Психогимнастика
учебно-методическое пособие
Психогимнастика - это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.
Основные достоинства психогимнастики:
игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
сохранение эмоционального благополучия детей;
опора на воображение;
возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики:
опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
создание возможности для самовыражения;
развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Задачи психогимнастики
Если говорить обобщенно, то психогимнастика для малышей позволяет решать следующие задачи:
дети приобретают навыки ауторелаксации;
обучаются технике выразительных движений;
тренируют психомоторные функции;
воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
избавляются от эмоционального напряжения;
учатся распознавать эмоции и управлять ними.
Психогимнастика помогает детям:
-адаптироваться в коллективе,
-заводить знакомства и дружить;
-разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
-научиться демонстрировать и понимать эмоции;
-избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
-развить воображение и творческое мышление;
-научиться контролировать свои движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_detey_3.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
« Центр развития ребенка» - детский сад № 11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области
____________________________________________________________
ул. Ленина,д.36,г.Невель,Псковская область,182500
телефон:8(81151)2-16-29;e-mail: org2170@pskovedu.ru
ПСИХОГИМНАСТИКА
Воспитатель:
Андреенко
Татьяна Геннадьевна
первая квалификационная категория
Для детей 3-4 лет
Этюд на выражение жеста
ТИШЕ!
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они идут то на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок».
Выразительные движения.Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к жатым губам, брови «идут вверх.»
Этюд на выражение удовольствия и радости
Маме улыбаемся
Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В.Агафонникова.
Ой лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся -
Вот так!
Маме улыбаемся –
Вот так!
Дети слушают песенку и повторяют движения, которые им показывает ведущий.
- я строчка – хлопают в ладоши,
- я строчка – разводят руками в стороны ладонями вверх
- я строчка – гладят по кругу свои щечки
- я строчка –опускают руки и улыбаются.
Этюд на выражение вины и стыда
Будь внимателен
Жила – была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кровать. Забрался туда кот Васька и уронил
куклу на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
Для детей 4- 5 лет
Игры на развитие внимания
Будь внимателен
Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на
звуковые сигналы.
Дети играют под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «Лошадки» -
как бы ударять «копытом» об пол, «Раки» - пятиться, «Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге.
Игры на развитие памяти
Запомни свое место
Цель: развивать моторно – слуховую память.
Дети стоят в кругу или разных углах зала, каждый должен запомнить свое место.
под музыку И. Дунаевского «Голоп » все разбегаются, а с окончанием музыки
должны вернуться на свои места.
Запомни свою позу
Цель: та же
Дети стоят в кругу или разных углах зала, каждый ребенок должен стать в
какую – нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с
ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
Подвижные игры
Сова
Дети выбирают водящего – сову, которая содится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит : «Ночь!». Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие должны замереть. Кто пошевелился или засмеялся, становится совой. И игра продолжается. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса
«Балалар ».
Этюды на расслабление мышц
Сосулька
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
( В.Селеверстов)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: руки
уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай –Болтай
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай – Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как
у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонит ь корпус тела вниз.
Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхание
Игра «Холодно – жарко»
( на напряжение и расслабление мышц туловища)
Мама медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь
щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленький клубочки –
греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.
Повторить игру 2-3 раза.
Игра с шарфом
( на расслабление мышц шеи )
Пришла мама и раздала детям шарфики, чтобы они больше не мерзли.
Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки.
Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
Этюд на выражение удовольствия и радости
Цветок
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся
росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце,
подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед
за солнцем.
Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить;
поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны –
цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается
вслед за солнцем.
Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Смелый наездник
Звучит музыка Р. Шумана «Смелый наездник»
Ребенок скачет на коне.
Я горжусь своим конем,
Он летит, как ветер,
Обгоняю я на нем
Всех коней на свете.
(З. Петрова)
Этюды на выражения страдания и печали
Северный полюс
У девочки Жени был волшебный цветик – семицветик. Загадала она попасть на
Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик –семицветик, оторвала один
из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:
« Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я была на Северном полюсе!»
И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна –одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там 100 градусов. (В. Катаев)
Выразительные движения. Колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает
другое; руки около рта, дышать на пальцы.
Ой, ой, живет болит
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но не мытые яблоки. У них
Разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Жалобы сопровождаются музыкой М. Карасева «Жалобная песенка»
( из музыкальной сказки «Тим и Том»)
Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены,
Туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.
Этюд на выражение гнева
Король Боровик не в духе
Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(В. Приходько)
Для детей 5-6 лет
Игры на развитие внимания
Слушай хлопки!
Цель игры: развивать активное внимание.
Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны
остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если
ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть
пятки вместе, носки и колени врозь, руки между ногами на полу).
На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игры на развитие памяти
Запомни движения
Цель игры: развивать моторно – слуховую память.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят
очередность упражнений, повторять их в обратном порядке.
Запомни порядок!
Цель игры: развивать наблюдательность.
4-5 играющих выстраиваются друг за другом под музыку Д. Кабалевкого
«Веселая сказка». Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить,
кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
В магазине зеркал
Цель игры: развивать наблюдательность.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала им корчит рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком
и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что
ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Подвижные игры
Поссорились два петушка
Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, пока звучит музыка А. Райчева «Поссорились два петушка»; подпрыгивая, пытаются ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.
Скучно, скучно так сидеть
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стороны (стены) стоят
стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все смотреть;
Не пора ли пробежаться,
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на
стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остается без стула.
Ловишки
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом.
Остальные дети у противоположной стены.
Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:
Раз – два - три,
Раз – два – три,
Скорее нас лови!
Затем бегут на свои места, ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой
становится тот, кого поймали.
Лисонька, где ты?
Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они отворачиваются и
закрывают глаза. В это время ведущий ходит по кругу не заметно для ребят
условленным заранее прикосновением назначает лису, остальные – зайцы.
По сигналу все открывают глаза, но никто не знает, кто же лиса. Ведущий зовет
первый раз: «Лисонька, ты где?». Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни
движением, так же и во второй раз, а в третий раз – лиса отвечает « Я здесь» - и
бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя.
Пойманные зайцы выходят из игры.
Самый ловкий наездник
По залу расставляются в случайном порядке стулья. Наездники садятся на
стульчики лицом к спинке. Когда играет музыка, все встают со стульчиков и
начинают скакать по залу, подражая движениям лошадки. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки (Р. Шуман «Смелый наездник») ,дети должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке. Оставшийся без стула выходит из игры.
Реченька
В игре участвует 2 группы детей. Обозначив на полу неширокую речку,подходят к ней по одному от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю. В какой группе под конец игры детей останется больше, та и выйграла.
Игры, способствующие успокоению и организации
Слушай команду!
Дети идут под музыку ( В.Витлин «Пионерский марш») в колонне друг за другом.
когда музыка прекращается , все останавливаются и слушают команду ведущего,
произнесенную шепотом, и тотчас выполняют ее. Команды даются на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и
и тотчас выполняет команды.
Смотри на руки !
Дети стоят друг за другом,первый – командир. Во врем я спокойного марша
( Р. Паульс «Красные цветы») по кругу, показывает различные движения рук,
остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он
должен придумать новые движения, остальные участники их выполняют.
Этюды на расслабление мышц
Штанга
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.
Каждый спит
В зал заходит ведущий и видит…
На дворе встречает он
Тьму людей и каждый спит:
Тот , как копанный, сидит,
Тот , не двигаясь, идет,
Тот,стоит, раскрывши рот.
( В.А. Жуковский)
Ведущий подходит к фигуркам детей, застывшим в различных позах. Он пытается
их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью – нибудь руку , но она опускается.
Винт
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают вправо и влево.
Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в этом же направлении.
Этюд сопровождается музыкой Н. Римского – Корсакова «Пляска скоморохов» из
Оперы «Снегурочка» (отрывок)
Насос и мяч
Играют двое – один большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч.
Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки и шея расслаблены.
Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не накачен). Товарищ
начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с»,
он вдыхает порцию воздуха. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше.
Услышав первый звук «с» одновременно выпрямляет ноги в коленях, после второго
звука «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после
четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Насос перестал
накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча силой выходит
воздух со звуком «ш». Тело вновь обмокло, вернулось в и.п. Играющие меняются
местами.
Этюд на выражение удовольствия и радости
Карлсон
Ведущий предлагает отгадать загадку:
Мой дом – у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком!
(М. Танич)
Затем один ребенок показывает какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения
- Надуть щеки
- Улыбаться
Этюд на выражение страдания и печали
Я так устал
Маленький гномик несет на плече еловую большую шишку. Вот он
остановился, положил шишку у своих ног:
Я так устал,
Я очень устал
Звучит музыка Д. Г. Тюрка « Я устал».
Выразительные движения Стоять, руки висят вдоль туловища, плечи
опущены.
Этюд на выражение отвращения и презрения
Грязь
Мальчик обул новые новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему
Надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано.
Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел
осторожно, стараясь не пачкать ботинки.
Выразительные движения Походка должна производить впечатление ,что
ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы не хотя и делая вид,
что он выбирает более чистое место.
Игра на выражение различных эмоций
Котята
Воспитатель читает английскую народную песенку переводе С.Маршака:
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они свернувшись, на камень у двора,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что,-она спросила,- не ссоритесь теперь?»
Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших
Котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью.
Этюд на отображение отрицательных черт характера
Вовка - растеряшка
Вовка – растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может, плюшевый медведь
Заходил ее одеть?
Стал рубашку примерять-
Взял и сунул под кровать.
Вова – растеряшка,
Вот твоя рубашка!
Ведущий читает стихотворение Л. Барбас «Про Вову –растеряшку»; делая
паузу после каждого вопроса. Ребенок, исполняющий роль Вовы- растеряшки,
во время этих пауз всем своим видом говорит: «Я не знаю».
Для детей 6 -7 лет
Игры на развитие внимания
Зеваки
Цель игры: развивать волевое внимание
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего
останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают
движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший
правило выходит из игры.
Насос и мяч
Играют двое – один большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч.
Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки и шея расслаблены.
Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не накачен). Товарищ
начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с»,
он вдыхает порцию воздуха. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше.
Услышав первый звук «с» одновременно выпрямляет ноги в коленях, после второго
звука «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после
четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Насос перестал
накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча силой выходит
воздух со звуком «ш». Тело вновь обмокло, вернулось в и.п. Играющие меняются
местами.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхание
Игра с муравьем
(на напряжение и расслабление мышц ног)
На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегают по ним. С силой натянуть
носки на себя, ноги напряженные прямые ( на вдохе). Оставить носки в этом
положении прислушаться, на каждом пальце сидит муравей (задержка дыхания).
Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног ( на
выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги, ноги отдыхают (2-3 раза).
Солнышко и тучка
( на напряжение и расслабление мышц )
Солнышко зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться.
(задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться -
разморило на солнце (на воздухе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).
Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...
Психогимнастика "Времена года" для занятий и тренингов психолога с дошкольниками.
Презентация для проведения психогимнастических упражнений на занятиях и тренингах....
Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.
Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...
Психогимнастика
Необходимые материалы для работы с детьми....
ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Это музыкально-ритмическое занятие сэлементами психогимнастики...
Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.
Материал предоставлен для воспитателей ДОУ. В материале содержатся методика проведения игр и занятий по психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...