Тема самообразования:"Этнокультурное развитие дошкольников средствами дидактических игр"
материал (старшая группа)
В 2020-21уч.году я рабтаю над темой:"Этнокультурное развитие дошкольников средствами дидактических игр". Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов , знакомить с устным народным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opytom_pedsovetetnokultrnoe_razv.doshk_._sredstvami_ppppppppppeddid.igr_.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Этнокультурное развитие дошкольников средствами дидактических игр».
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
На мой взгляд, приобщение детей к культуре народов , является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.
Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов , знакомить с устным народным творчеством.
Поэтому целью моей работы по самообразованию на 2020 – 2021год было:
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по данной теме;
Для реализации поставленных целей мне необходимо решить следующие задачи:
• изучить этнографическую, этнопедагогическую и художественную литературу;
• собрать и систематизировать дидактический материал ;
Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений, которая позволяет детям в живой непосредственной форме:
• накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;
• развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику
.
Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В старшей группе предлагаю детям дидактические игры: «Выложи узор »где дети украшают платочки, варежки мордовскими орнаментами , закрепляют знания о геометрических фигурах и цветах. Благодаря дидактической игре « Наряди куклу в национальный костюм, дети знакомятся с названиями предметов старинной одежды. Когда знакомимся с народными промыслами, предлагаю игру «Найди пару», «Магазин игрушек».
Дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?»
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняю, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним.
На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» .
Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.
Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью, не замечая, что его обучают.
В процессе работы по самообразованию, я изучаю следующую литературу:
1.А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М., 1991. 2.«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогает мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
3. «Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогает мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
4. «Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогает мне понять значение игры в развитии дошкольников).
Так же изготовлен был в группе лэпбук «Наша Родина - Мордовия», в котором мы разместили информацию о символике флага и герба Мордовии; текст государственного гимна; карту Мордовии; информацию о городах Мордовии; карточки с изображением национальных костюмов; стихотворения; пословицы о Родине, загадки, раскраски; дидактические игры, которые знакомят детей с фольклором мордовского народа, а также с растительным и животным миром родного края.
Лэпбук является современным пособием, предоставляет возможность использования как в индивидуальной работе, так и с подгруппой детей на занятиях.
Оформлен так же альбом «Города герои», который тоже используется на занятиях
Был разработан сценарий развлечения «Вот и Пасха к нам пришла», «Осенние посиделки».
В работе с детьми я способствую:
- развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитанию уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
- развитию коммуникативной компетентности ребенка, умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.
- развитию у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
- создаю возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогаю осознать необходимость людей друг в друге.
Изучение выбранной темы помогло мне в проведении занятий по кружку «Бабушкин сундучок», а так же и других занятий, т.к. дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...
Представление опыта работы по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»...
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Формирование речевого развития дошкольников средствами дидактических игр
дидактические игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей...
План по самообразованию "Речевое развитие по средствам дидактических игр" (подготовительная группа)
Отображаются цели и задачи, методы, принципы, формы, предполагаемые результаты по данному вопросу....
Индивидуальный план повышения квалификации воспитателя Зуфаровой Миляуши Рафисовны ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ : «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» на 2023 – 2028 гг.
Тема самообразования "Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий"...
АУКЦИОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Конспект данного мероприятия с педагогами может быть полезен заведующим ДОУ, старшим воспитателям....