Доклад "Технология исследовательской деятельности как условие повышения качества образования".
методическая разработка (старшая группа)
Технология исследовательской деятельности как условие повышения качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология исследовательской деятельности как условие повышения качества образования.
Подготовила: Зейналова С.Н.
«То, что я услышал – я забыл.
То, что я увидел – я помню.
То, что я сделал – я знаю»
(Китайская пословица)
Слайд 2.Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв)
Слайд 3. Современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Слайд 4. Позиция взрослого по отношению к ребенку:
«Не рядом, не над ним, а вместе!»
Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Слайд 5. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Цель исследовательской деятельности - формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Слайд 6. Задачи исследовательской деятельности:
- *Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- *Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- *Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- *Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- *Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- *Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- *Стимулировать желание детей экспериментировать.
Слайд 7. Методы и приёмы:
- эвристические беседы
- постановка и решение вопросов проблемного характера
- наблюдения
- моделирование
- опыты
- фиксация результатов
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- подражание голосам и звукам природы
- использование художественного слова
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
трудовые поручения, действия.
Слайд 8. Типы исследовательской деятельности
- 1.Опыты (экспериментирование)
- Состояние и превращение вещества
- Движение воздуха, воды
- Свойства почвы и минералов
- Условия жизни растений
2. Коллекционирование (классификационная работа)
- Виды растений
- Виды животных
- Виды строительных сооружений
- Виды транспорта
- Виды профессий
3. Путешествие по карте
-Стороны света
-Рельефы местности
-Природные ландшафты и их обитатели
-Части света, их природные и культурные «метки» - символы
4. Путешествие по «реке времени»
-Египет — пирамиды
-История жилища и его благоустройство.
Слайд 9. Ребенок — природный исследователь окружающего мира.
Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игре.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Слайд 10. Целью исследовательской технологии является развитие познавательных способностей дошкольников и создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Слайд 11. Экспериме́нт служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.
Слайд 12. Задачи экспериментирования:
- Расширение кругозора детей о предметах, явлениях, особенностях
- Формирование способов познания путем сенсорного анализа
- Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
- Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
- Развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, песочные часы и т.д.)
Слайд 13. Алгоритм действий
1. Проблемная ситуация.
2. Целеполагание.
3. Выдвижение гипотезы.
4. Составление предварительного плана исследования
5. Проверка предположения.
6. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.
7. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.
Слайд 14. Детям необходимо уметь:
- Видеть проблемы
- Выдвигать гипотезы
- Задавать вопросы.
- Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «зависимость», «(не) совместимость», «(не)возможность» и т.д.
- Классифицировать.
- Наблюдать.
- Делать выводы и умозаключения.
Слайд 15. Педагогу необходимо:
- Создать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству
- Создавать интересные проблемные ситуации
- Четко формулировать проблемы
- Обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности
- Побуждать к самостоятельной постановке вопросов, выводам и обобщениям
- Знакомить с историей великих открытий
- Разделить детский коллектив на малые группы
Слайд 16. Оформление результатов исследовательской деятельности
- 1 раздел «Что я прочитал (или мне прочитали) по теме…
- 2 раздел «Что я узнал о … (сбор информации по теме исследования)»
- 3 раздел «Вопросы, которые возникли у меня, когда я …»
- 4 раздел «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»
- 5 раздел «Мои выводы о …»
- 6 раздел «Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)»
Слайд 17. В группе создана мини – лаборатория.
Слайд 18.Оборудование для исследовательской деятельности
Слайд 19.Материал, подлежащий исследованию
Слайд 20. «Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е.Тимирязев
Слайд 21. Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы.
Слайд 22. «Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский
Слайд 23.Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Методическая разработка: педсовет....
Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...
Сценарий педагогического совета «Технология исследовательской деятельности в детском саду как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
laquo;Скажи мне и – я забуду.Покажи мне – и я запомню.Дай мне действовать самому – и я научусь.»Китайская мудрость...
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства. «Технология исследовательской деятельност...
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...
Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"
Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....
«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»
Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...