Методическая разработка на тему «Традиционные формы деятельности в народном творчестве»
методическая разработка (средняя группа)
Общественное значение устного народного творчества, его познавательная, воспитательная и художественная ценность. Детский фольклор: специфика, история собирания и изучения, деление на жанры и принцип, положенный в основу классификации. Значение детского фольклора в народной «педагогике», семейном воспитании и развитии начал художественного творчества.
Сказка, загадки, песни – все это является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 16
Красносельского района г. Санкт-Петербург
Методическая разработка на тему
«Традиционные формы деятельности в народном творчестве»
Выполнила: воспитатель первой категории
Воронина Фаина Александровна
в группе № 3 на 2020-2021уч.
2021 г.
Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.
Задачи:
1.Показать взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с русским народным фольклором.
2.Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
3.Приобщать детей к истоком, русской национальной культуры, традициям.
4.Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках.
5.Формировать исторический кругозор через различные виды деятельности.
6. «Погрузить» детей в мир народных праздников и обрядов.
7.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в совместной деятельности.
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Сентябрь | Мастер-класс по изготовлению композиции «Осенний букет». | Чтение русской народной сказки«Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат» Разучивание стихов про Осень. Разучивание песни «Мыши водят хоровод..» | Д\И «Сложи картинку» Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память. | Рисование«Осенние листочки» Аппликация «Грибная поляна» Цель: Формировать умение составлять узор, учить подбирать краски. | Русская народная игра «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… » Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами. |
Организация среды | Выставить в уголке чтения Книги по теме «Осень-кладовая здоровья». | ||||
Формы работы с родителями | Оформление папки- передвижки: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». |
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Октябрь | Дид.ира«Собери самовар из частей». Цель: учить собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу. С.р.и «Бабушкин сундучок» Цель: Воспитывать уважение к родителям, бабушкам, семейным традициям. | Разучивание стихов «Матрешкиныпотешки» Цель: Формировать образность речи. Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. | Внесение в изо уголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из резного дерева. | Аппликация «Матрешка» Цель: Развивать навыки наклеивания одинаковых элементов из бумаги. Лепка. Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов- короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику. | внесение в музыкальный уголок записей русских народных колыбельных песен. Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства. |
Организация среды | Выставка изделий «Народное творчество». | ||||
Формы работы с родителями | Привлечение родителей к оформлению альбома «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей». Цель: привлечь родителей к совместной деятельности, активизация творчества родителей; пополнить знания родителей о необходимости читать с детьми стихи и потешки. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Ноябрь | Д.Игра «Найди лишнее» Цель: учить находить предметы определенного промысла. «Посиделки в горнице». Цель: Познакомить детей ос тем, как жили русские люди; о быте и традициях. | Чтение и театрализация сказки «Вершки и корешки» Цель: Закрепить знания об овощах. | Беседа «Наши заготовки» Цель: учить понимать значимость осенних заготовок. Проведение праздника «Осень в гости к нам пришла» Цель: Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей. | Мастерская кукольника «Куклы- обереги» Аппликация «Капустка» Цель: Развитие мелкой моторики, умение работать в группе. | Разучивание танца «Веся ,веся капуста» Цель: Умение двигаться в хороводе. Народная игра «Колечко» Цель: Формировать внимательность. |
Организация среды | Изготовление атрибутов, выставка рисунков. Поделки совместной деятельности. | ||||
Формы работы с родителями | Заключительное Мероприятие «Осень в гости к нам пришла». Создание альбома, презентации к празднику. Участие в конкурсе «Осенняя мастерская». |
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Декабрь | Д.ирга «Не законченный сюжет» Цель: развитие образного воображения. Д.игра разрезные картинки «Герои сказок» Цель: Развитие мышления. | Разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит» Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. | Беседа«В тесноте, да не в обиде» Цель: учить понимать добрые и плохие поступки героев. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Цель: развитие устной связной речи. | Конкурсы ««Любимый сказочный герой» Цель: развивать творческие способности. внесение в музыкальныйцентр деревянных ложек, свистулек, бубна, колокольчиков, бубенцов, рубеля. Д/и «Угадай, на чём я играю»Цель: развивать слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию, пополнять активный словарь. | Игры малой подвижности «Сказка», «Буратино». Цель: закреплять умение повторять описываемые движения. |
Организация среды | Выставка книг в речевом уголке «Сказки». Дополнить атрибуты в уголок Театрализации. Приобретение новых книг со сказками. Раскрасок. Игр - «герои сказок». | ||||
Формы работы с родителями | Привлечение родителей атрибутов, костюмов для уголка театрализация. Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». |
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Январь | Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку». Цель: Развивать творческое мышление, сообразительность. Экспериментирование «Ледяные игрушки» Цель: изучить свойство воды и льда. | Рассказывание сказок. Слушание русских народных песен по теме «Рождество Христово», колядок, их заучивание. | Беседа с детьми на тему «Рождество Христово». Цель: дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово. Рассматривание иллюстраций русских художников по теме «Рождество Христово». | Рисование «Рождественская звезда». Цель:Продолжать формировать умение, закрашивать не выходя за контур, нетрадиционные способы рисования. Аппликация «Рождественский сапожок» Цель: Учить детей выполнять аппликацию из ткани. | Игра «Пирог» Игра «Ты катись, катись снежок». Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека. |
Организация среды | Развлечение для детей «Рождественские посиделки». Выставка совместных работ «Рождество Христово» плакаты, иллюстрации, детская библия, репродукция иконы «Рождество Христово». | ||||
Формы работы с родителями | Консультация для родителей «Русские народные традиции проведения праздника Рождество Христово Цель: Расширить представления детей дошкольного возраста о традициях проведения праздника Рождество Христово. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Февраль | Д.игра «Кони расписные». Цель: приобщать к истокам духовной культуры русского народа, формировать представление о народной игрушке традициях и обычаях. Игра «Кто это?» (составление петушка с помощью геометрических фигур) | Чтение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и рассматривание иллюстраций И.Билибина к произведению. Разучивание народной считалки. «Дора, дора, помидора» Цель: объяснить что такое диалект. | Беседа «Старинные русские профессии и ремесла». Экскурсия на выставку (в группе) Цель: Воспитывать интерес к истории русской культуры, | Рисование «Дымковский петушок» Цель:познакомить с дымковской игрушке и её орнаментом; способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора. | Игры ловишки «Два мороза» , «Пятнашки». Цель: способствовать сплачиванию коллектива, действовать по правилам. |
Организация среды | Выставка игрушки выполненные в разнообразных техниках: дерево, глина ,соленое тесто, солома. и тд. Дидактический материал :Книги,раскраски,иллюстрации. | ||||
Формы работы с родителями | Провести выставку совместного творчества детей и родителей. Консультация для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси». |
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Март | Словесная игра «Какие бывают блины». Цель: приобщать к истокам народной культуры. Беседа о традициях Масленичной недели Цель: познакомить с понятием традиция. | Чтение и разучивание стихов и песен о масленице. Пальчиковая гимнастика «В гости» Цель: развивать мелкую моторику рук. Артикуляц. гимнастика «Блинчики»Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. | Беседа «Вот мчится тройка удалая» Цель: Дать представление о русской тройке. С.р.игра.»Идем в гости на блины» Цель: закрепить правила этикета. | Рисование «Солнышко и чучело» Цель: Познакомить детей с главными атрибутами праздника «Масленица» главными атрибутами праздника Солнышко и чучело. Конструирование «Кукла Масленица» Цель: учить использовать подручный материал. | Хоровод «Солнышко» Игра перетягивание каната (команда зима- команда весна) «Метание мешочка в цель», или «Попади снежком в цель». Цель: Знакомство с традициями русского народа. |
Организация среды | Игровое мероприятие «Масленица». Выставка работ детского творчества. Выставка альбома «Традиции празднования Масленицы». Подбор книг по теме «Народные традиции и игрушки» Цель: формировать целостной картины мира. | ||||
Формы работы с родителями | Привлечь родителей в создании совместного рисунка или поделки на тему «Масленица». Изготовление блинов к мероприятию «Масленица». |
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Апрель | Д.игра «Пасхальная палитра» Цель:формировать умение составлять цветовое ощущение от увиденного. Д.игра «Двойные пазлы» Цель: вызвать интерес к предмету через игру. | Разучить песню «Пасхальное яичко» Сказка «О пасхальном Яйце».Цель: развивать творческие способности. | Беседа: «Угощение на Пасху», «Праздник Пасха». Театрализация «Курочка ряба» Цель: развивать артистичность, умение войти в роль. | Рисование с элементами рельефной лепки «Пасхальный кулич » Цель:Приобщение детей к национальной культуре,к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Аппликация «Пасхальная открытка для бабушки» | Песня – хоровод «ВЕСЕЛАЯ КАПЕЛЬ» игра «КАТИСЬ, ЯИЧКО» Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить с православным праздником, обычаями и традициями русского народа. Воспитывать любовь к своей стране и русской культуре. |
Организация среды | Выставка старинных открыток, пасхальных тарелочек, декоративных яиц. Дидактический материал по пасхе. Календари. | ||||
Формы работы с родителями | Мастер-класс с родителями по изготовлению «Куклы обереги» «Мартинички» «Не разлучники». Консультация « Семейные традиции» Цель: формировать духовные отношения в доме. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Май | В гостях у лесовичка «Ранней весной на лесной полянке» Цель: воспитывать культуру общения детей. Д.игра. «Домик для листочков» Цель: закреплять знание детей о строение деревьев. | Разучивание закличек (зазывалоче,песенки-веснянки.) Разучивание стихотворения (Е. Карганова) Если снег повсюду тает. Цель: приобщать детей к истокам народной культуры. Пальч.гимнаст.»Десять птичек». Цель: укрепление мелкой моторики. | Разучивание танца с сопровождением песни. «Во поле береза стояла». Цель: уважение к главному символу России. Рассматривание картин на тему Весна. | Лепка из соленого теста «Весенние птички» Цель: знакомить с древним обрядом закликания весны. Рисование (раскрашивание ранее изготовленных птичек). | Русские народные игры «Конь-огонь», «Ручеек», «Гуси-гуси». Цель: воспитывать любовь к природе. |
Организация среды | Выставка книг по те теме «Весна». Игры, наглядный материал. Оформление группы. | ||||
Формы работы с родителями | Мастер-класс «Весенний венок» Цель: развивать совместную деятельность. |
Список используемой литературы:
- Абрамова Л.В.,И.Ф.Слепцова Социально-коммуникативное развитие дош. 3-5 лет. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017
- Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – 2 –е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.
- Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий средняя к школе группе. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016
- Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Средняя к школе группе. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016.
- Калашникова О.В Праздники в детских садах. Изд-во «Учитель» 2000
- Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
- Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-5 лет Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-5 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
- Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду.4-7 Изд-во «Академия развития» 2008
- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду:Средняя к школе группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017
- Петрова И.М. Объемная аппликация. Изд-во «Детство Пресс» 2000
- Рубцова Е. Поделки из соленого теста Издательский дом «Владис»
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть II». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Зима». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть I». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий 3-4года - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...
Методическая разработка образовательного проекта «Ознакомление детей с устным народным творчеством»
В ходе реализации проекта происходит приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к устному народному творчеству через игры со сказками»
Пояснительная запискаОдним из основных видов устного народного творчества является сказка.Она помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, ...
Методическая разработка по развитию речи с использованием русского народного творчества
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...
Методической тема: Традиционные формы деятельности в народном творчестве.
Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.Задачи:1.Показать взаимосвязь народного деко...
Методическая разработка мероприятия тема: «Традиционные праздники в моей семье»
Мероприятие «Праздники в моей семье» разработано и проведено воспитателем подготовительной группы для детей 6-7 лет, с целью - ориентировать учеников на ценности семьи....