергались угрозам и физическому наказани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492262-1412514260.jpg)
"Почему нельзя сравнивать детей"
В статье рассказывается, к чему приводит сравнение детей. Это касается не только родных детей, но и сравнение с друзьями, сверсниками....
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Тема: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек»
В конспекте рассказывается о богатстве и разнообразии растительного мира нашей страны. Об удивительных растениях, которые можно встретить на ее территории. Но не о тех цветах, которые выращивает...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/29/picture-176588-1367185100.jpg)
Беседа с детьми "Почему нельзя выбрасывать батарейки?"
Беседа с детьми "Почему нельзя выбрасывать батарейки?"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/30/picture-690348-1727691713.jpg)
Консультация "Почему нельзя поощрять детские истерики"
Консультация для родителей младшего и среднего возраста...