Консультация СЕМЬЯ
консультация
Семья - уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_semya.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи
Понятие, типы, функции семьи
Семья - уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.
Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, - базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, - той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.
Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»
В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.
Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.
Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия.В первую очередь:
• отношение к себе;
• стиль отношений с другими людьми;
• представления о себе как о мужчине или женщине;
• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;
• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.
Таким образом, семья - основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку - та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.
Таким образом, семья - это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.
Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.
Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.
Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.
Семья - это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:
• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.
• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.
• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.
• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.
• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.
• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.
Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семьеможно расположить на двух условных шкалах:
• «нормальная - аномальная семья»;
• «идеальная - реальная семья»;
Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.
В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.
Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.
Типы семей:
Семья и брак - культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.
Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,
•Принадлежность супругов к определенной социальной общности:
1. Эндогамия;
2. Экзогамия.
•Количество брачных партнеров:
1. Моногамия;
2. Полигамия;
• Юридическое оформление брачных отношений;
1. Официально зарегистрированный брак;
2. Фактический («гражданский») брак.
• Структура власти в семье:
1. Традиционная патриархальная;
2. Традиционная матриархальная;
3. Неопатриархальная;
4. Неоматриархальная;
5. Эгалитарная.
• Количество поколений в семье:
1. Однопоколенная;
2. Нуклеарная;
3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).
•Наличие родителей:
1. Полная;
2. Неполная (материнская и отцовская);
3. Функционально неполная(«квазинеполная»);
4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.
• Количество детей в семье:
1. Малодетная;
2. Среднедетная;
3. Многодетная.
Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.
• Качество выполнения семейных функций:
1. Нормально функционирующая;
2. Дисфункциональная.
•Состояние психологического комфорта:
1. Благополучная;
2. Неблагополучная.
•Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:
1. Зрелая;
2. Проблемная.
•Удовлетворенность супругов своим браком:
1. Оба удовлетворены браком;
2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;
3. Оба не удовлетворены браком.
Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].
Функции семьи:
Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию
• Порождение и воспитание детей.
• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.
• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви
• Создание условий для развития личности всех членов семьи.
• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.
• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Семья и нравственное воспитание"
Консультация для родителей...
Консультация "Семья и нравственное воспитание"
Главную роль в формировании характера ребенка, поведения его должна играть семья...
Консультация Семь родительских заблуждений о морозной погоде
Родительские заблуждения о морозной погоде...
Консультация "Семь родительских заблуждений о морозной погоде"
Консультация для роителей "Семь родительских заблуждений о морозной погоде"Подготовила Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная Шапочка"...
Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»
Актуализация иуточнение знаний родителей о гендерном воспитание использование генднрного подхода при воспитание ребенка семье....
Консультация «Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности личности»
Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....
Консультация "Семья – это семь Я"
Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье...