Консультации
статья

Консультации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование медитативных сказок в режиме дня детей дошкольного возраста

 

  

 

 Режим дошкольного учреждения, подразумевает четкое расписание занятий и смену разных видов деятельности. У детей остается немного времени на спокойную игру и отдых в течение дня. Поэтому, в режиме дня детей дошкольного возраста, особое место занимает дневной сон, который является важнейшим фактором гармоничного развития ребенка и необходимой потребностью детского неокрепшего организма.

   Дневной сон помогает ребенку восстановить силы в середине дня, предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их работоспособность. Именно дневной сон позволяет организму избавиться от усталости и вырабатывать гормон роста. Наиболее полное удовлетворение этой потребности создает основу для хорошего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.  Такой необходимый ребенку отдых играет позитивную роль в его обучении, помогает ему усвоить информацию, полученную за день.

      Общий уклад жизни в детском саду, эмоциональная обстановка в саду и в семье, настроение взрослых – вынуждают детей приспосабливаться к социальным условиям мира взрослых, выполнять правила и требования, которые в свою очередь не всегда учитывают возможности ребенка. Воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения насыщен разнообразными занятиями, дающими физическую и психоэмоциональную нагрузку на ребенка, которые в свою очередь могут проявиться в неустойчивом поведении, отрицательном настроении, физической усталости, расторможенности, возбуждении или  наоборот - апатичности, заторможенности, смене настроения, потере аппетита, агрессии. Одним из показателей стресса у ребенка является устойчивое отрицательное настроение или частая его смена. Другой признак – плохой сон, когда ребенок с трудом засыпает, долго не может заснуть или очень беспокойно спит.

   Многие дошкольники имеют проблемы со сном. Находясь в кровати, долго не могут расслабиться и успокоиться. Укладывание их в постель – непростой процесс, как для педагогов, так и для самих воспитанников. Дети плохо засыпают или не засыпают вовсе: одни лежат тихо, другие же не могут лежать спокойно, мешая тем самым отдыху других детей.  Чаще всего не спят или с трудом засыпают дети с неустойчивой, неуравновешенной нервной системой, однако именно эти дети нуждаются в полноценном сне. Не следует осуждать ребенка за то, что он не может долго уснуть, недопустимо применять дисциплинарные меры. Процесс укладывания – наиболее сложный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания. Необходимо учитывать особенности ребенка, доброжелательно и одновременно настойчиво побуждать его лечь в кроватку. Это одно из условий, способствующих выработке привычки спать днем. Считается хорошим показателем, когда ребенок засыпает в течение 15-20 минут. Если же засыпание затягивается до 35-40 минут и более, то длительность сна окажется недостаточной и не обеспечит организм ребенка достаточным восстановлением для активного бодрствования. Для того, чтобы  каждый ребенок за два часа сна смог поспать или отдохнуть – необходимо правильно организовать процесс засыпания и создать благоприятные условия для полноценного отдыха.

   Подготовка ко сну.

   Основные задачи момента подготовки ко сну:

  1. Облегчение перехода бодрствования детей ко сну.
  2. Создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов.
  3. Подготовка ко сну, должна стать ежедневным ритуалом (точность копирования процедур изо дня в день).

Подготовку ко сну  можно провести под спокойную музыку. Дети раздеваются, делают теплые гигиенические процедуры (умывание теплой водой, хождение по дорожкам, принятие теплых ножных обливаний и т.п.), проходят в спальню и ложатся в кровати. Первые звуки мелодии способны снять излишнюю активность и возбуждение детей, оказывают общее успокаивающее действие. (Подбирать спокойную мелодию, снимающую напряжение должен педагог-психолог).  Происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания. В это время с ними можно провести дыхательные упражнения.

   Дыхание – важнейший процесс в организме человека. Благодаря ему,  наша кровь насыщается кислородом, питая затем каждую клеточку. Дыхание связано с работой нашей нервной системы. «Успокоиться» - значит установить глубокое ровное и неспешное дыхание.

   Когда дети уже лежат в кровати, с ними можно выполнить дыхательные упражнения, которые успокаивают и способствуют концентрации внимания, увеличению объема легких, улучшению кровообращения, активизации диафрагмы, в результате чего происходит интенсивный массаж внутренних органов, улучшается самочувствие и общее оздоровление (А.В. Семенович, Е.А. Воробьева).

   Теперь можно начинать сказку. Педагог, превращаясь в сказочного персонажа (Фею сна) одновременно с музыкальным сопровождением начинает рассказывать сказку, но не простую, а медитативную.

   Что такое сказка каждый из нас знает с самого детства. Но вот медитативная сказка – это что-то новое для большинства из нас. Медитативные сказки воздействуют на глубокие слои психики. Они помогают снять эмоциональное напряжение, психомышечный тонус, развить личностный потенциал. Подобные сказки, рассказываемые под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Во время прослушивания медитативной сказки происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.  Эти сказки  содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Во время прослушивания сказок мыслительная деятельность ребенка отдыхает, а работает только воображение.

   Медитативные сказки обладают волшебными свойствами, их применяют также при лечении детских истерик, они помогают развивать детскую фантазию, снять нервное напряжение, успокоить ребенка перед сном.  Медитативные сказки успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, так как в них закладываются лучшие представления о самих себе. Слушая эти сказки, дети светлеют душой, начинают осознанно воспринимать окружающий мир.  Медитативные сказки нацелены  на создание положительного эмоционального состояния перед сном; снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев, дабы мыслительная деятельность и психика ребенка отдыхали.  

   Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные слуховые, зрительные, обонятельные, тактильно-кинестетические образы. Данные сказки строятся по типу путешествия. Произносить текст нужно медленно и спокойно. Чтобы  ваша сказка убаюкала, надо проговаривать ее тихим голосом, чтобы ребенок начинал прислушиваться, переставал шуметь и ворочаться. Тон голоса должен быть немного бубнящим, монотонным, располагающим к клеванию носом. Фея сна (воспитатель),  подходит к каждому ребенку, гладит его по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки, голове) чем-то воздушным, мягким, пушистым - например, пухом, мехом, кисточкой. Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект.

   Сказка закончилась, но музыка должна продолжать играть еще 2-3 минуты.

   Уложив детей, воспитатель может сесть на стул, принять удобную позу и тоже расслабиться. Его состояние передается детям: они спокойнее спят. Педагог участвует в процессе релаксации как активное действующее лицо, получая от этого положительные эмоции и уравновешенное состояние. Гармоничный отдых снижает уровень общей тревожности дошкольников.

   Требования к рассказыванию медитативных сказок:

  • Ø Включить музыкальное сопровождение.
  • Ø Выполнить дыхательные упражнения.
  • Ø Текст, произносить, медленно и спокойно.
  • Ø Голос убаюкивающий.
  • Ø Проговаривать тихим и спокойным голосом.
  • Ø Тон голоса – бубнящий, монотонный.
  • Ø Уделить внимание каждому ребенку.
  • Ø Тактильный контакт.
  • Ø Использовать волшебные атрибуты: кисточка, палочка, перышко, пух, мех и т.п.
  • Ø Уложив детей принять удобную позу и расслабиться.
  • Ø По окончании сказки, музыка играет еще 2-3 минуты.

После пробуждения детей после дневного сна, целесообразно провести с ними снова  дыхательную гимнастику и закаливающие процедуры – обтирание тела

махровой рукавичкой. Рукавичка у каждого ребенка – индивидуальна. Обтирание может делать ребенок себе самостоятельно или  в паре друг с другом. Данные здоровьесберегающие технологии способствуют психосоматическому оздоровлению детей, повышают психоэмоциональный тонус, активизируют организм ребенка на активную деятельность.

  Помимо специально подобранных медитативных сказок с музыкальным сопровождением, рекомендуется использовать Антистрессовую аудио программу медитативных сказок «Дар» (Т. Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, профессор, психотерапевт) - новая разработка санкт-петербургского института сказкотерапии. Оказывает эффективное расслабляющее и релаксирующее воздействие на сознание. Программа состоит из семи специально сочиненных сказок положенных на релаксационный музыкальный фон. В результате прослушивания улучшается внутреннее самочувствие, возрастает тонус организма, возможен полноценный отдых.

   Правильно организованный дневной сон целесообразно использовать с раннего дошкольного возраста, делая подготовку к нему – неким ритуалом, переходящим в привычку. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет детям полноценно отдыхать в детском саду.

 

 

Медитативная сказка для засыпания

Представь, как на рассвете, пока все еще спят, ты заходишь в пробудившийся ото сна лес. На листьях деревьев, под солнечными лучами, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки прошедшего ночью дождя. Ты вдыхаешь свежий утренний воздух, шелковая трава нежно щекочет ноги, ветви деревьев приветствуют тебя своим тихим шелестом. Птицы поют твои любимые мотивы. На залитой солнцем поляне краснеет земляника. Ты срываешь сочные спелые ягоды и ощущаешь во рту их сладость. Из-под куста выглядывает ежик. Он касается своим влажным носом протянутой к нему руки и убегает. Ты смеешься и идешь дальше.

Выйдя из леса, видишь огромное прозрачное озеро. Ложишься на песчаный берег и смотришь в чистое небо. Шум волн действует успокаивающе. На голубом фоне - перистые облака, похожие на барашков. Тебе легко и спокойно.

А вот пролетает стая птиц. Наблюдая за их полетом, ты мечтаешь хотя бы о мгновении дарованной им свободы. И эта мечта осуществляется.

Медленно и плавно ты отрываешься от земли, поднимаешься над озером и летишь, словно птица, переставая ощущать свое тело. Оно такое легкое, как облака, которыми ты недавно любовался. Движения твои легки и свободны.

Ты паришь и наблюдаешь необыкновенную красоту, которую невозможно увидеть с земли. Сквозь кристально чистую гладь озера виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Из-под них высовывается маленький рачок, держа что-то в клешне.

Он торопится на свое первое свидание, и, опускаясь ниже, почти касаясь воды, ты видишь у него букет из водорослей, который он приготовил своей любимой. А вот и она появляется. На дне озера идет своя привычная жизнь.

Ты улыбаешься и чувствуешь, как внутри тебя нарастает что-то большое и сильное. Это необъяснимое чувство делает тебя богаче, начинают открываться непознанные до этого ощущения, от которых становится легко и хорошо.

Все, что тревожило раньше: все страхи и неприятности уходят, уступая место теплу и доброте этого солнечного утра.

Ты опускаешься на волну и она покачивает тебя, будто бумажный кораблик.

Облака, птицы, солнечные лучи - все улыбается вокруг, даря эти улыбки тебе.

Ты плывешь к берегу, поднимаешь со дна камешек на память о том мире, в котором сейчас находишься. Мире тепла, доброты и любви. Возьми его с собой, и вместе с этим камешком с тобой всегда будет то, что ты увидел и прочувствовал.

 

Перед сном

Давайте мы с вами вместе немного пофантазируем. Для этого нужно закрыть глазки. Закрыли? А теперь представим, что лежим мы не в постели, а на белом облачке. Оно очень мягкое, нежное и слегка нас покачивает.

На небе много-много звездочек. Они напевают нам свои любимые мелодии и своим сиянием освещают голубую прозрачную речку. Весь день в ней плескались и играли рыбки, а сейчас устали и плывут отдыхать. У них закрываются глазки. Они засыпают прямо на камушках. Над речкой пролетает птичка. Она смотрит в воду и видит на дне сонное царство.

Птичка тоже зевает и летит спать в свое теплое, уютно гнездышко. Стихает шум ветра, перестает журчать ручеек. На речке уже нет волн. Вода стала тихой и спокойной. Вместе с речкой уснул и лес. Все его зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как птичкам и рыбкам, до утра нужно набраться свежих сил, а эти силы дает сон. Рыбки и зверюшки очень любят смотреть сны. Поэтому засыпают раньше всех.

Когда засыпают люди, им снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем быстрее ты заснешь, тем больше интересного увидишь во сне. Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной ночи и тоже засыпает. Спит и солнышко.

Проснется оно только утром и разбудит тебя своими теплыми лучиками. Не спит только одна луна. Она рассказывает сказки всем спящим. Когда вы уснете, луна расскажет сказку и вам.  Вы мне потом расскажите, что вам приснилось. Спите  спокойно, детки. Сладких вам снов.

 

Медитативная сказка для засыпания "Гномик"

Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Их много-много. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человечка есть своя звезда. Она есть и у тебя.

На ней живет маленький Гномик. Это твой Гномик. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки. Белая бородка, а на голове колпачок. Синий, розовый, желтый... Сколько звезд на небе, столько и цветов. На конце колпачка - крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком и пряжка переливается таинственным лунным светом. А на ногах - башмачки с золотыми бантами.

Ты ложишься спать. Головка касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка, по которой к тебе спешит твой Гномик.

Слышишь? Топ-топ-топ... Это Гномик спешит к тебе по звездной лесенке. И башмачки его несут тебе сон, превращая твою подушку в белое мягкое облако. Оно нежно качает тебя на лучах твоей звезды. Маленькие ручки Гномика нежно гладят твою головку, глазки, веки. Он любит тебя, всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо-тихо. Только тебе. Ведь это - твой Гномик. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго Солнца. Какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам. Какие сказочные песни поют его друзья - птицы. С какой любовью и заботой он смотрит за тобой весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе со звезды, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи... И говорить, говорить с тобой...А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет тебе говорить: "Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя".

МЕДИТАТИВНАЯ СКАЗКА, которая может помочь ребенку успокоиться, настроиться на сон или просто уделить внимание развитию воображения. Прогулка маленького дельфиненка. Маленький дельфиненок покачивался на волнах и любовался ярким огненным кругом заходящего солнца. Багровые лучи касались моря и облаков, разноцветный горизонт манил вдаль.. Дельфиненок глубоко вздохнул и прикрыл глазки, стало темно и спокойно. Море было тихим и теплым. Где-то совсем близко крикнула чайка...звук повис ненадолго в воздухе. На берегу в окошках домов стали загораться огоньки, зазвучали вечерние песни, взрослые и дети прогуливались по берегу. Когда солнце совсем скрылось за горизонтом, дельфиненок еще раз огляделся вокруг, полюбовался сильными скалами, бездонным небом, бликами воды, отражающими свет вышедшей из-за облаков луны. Первая звездочка приветливо сияла на небосклоне. Одно за другим оживали загаданные желания в сердцах людей, то тут, то там загорались огоньки надежды. Плавно погружаясь в воду, маленький дельфиненок вспоминал свой прожитый большой день. Он почувствовал приятную усталость и разливающееся тепло во всем теле, наполняющее каждую клеточку. Наступила ночь...Тихое время...Время погружения на глубину...Время мечты и покоя...



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему "Сказкотерапия - раскрываем потенциал ребенка"

Консультация для родителей на тему "Сказкотерапия - раскрываем потенциал ребенка"

Сказка – не просто выдуманная история, это универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Современные психологи используют рассказывание сказочных сюжетов как способ не только контакта с ребенком, но и раскрытие его потенциала.

Волшебная  сила сказок известна с давних  пор. 
До нас дошло немало  
сказочных повествований, отражающих  многовековой опыт предшествующих  поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши предки  знали все эти достоинства  сказок и использовали их в  качестве самого эффективного  средства общения с детьми. Сказка  – универсальный язык, способный  в доступной форме донести  до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.

Современные  психологи  используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.  
 

Сила  терапевтических  сказок

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.  
 

Виды  терапевтических  сказок

   1. Дидактические сказки

Развивающие и  обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. др.

   2. Художественные сказки

Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.

  
 3. Диагностические сказки

Вы наверно  знаете, какие сказки и о чем  больше нравятся вашему ребенку. Это  означает, что ребенок на подсознательном  уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет  на себя модель его поведения. Так  девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша.

   4. Профилактические сказки

Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.

   5. Лечебно-психологические сказки

Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

 
  6.Медитативные сказки

Медитативные  сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев. 
 

В заключение:

Многие родители порой замечают, что они как  бы разговаривают со своим ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между родителями и ребенком.
 

Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с ребенком поможет в:

- воспитании, развитии и обучении ребенка;

- самопознании ребенка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....