Игры по ТРИЗ- технологии
материал
Предварительный просмотр:
Игры по ТРИЗ- технологии
«Все в мире перепуталось»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.
Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.
Природный мир: воздух, вода, земля.
Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …
Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.
Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?
«Хорошо-плохо»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового.
Ход игры: Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.
Пример: родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.
«Чем был - чем стал»
(метод системного анализа,метод маленьких человечков, с 4-х лет)
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.
Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.
Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.
Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.
«Фоторобот»
(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
«Помоги герою»
(метод Робинзона, с 6-ти лет)
Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.
Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.
Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по ТРИЗ технологии
В данной статье приведено описание некоторых дидактических игр основанных на ТРИЗ технологии. Материал поможет начинающим педагогам разобраться в особенностях игр и на основании образцов придумать сво...
Консультация для родителей ДОУ "Игры по ТРИЗ – технологии для второй младшей группы".
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...
Игры по ТРИЗ - технологии
Игры по ТРИЗ - технологии...
«Волшебный коврик» - авторская игра по ТРИЗ технологии
Данная игра предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи). Возрастная категория детей: 6-7 летЦель: Формирование мыслительных операций диалектического хара...
Игры по ТРИЗ технологии в ДОУ
ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве,...
Символы к дидактической игре "Карусель" (ТРИЗ технология) по профессиональной ориентации.
Цель: систематизировать знания детей о профессиях. Учить подбирать свойства, признаки профессий по символам....
Консультация для родителей "Игры по ТРИЗ-технологии"
Консультация для родителей "Игры по ТРИЗ-технологии"...