Доклад "Технология исследовательской деятельности как условие повышения качества образования".
методическая разработка (старшая группа)

Зейналова Сара Нажмудиновна

Технология исследовательской деятельности как условие повышения качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследовательской деятельности как условие повышения качества образования.

Подготовила: Зейналова С.Н.

«То, что я услышал – я забыл.

То, что я увидел – я помню.

То, что я сделал – я знаю»

(Китайская пословица)

Слайд 2.Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв)

Слайд 3. Современные педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  •  технологии проектной деятельности;
  •  технология исследовательской деятельности;
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  •  личностно-ориентированные технологии;
  •  технология портфолио дошкольника и воспитателя;
  •  игровая технология;
  •  технология «ТРИЗ» и др.

Слайд 4. Позиция взрослого по отношению к ребенку:

«Не рядом, не над ним, а вместе!» 

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Слайд 5. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Цель исследовательской деятельности -  формирование у дошкольников   основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Слайд 6. Задачи исследовательской деятельности:

  • *Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
  • *Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • *Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • *Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • *Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • *Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • *Стимулировать желание детей экспериментировать.

Слайд 7. Методы и приёмы:

  • эвристические беседы
  •  постановка и решение вопросов проблемного характера
  •  наблюдения
  •  моделирование
  •  опыты
  •  фиксация результатов
  •  «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  •  подражание голосам и звукам природы
  •  использование художественного слова
  •  дидактические игры, игровые обучающие и творчески    развивающие

      трудовые поручения, действия.

Слайд 8. Типы исследовательской деятельности

  • 1.Опыты (экспериментирование)
  • Состояние и превращение вещества
  • Движение воздуха, воды
  • Свойства почвы и минералов
  • Условия жизни растений 

 2. Коллекционирование (классификационная работа)

  •  Виды растений
  • Виды животных
  • Виды строительных сооружений
  • Виды транспорта
  • Виды профессий 

3. Путешествие по карте

-Стороны света

-Рельефы местности

-Природные ландшафты и их обитатели

-Части света, их природные и культурные «метки» - символы

4. Путешествие по  «реке времени»  

-Египет — пирамиды

-История жилища и его благоустройство.

Слайд 9. Ребенок — природный исследователь окружающего мира.

Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игре.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Слайд 10. Целью исследовательской технологии является развитие познавательных  способностей дошкольников и создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Слайд 11. Экспериме́нт служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.

Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Слайд 12. Задачи экспериментирования:

  • Расширение кругозора детей  о предметах, явлениях, особенностях
  • Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  • Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  • Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
  • Развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, песочные часы и т.д.)

Слайд 13. Алгоритм действий

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Составление предварительного плана исследования

5. Проверка предположения.

6. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.

7. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.

Слайд 14. Детям необходимо уметь:

  • Видеть проблемы
  • Выдвигать гипотезы
  • Задавать вопросы.
  • Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «зависимость», «(не) совместимость», «(не)возможность» и т.д.
  • Классифицировать.
  • Наблюдать.
  • Делать выводы и умозаключения.

Слайд 15. Педагогу необходимо:

  • Создать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству
  • Создавать интересные проблемные ситуации
  • Четко формулировать проблемы
  • Обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности
  • Побуждать к самостоятельной постановке вопросов, выводам и обобщениям
  •  Знакомить с историей великих открытий
  • Разделить детский коллектив на малые группы

Слайд 16. Оформление результатов исследовательской деятельности

  • 1 раздел «Что я прочитал (или мне прочитали) по теме…
  • 2 раздел «Что я узнал о … (сбор информации по теме исследования)»
  • 3 раздел «Вопросы, которые возникли у меня, когда я …»
  • 4 раздел «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»
  • 5 раздел «Мои выводы о …»
  • 6 раздел «Мое сообщение, доклад  (о чем я расскажу ребятам)»

Слайд 17. В группе создана мини – лаборатория.

Слайд 18.Оборудование для исследовательской деятельности

Слайд 19.Материал, подлежащий исследованию

Слайд 20. «Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

                                         К.Е.Тимирязев

Слайд 21. Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы.

Слайд 22. «Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому,  что он узнал»                                                                                   В.А. Сухомлинский 

Слайд 23.Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.  «Технология исследовательской деятельност...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...