Мастер-класс "Составление загадок с дошкольниками"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Как научить дошкольников составлять загадки, используя 3 модели загадок предложенные мастером ТРИЗ Аллой Нестеренко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 167.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения детей составлению загадок
(по рекомендациям мастера-ТРИЗ Аллы НЕСТЕРЕНКО)
В работе с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок.
Составление загадок возможно с детьми 3,5 лет на основе следующих рекомендаций. При организации работы используются наглядные модели, представляющие собой таблицы.
Модель 1
Какой? | Что такое же? |
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? – Блестящий (воспитатель записывает это слово в левой части таблицы на первой строке).
- Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме, размеру? - Пузатый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что такое же? |
По цвету- ( Блестящий) | Как Монета |
По действиям ( Шипящи | КАК Вулкан |
По форме, по размеру (Пузатый) | Арбуз |
От детей старшего возраста требуются более богатые характеристики объектов, выбранных для сравнения (правая часть таблицы).
АЛГОРИТМ составления загадки; «КАК, НО НЕ»
ПРИМЕР: блестящий, как монета, шипящий, как вулкан, пузатый, но не арбуз.
После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку построчно, вставляя между правыми и левыми столбцами связки «Как» или «Но не». Чтение загадки происходит коллективно всей группой детей. Сложившийся текст неоднократно повторяется.
:
Методические рекомендации
Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой. В правой части таблицы допустимо схематическое изображение объекта (зарисовка). Это позволит тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения детьми данной модели на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями построения сравнений на завышение и занижение свойств объектов.
Загадки можно составить на основе занижения свойств объектов (самовар тусклый, как пыльные ботинки) или их завышения (самовар блестящий, как утреннее солнце).
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? | Что делает так же? |
Пыхтит | Новенький паровоз |
Сломанный чайник | |
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет:
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает.
- Пыхтит, как кто или что?
- Пыхтит, как новенький паровозик (сравнение на основе завышения свойств).
- Пыхтит, как сломанный чайник (сравнение на основе занижения свойств).
- Собирает, как хорошая хозяйка (сравнение на основе завышения свойств).
- Собирает, как жадина (сравнение на основе занижения свойств).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не»
ПРимер: составление загадки про ежика на основе завышения свойств:
«Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка"
ПР: составление загадки про ежика на основе занижения свойств:
«Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина».
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является следующее: ребенок сравнивает общий вид объекта с общим видом другого объекта, находит общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека загадок для дошкольников
Картотека загадок для дошкольников...
Полезная копилка загадок для дошкольников
Полезная копилка загадок для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-1419248-1670759364.jpg)
Картотека загадок для дошкольников
Загадки для дошкольников. Будет удобнее пользоваться, если их разрезать...
Картотека математических загадок для дошкольников
В игровой форме тренировать навык счета, коннцентрацию внимания и быстроту реакции....
Картотека загадок для дошкольников по ПДД
Картотека загадок для дошкольников по ПДД...