Консультация для родителей
консультация

Кошкина Екатерина Сергеевна

"Если ребёнок обижается"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc542 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Если ребенок обижается»

Обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого.

Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до3-4-х лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер.

Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.

Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся следующие:

• Игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли) ;

• Отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке) ;

• Неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки) ;

• Успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания».

Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой – дети отказываются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины обидчика является спецификой данного феномена.

Какие особенности взаимодействия взрослых с ребенком способствуют тому, что он начинает проявлять обидчивость:

- Когда родители подавляют, не принимают индивидуальные особенности ребенка.

Можно выделить некоторые общие природные особенности детей, склонных часто обижаться: эмоциональная чувствительность, ранимость, выраженность чувства Я. Если родители не принимают эти особенности ребенка, подавляют его потребность в безусловном принятии, то ребенок начинает реагировать на это частыми обидами.

- Когда родители не верят в способность ребенка справляться с трудностями самостоятельно. Тогда они чрезмерно опекают ребенка, не научая его встречаться с трудностями. Важно помогать узнавать ребенку «кто Я», «какой Я», учить принимать свои слабые стороны, узнавать сильные.

- Когда родители не выставляют поведению ребенка никаких границ, потакают всем его желаниям, способствуя завышению ожидания от мира, у ребенка формируется представление «Все мне должны, мир вертится вокруг меня, я самый главный».

У ребенка формируется одно представление о мире (например, «мама должна всегда мне покупать игрушки») – это ожидание основано на опыте, которые родители сами же часто и поддерживают, а потом в один прекрасный момент решают начать с этим бороться. У ребенка возникает протест в виде обиды или истерики.

Что делать родителям обидчивых детей?

- Учите ребенка озвучивать свои мысли, желания. Дайте ему понять, что вы не умеете читать его мысли.

Задача родителей – научить ребенка говорить о своих чувствах, эмоциях, желаниях.

- Постепенно и последовательно выстраивайте ограничения в поведении ребенка. Важно учитывать то, как мы реагируем в ответ на ограничения ребенка.

- Учите ребенка ставить себя на место Другого. Поэтому так важно говорить ребенку о себе, о своих переживаниях.

- Постарайтесь озвучивать ребенку разные мотивы ситуаций, по отношению к которым он обижается.

- Учите ребенка не копить обиды. Практикуйте с ребенком правило: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».

- Обсуждайте с ребенком разные способы обходиться с обидой.

- Придумайте сказку про обиду.

- Обязательно хвалите ребенка за хорошо рассказанное стихотворение, поделку, рисунок, участие в уборке квартиры и т. п. Однако, ни в коем случае при этом не сравнивайте его с другими детьми, чтобы не вызвать чувство соперничества.

- Постарайтесь объяснить ребенку, что оценка других людей не всегда является истиной и это не повод для обиды. У каждого человека есть своя точка зрения, он имеет на это право. И ни в коем случае не стоит из-за этого обижаться.

- Важно регулярно посвящать совместным с детьми занятиям достаточно времени.

- Помните, ребенок не должен оставаться со своими обидами «один на один». Попробуйте разговорить ребенка, предложите ему побить подушку, громко похлопать или потопать и т. п.

Необходимо, чтобы не только мама посвящала время ребенку, но и папа активно участвовал в его жизни! Если папа не будет говорить сыну, какой тот сильный и умный мальчик, а дочке – какая она красавица, то впоследствии дети могут страдать от заниженной самооценки.

Как вариант можно нарисовать свою обиду, затем порвать листок на мелкие части и выкинуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...