Консультация "Воспитание девочек и мальчиков"
консультация (старшая группа)
Эта консультация расчитана на родителей, которые хотят воситать будущего мужчину и будущую женщину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_devochek_i_malchikov_kons.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Воспитание девочек и мальчиков
«Будущий мужчина или как воспитывать мальчика.
Будущая женщина или как воспитывать девочку»
Различия между мужчинами и женщинами фиксируются в любом человеческом обществе, а проявление их отмечают во внешнем облике и поведении, психологических реакциях и выборе профессии. Долгое время такие признаки считались незыблемыми и воспринимались как естественное следствие биологических различий.
В последние годы специалисты обращают всё больше внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учёта их пола чревато многими последствиями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но нередко на дальнейшей жизни. Эта актуальная сфера человеческой, особенно детской жизни до недавнего времени не была предметом систематических научных исследований, и широко бытующие обыденные представления о ней искажены множеством предрассудков и ничем не обоснованных, но якобы научных догм.
Внимание на проблему полоролевой социализации детей отечественные учёные стали обращать только в конце прошлого века. До этого времени отечественная наука, по замечанию И.С.Кона, была «бесполой»: изучалось психическое развитие ребёнка, личности без учёта половой принадлежности.
Представление о себе как о представителе определённого пола, о мужчинах и женщинах начинают формироваться в дошкольном возрасте. Ребёнок учится общаться со сверстниками и взрослыми, складываются первые впечатления о семье, взаимоотношениях внутри неё, воспитывается уважение к старшим.
Вопросы о том, какова роль мужчины и женщины в современной семье, на работе, во власти возникают всё чаще.
Соотношения «мужского» и женского изучались уже в античной философии и мифологии: греческая философия (мужское – это форма, женское - материя; Небо-Земля; Мужчина соответсвует творящему, женское – воспринимающему). Восточная философия (Инь – земное, пассивное, отрицательное. Женское; Янь – небесное, деятельное, позитивное, мужское); в индуизме (Шива – мужское начало присутствует в неподвижном, сознательном, однородном, духовном; Шакти – женское начало присутствует в изменчивом, бессознательно-жизненном, природном).
Зачем природе мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А.Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на потомков. И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков. Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи. При этом женский пол сохраняет свой генотип памяти всё наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его - по возможности не допустить изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской на прогресс. Но каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется.
Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья - самый древний и важный институт воспитания. На протяжении многих веков она имела огромную силу, у русских возводилась в культ. Гордились многодетными семьями. Дети воспринимались как основное богатство семьи.
(Мальчик – наследник, девочка – мать, хозяйка. После обмытия новорожденной девочки воду выливали в малину, чтоб красивая была).
Семья, как пирамида. Есть стержень и на нём все держатся. Стержень – вера, а за неё держится семья. Отец – большое кольцо, мать – кольцо поменьше, а следом дети. Чем больше детей, тем выше пирамидка. И по – другому никак нельзя, иначе пирамидка будет неправильная, перекошенная.
Сегодня ребёнок видит разные пирамидки и не всегда они правильные, прямые. И не всегда большие и красивые.
А мы, взрослые, пытаемся по стереотипу воспитывать: мальчики – мужчины, защитники (добавляют родители)
Девочки - женщины, добрые (добавляют родители)
А надо ли это делать?
Надо. Сохранить в генотипе образ женщины и мужчины как было и раньше. Как и вы этого хотите. Это и есть задача гендерного воспитания в ДОУ и семье: формирование основ гендерного проявления (моделей поведения и отношений). Под гендером понимается социальный пол человека.
Вопрос гендерного воспитания актуален для ДОУ и семьи, так как основы гендерного воспитания закладываются в дошкольном возрасте до 7 лет. Уже в 2-3 года начинают понимать, что они либо мальчик, либо девочка, и обозначают себя соответствующим образом;4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменен: мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами.
А вот какими станут мальчики и девочки, состоит наша с вами задача. Ошибаться не хочется. Рассмотрим анатомо-физиологические особенности полов и различия в психических качествах.
В эмбриональный период у мальчиков и девочек под влиянием половых гормонов уже формируются некоторые особенности развития мозговых структур(Т. А. Репина). У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные многоэтапные поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Отсюда можно сделать вывод, что у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению, чем у мальчиков, у которых мозг «созревает» для полноценной учёбы только к восьми годам. Таким образом, мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По исследованиям наших физиологов М.М. Безруких и В.Д. Еремеевой, у 2/3 девочек к поступлению в школу уже достаточно развиты графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи, тогда как каждый второй мальчик приходит в школу в состоянии «незрелости», у девочек выявлен более высокий уровень работоспособности и смысловой памяти.
В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола, поэтому есть данные о различиях психологических характеристик у мальчиков и девочек. А. Геззел обнаружил, что у мальчиков лучше развита крупная моторика, у девочек - мелкая. Девочки превосходят в скорости арифметических операций, лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики, как правило, лучше решают пространственные задачи, лучше ориентируются на местности, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута.
У девочек лучше развиты речевые навыки (беглая, ясная речь), лучше правописание, навыки чтения, память на слова, словарный запас, лучше усваивают иностранные языки, в целом большая склонность к гуманитарным предметам. У мальчиков более развиты способности к точным наукам, выше точность прицеливания.
Технические способности раньше развиваются и лучше выражены.
Лучше выполняют задания на различения, на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных. У девочек более развиты перцептивные способности и вербальные, а у мальчиков зрительно-вербальные. Девочки раньше начинают рисовать и делают это охотнее, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. Сенсорная чувствительность у них более восприимчива. Они чаще могут напеть мелодию, имеют более тонкий музыкальный слух. У девочек более точная и прочная зрительная память, они лучше видят в темноте. Эмоциональная сфера более сензитивна (восприимчива), они легче переносят стресс.
БагруновВ.П., В.Г.Каменская ,В.В Печенков, отмечают, то имеются существенные различия в мышлении: в темпах, стратегиях, переработки и усвоения информации детьми разного пола. Мальчики ориентированы на действие, воспринимают информацию быстрее, не нуждаются в повторении, девочки - на общение, более продуктивно работают в спокойном темпе, повторения им необходимы. Высокий темп подачи новой информации для мальчиков способен снять многие проблемы с дисциплиной. Особенности формирования различных операций мышления следующие: у мальчиков лучше развиты пространственно-визуальные навыки, они хорошо работают с картами, схемами, математическими формулами, имеют более развитый внутренний план действий. Девочки при решении даже математических задач используют вербальные средства вследствие более развитых речевых навыков и лучшего словарного запаса.
Внимание у мальчиков более подвижное и неустойчивое, более продолжительный период включаемости, период продуктивной работы наступает позже, чем у девочек.
Что касается уровня эмоциональности в процессе обучения, надо отметить, что для девочек важна эмоциональная составляющая подачи информации для лучшего её усвоения при наличии устойчивых положительных эмоций. Для мальчиков же необходим постоянный в течение урока переход от эмоциональной фазы к информативной, при этом мальчики нацелены на смысл воспринимаемой информации, эмоциональная составляющая может быть умеренной. Уровень адаптивных возможностей у девочек выше, у них преобладают приспособительные реакции.
И.А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Ученые также выявили преимущество девочек по избирательной устойчивости, по уровню произвольного внимания.
Существенные различия обнаружены еще по одному психическому процессу - памяти. Девочки лучше запоминают материал на слух как отдельных слов, так и предложений и целых рассказов (смысловая память),а также у них превосходство в запоминании имён и по богатству словесных ассоциаций (это наблюдается у них уже в 3 года).Исследования Н.Л. Горбачевской и др. показало ,что зрительная память старших дошкольников лучше развита у мальчиков.
Вербальный материал — слова, предложения, рассказы -активно осваиваются обоими полами, без этого невозможно существование в обществе.
Знаковая информация более соответствует интересам и склонностям мужского пола, но и в её запоминании женский пол оказался сильнее. В исследованиях образной памяти половые различия либо не обнаруживались, либо было превосходство мальчиков. А там, где вместе с изображением надо было запомнить названия, преимущество имели девочки. Таким образом, преимущества женской памяти наблюдается тогда, когда используется вербальная информация.
Таким образом, обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что на ранних этапах развития ( до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков в интеллектуальном развитии.
Очевидно, что дети разного пола имеют определенную специфику в развитии познавательно - психических процессов, значит должны быть определены и особенности процесса формирования готовности к обучению. При формировании готовности к обучению в школе мальчиков и девочек целесообразно использовать различные методы, средства и формы работы. По данным Хризман Т.И.(1989 г.) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируется и развивается два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций. Следует помнить, что мальчики и девочки имея разное строение мозга, ведут себя по -разному, поэтому крайне важно в процессе обучения и воспитания учитывать эти различия, помочь раскрыть те уникальные возможности ребенка, которые даны ему своим полом.
Роль родителей в половой идентификации ребёнка
Семья образует интимный, приватный мир человека, это самая близкая к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит её с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Родители ждут не просто ребёнка вообще. Они пытаются загадать, какого пола он будет. Им очень важно, будет это сын или дочка, потому что, пока он не родился, они представляют его то малышом, топающим рядом, то малышкой, с красивым, пышным бантом. То они видят его или её школьниками, то юношей и девушкой.
Но вот он родился. Счастливые родители, которые имеют детей разного пола. Ведь уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Во все времена родители интуитивно чувствовали разницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговаривали с сыном и дочкой, используя немного отличающиеся жесты и мимику, по - разному пели колыбельные. Специалисты и родители из многодетных семей отмечают, что мальчиков, даже совсем маленьких чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания ( отойди, принеси, сделай, перестань...), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый...), мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить.
Итак, все дети развиваются по-разному. Но, одинаковые результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика и девочку. Да нет одинакового воспитания! Отец и мать по-разному видят и осуществляют воспитание своих общих детей. И именно родители ответственны за половое воспитание своих детей так как только они могут научить их взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей — главный воспитывающий фактор воздействия на ребёнка. « Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок». ( В. И. Кочетков).
Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего, сами должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности), и женственности ( феминности). Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких — либо мужских или женских начал ребенка, особенно в кризисные периоды 3-7 лет и в период полового созревания. Отношение родителей к собственному телу во многом определяют нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребенка со своим телом. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передаётся ребёнку. Если родители ведут себя естественно, то ребёнка до поры, как правило, не смущает его обнаженное тело.
Ребенок может любопытствовать по поводу телесном различии полов, происхождении детей и т.п. Такое естественное любопытство должно правильно удовлетворяться родителями. Полезно заранее знать ответы на возможные вопросы детей.
К сожалению, не существует универсальной « технологии» воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающим полным научным знанием о семье.
Вся система полоролевых взаимоотношений и дифференциации полов переживают кризис. С одной стороны, дискриминация женщин, с другой - тревога по поводу «феминизации» мужчин, подрыва «мужского» начала в обществе. Такое несовпадение чаще проявляется в поведении ребёнка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.
Считается, что отцы больше, чем матери строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и играют большую роль в половой идентификации ребенка. Матери относятся к сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по - видимому, одинаково влияют на формирование половой идентификации у ребенка того же пола.
Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке её женственные черты, а в мальчике - мужественность.
Правильно ориентировать девочку - это значит одевать и воспитывать её в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду, развивать женские качества, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, развивать мягкость, справедливость, восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому, приобщать к шитью, вышиванию, вязанию.
В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность (тактично направлять )принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери. Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, в которых мальчик мог бы проявить себя как представитель «сильного» пола, приучался бы брать большую нагрузку, ответственность за слабых.
Необходимо уделять внимание и физической подготовке мальчиков. А в
этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.
Перед ребёнком всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, если у ребенка есть свои планы и стремления, свои интересы. Он имеет право на ошибку, учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым своими родителями таким, каков он есть. Родительская забота иногда имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Ребенок тогда вместо благодарности испытывает раздражение. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.
Таким образом, мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя - это что-то особое, своеобразное, иное существо. Родительская любовь - одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Правильная, разумная любовь родителей помогает ребенку раскрыть свои способности, найти своё место в обществе, стать личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ.
Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. Поэтому необходимо учмтывать индивидуальные различия мальчиков и девочек ...
план по самообразованию на тему" Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду"
гендерное воспитание в семье и детском саду...
Девочки и мальчики - два разных мира
Психофизиологические особенности развития мальчиков и девочек....
Занятие по формированию культуры поведения. Средняя группа. Воспитатель Нижегородова Е.В. Тема: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Задачи:Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;Учить детей правилам знакомства со взрослыми и детьми;Развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллект...
Перспективы взаимодействия ДОУ и семьи в использовании здоровьесберегающих технологий для девочек и мальчиков-март_2012
Перспективы взаимодействия ДОУ и семьи в использовании здоровьесберегающих технологий для девочек и мальчиковТеоретический материал к ГМО подготовлен Ждановой Л.В. 15март...
Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил.
проект по гендерному воспитанию...
Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.
Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....