Использование игровых технологий в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения
статья (младшая группа)
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.Применения игровых технологий позволяет наладить доверительное отношение с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_dlya_adaptatsii_detey.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.
Детям раннего возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Можно себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детское учреждение? В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков. Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность организации педагогического процесса.
В своей работе с детьми мы стараемся использовать разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Применения игровых технологий позволяет наладить доверительное отношение с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду
Цель игровых технологий в адаптационный период - не развитие и обучение ребёнка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым.
Основная задача игр в адаптационный период - дать возможность ребенку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Учитывая значимость игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ наименее болезненным.
Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.
Вся работа строится на основе игрового метода. В нашей группе «живет» сказочный, волшебный зайчик (мягкая игрушка), который любит детей, их друг, помогает адаптироваться. Он всегда пожалеет, улыбнется, поиграет с детьми, приглашает их на занятие. После того, как ребенок вместе с героем попадает в групповое помещение, немаловажным является то, чтобы его внимание могло переключиться на какой-либо объект, и, конечно в этом помогает развивающая предметно-пространственная среда группы, созданная с учетом принципов открытости и доступности, в которой особое внимание уделяется созданию условий для психологического комфорта. Данная задача решается через использование (внесение) оборудования для снятия стресса: уголок уединения (мягкий диванчик, игрушечный телефон, подушка для релаксации, цветные клубочки т.д.), природное окружение (игры с водой, песком, крупами, шишками, мыльными пузырями и т.д.); пособия для снятия мышечного напряжения, для выполнения дыхательных упражнений, зона двигательной активности (в том числе создание полосы препятствий, преодоление которой доставляет массу удовольствия, формируя у детей необходимые двигательные умения), систематизация и оформление аудиотеки музыкальных произведений, картотеки игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Технология адаптации детей предполагает включение таких игр как:
- игры для налаживания контакта взрослого с ребенком;
- игры для мышечного и эмоционального расслабления;
- коммуникативные игры (формирование социальной осведомлённости);
- игровые упражнения для формирования у ребенка чувства уверенности
(познавательной осведомлённости)
Игры для налаживания контакта взрослого с ребенком очень важны. Эти игры учат ребенка доверять взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Игры сопровождаются улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Не следует жалеть похвалы для ребенка за каждое правильное действие.
«Дай ручку!»
Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку: Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не стоит подходить слишком близко, слова обращения произносятся спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, взрослый и ребенок находятся на одном уровне, смотрят в лицо друг другу.
«Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Ваня пришел!" Игра повторяется.
«Солнце или дождик?»
Ход игры: цветы разложены на полу, у взрослого в руках зонтик.
- Дети мы сейчас с вами пойдём гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит
солнышко, и можно собирать цветы (дети ходят по комнате, собирают цветы).
Взрослый начинает стучать в бубен.
- Ой, дождик пошёл, бегите под зонтик, а то намочите ножки!
Игра повторяется несколько раз.
«Поезд»
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
«Хоровод с куклой» (проводится с двумя-тремя детьми)
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, "Веселую дудочку" М. Красева).
«Солнечные зайчики»
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики, играют на стене. Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе! По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.
Переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение. Одним из эффективных средств адаптации являются игры для мышечного и эмоционального расслабления (с песком, водой, с природным материалом).
Игры с песком: «Песочные следы», «Найди игрушку в песке»
Ход игры: воспитатель предлагает детям разные манипуляции с песком: построить фигурки, сделать следы, отпечатки пальцев, кулачков, ладоней, поиграть пальцами по песку, найти игрушки в песке и т.д.
«Художники»
Для этого используем стол для рисования песком. Сначала рисует взрослый. Главное – заинтересовать, увлечь детей. Можно начать с простых линий или волн. При рисовании можно использовать ватные палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.
Игры с водой: «Напоим лошадку водой»
Необходимый инвентарь: фигурка лошадки, емкости для воды.
Переливаем воду ложкой из большого тазика в маленький.
«Водолей»
Для этой игры нужно приготовить: две тарелки, губка. Наливаем в одну тарелку воду и губкой переносим водичку из одной тарелки в другую.
«Достань со дна камешки»
В широкую ёмкость с водой высыпаем цветные камешки различной геометрической формы. Дети достают со дна камешки различные по цвету или по форме.
«Рыбаки»
На дно тазика с водой кладем ядра каштанов, фундук или шарики для настольного тенниса. Ребёнку даем ситечко или ложку в зависимости от размеров предметов и владения навыком. Задача малыша – выловить все предметы и положить их в тарелку.
Для осушения рук предлагаем детям поиграть волшебными салфетками с элементами самомассажа: растирание, поглаживание, вытягивание пальчиков.
Игры с природным материалом: «Прятки»
Берем мешочки с бобами, фасолью или горохом. В мешочках спрятать мелкие игрушки. Просим малышей найти и назвать игрушку.
«Учимся пересыпать»
Необходимый инвентарь: любая крупа, емкости с широким горлышком.
Высыпав крупу в одну из емкостей, показать детям, как можно руками
пересыпать ее в пустую посуду. Научить малышей пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.
«Дождик»
На подносе или в емкости лежат плоды (гречка, рис, фасоль, горох). Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя дождик.
Дождик, дождик, водолей,
Лей из тучки веселей!
Лей позвонче и почаще,
Лей по полю и по чаще!
Игра «Массажируем ручки»
Ребенок опускает руки в емкость, наполненную плодами, сжимает и разжимает кулачки, набирает плоды, сжимает и разжимает кулачки.
В орешках ручки я купаю,
Их сжимаю, разжимаю.
Пальчики купаются,
Им орешки нравятся.
«Экскаватор»
Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использовать разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Именно поэтому в рамках данной технологии отводится особое место играм на развитие коммуникативных навыков детей (формирование социальной осведомленности). Эти игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения. Необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие.
«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Описание игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Музыкальные обнималки»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы. Ход игры: Дети прыгают или танцуют под музыку, когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают/ танцуют (можно с партнером).
«Похлопайте те, кто…»
Цель: создать в группе положительный эмоциональный настрой, помочь детям подружиться. Ход игры: Похлопайте в ладоши те, кто любит солнышко; кто любит гулять; кто любит мороженое; кто любит кататься на карусели.
Игра с собачкой
Цель: помочь детям запомнить имена товарищей.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит: Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Ване лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!"
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
«Гномик»
Цель: побуждение к активному участию в совместной игре.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Гномик в гости прибежал и ребяток увидал. Гномик, попляши немножко у ребяток на ладошке. (дети хлопают в ладоши, педагог показывает игрушку гномика). У Алеше на ладошке пляшет, скачет гномик-крошка. У ребяток ручки пляшут - что за прелесть детки наши! (ребенок подставляет ладонь, гномик прыгает по ней, остальные дети показывают «фонарики»).
«Заинька»
Цель: предоставление возможности ощутить единение с другими участниками игры.
Ход игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульях. Заинька, попляши, маленький попляши. Ты по кругу погуляй и дружочка выбирай. С Мишей (Сашей, Соней….) прыгай веселей, своих ножек не жалей! (педагог с игрушкой зайчиком ходит по кругу, отдает зайчика любому из детей). Ребенок с зайчиком в руках прыгает.
«Кисонька»
Цель: повышение уверенности в себе.
Ход игры. Дети сидят на стульях, перед ними – воспитатель. Она сажает на колени игрушку кошку и гладит ее, приговаривая: Киса, киса, кис-кис-кис! На колени садись. Чтобы кисоньку ласкать, надо мне дружка позвать. Мишенька (Полиночка…), иди, погладь кисоньку, кисоньку-мурысеньку! Названный ребенок подходит и гладит кошку.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет. Для формирования чувства уверенности (познавательной осведомленности) в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты), используя игры, направленные на освоение окружающей среды. Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.
«В нашей группе»
Ход игры. Педагог предлагает малышам сесть на коврике, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят.
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех сидящих детей:
А у нас есть Оля,
А у нас есть Саша и т. д.
Много маленьких ребят.
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят (педагог обнимает всех малышей).
«Найди игрушку»
Ход игры. Воспитатель прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает детям найти ее. Сначала прячем не так сложно, например, «Игрушка лежит на диванчике в игровой комнате». Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Арининой кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (спала, собиралась на прогулку и т. д.)
«Прячем мишку»
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую игрушку детям так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например, «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «мишка спрятался в корзинке для мячиков».
«Собираем игрушки»
Воспитатель приглашает детей помочь собрать разбросанные игрушки, в которые они играли. Даёт в руки малышу игрушку и вместе с ним кладет ее на место. Затем даёт другую игрушку и просит самостоятельно положить ее на место.
Для решения поставленных нами цели и задач, при организации игровой деятельности детей обращаем внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделенным вниманием. По длительности подбираем игры непродолжительные, но в течение дня они затрагивают различные виды детской деятельности (коммуникативную, двигательную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную).
Важной составляющей всего педагогического процесса в период адаптации, является взаимодействие с семьями воспитанников ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад строится совместная работа, которая помогает ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в детский коллектив. Только совместными усилиями могут быть решены поставленные задачи. С целью повышения родительской компетентности в вопросах адаптации детей к условиям дошкольного учреждения проводились консультации как групповые, так и индивидуальные, оформляли папки- передвижки «Особенности адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада»; «В детский сад с улыбкой», «Адаптационный период в детском саду». Подготовили родителям презентацию «Один день из жизни группы «Колобок».
Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом.
С определенной долей уверенности можно сказать, что применение в работе игровых технологий повышает результативность образовательного процесса, снижает риск дезадаптации, повышает защитные силы организма воспитанников, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным и счастливым. И позволить родителям быть спокойными за своих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"
Из опыта работы....
Статья об особенностях работы с семьёй в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Статья даёт представление об условиях, методиках эффективного педагогического сопровождения в период социальной адаптации современного ребёнка в раннем дошкольном возрасте.Адаптация - это приспо...
Игровые технологии в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
Подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игро...
Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования. Консультация для педагогов. Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Задачи: снизить тревожность родителей по поводу поступления ребенка в детский сад, подсказать, как можно облегчить адаптацию ребенка к детскому саду....
Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие! 2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных мом...
Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Найти возможность ежедневного индивидуального общения с каждым ребенком, не форсировать начало «групповой жизни»....
Мастер-класс «Эффективное взаимодействие с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»...