Мастер-класс "Составление загадок с дошкольниками"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Наталия Евгеньевна Ли

Как научить дошкольников составлять загадки, используя 3 модели загадок предложенные мастером ТРИЗ Аллой Нестеренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_sostavleniyu_zagadok.docx167.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика обучения детей составлению загадок

(по рекомендациям мастера-ТРИЗ Аллы НЕСТЕРЕНКО)

        

В работе с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок.

Составление загадок возможно с детьми 3,5 лет на основе следующих рекомендаций. При организации работы используются наглядные модели, представляющие собой таблицы.

Модель 1

Какой?

Что такое же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? – Блестящий (воспитатель записывает это слово в левой части таблицы на первой строке).

  • Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
  • Какой он по форме, размеру? - Пузатый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит  детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что такое же?

             По цвету- ( Блестящий)

 Как Монета

           По действиям ( Шипящи

КАК Вулкан

По форме, по размеру (Пузатый)

Арбуз

От детей старшего возраста требуются более богатые характеристики объектов, выбранных для сравнения (правая часть таблицы).

АЛГОРИТМ составления загадки;  «КАК, НО НЕ»

ПРИМЕР: блестящий, как  монета,  шипящий, как вулкан, пузатый, но не арбуз.

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку построчно, вставляя между правыми и левыми столбцами связки «Как» или «Но не». Чтение загадки происходит коллективно всей группой детей. Сложившийся текст неоднократно повторяется.

:

Методические рекомендации

Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой. В правой части таблицы допустимо схематическое изображение объекта (зарисовка). Это позволит тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения детьми данной модели на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями построения сравнений на завышение и занижение свойств объектов.

Загадки можно составить на основе занижения свойств объектов (самовар тусклый, как пыльные ботинки) или их завышения (самовар блестящий, как утреннее солнце).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что делает так же?

Пыхтит

Новенький паровоз

Сломанный чайник

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет:

  • Что делает ежик?
  • Пыхтит, собирает.
  • Пыхтит, как кто или что?
  • Пыхтит, как новенький паровозик (сравнение на основе завышения свойств).
  • Пыхтит, как сломанный чайник (сравнение на основе занижения свойств).
  • Собирает, как хорошая хозяйка (сравнение на основе завышения свойств).
  • Собирает, как жадина (сравнение на основе занижения свойств).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не»

ПРимер: составление загадки про ежика на основе завышения свойств:

«Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка"

ПР: составление загадки про ежика на основе занижения свойств:

«Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не  жадина».

Модель 3

 Особенностью  освоения этой модели является следующее: ребенок сравнивает общий вид объекта с общим видом другого объекта, находит общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

  • На что похож гриб? -  На мужичка.
  • А чем отличается от мужичка?  -  У гриба нет бороды.
  • Еще на что похож? - На дом, но без окон.
  • А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

C:\Users\geeee))00\Desktop\Ли.Н.Е.АТЕСТАЦИЯ\IMG_20210321_171329 (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок для дошкольников

Картотека загадок для дошкольников...

Полезная копилка загадок для дошкольников

Полезная копилка загадок для дошкольников...

Картотека загадок для дошкольников

Загадки для дошкольников. Будет удобнее пользоваться, если их разрезать...

Картотека математических загадок для дошкольников

В игровой форме тренировать навык счета, коннцентрацию внимания и быстроту реакции....

Картотека загадок для дошкольников по ПДД

Картотека загадок для дошкольников по ПДД...