Особенности адаптации детей к условиям ДОУ
статья
Адаптация - это приспособление ребенка к новым условиям пребывания в детском саду.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на 3 этапа:
- Острый период или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженные разногласия между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды (ДОУ); В этот период наиболее выражены изменения со взрослыми и сверстниками, изменения в деятельности в нервной системе.
- Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно начинает осваивать новую среду, вырабатывая соответствующие ей (среде: ДОУ) формы поведения. Прежде всего нормализуется аппетит ( в течении 10 – 15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая активность (40 – 60 дней, т.е. полноценно дети будут играть , привычно для себя через такой период);
- Период компенсации или адаптированности к ДОУ, в этот период ребенок привыкает к условиям ДОУ, вся обстановка для него становится привычной, он спокойный и с желанием посещает ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_mladshego_vozrasta_k_detskomu_sadu.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ.
Адаптация - это приспособление ребенка к новым условиям пребывания в детском саду.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на 3 этапа:
- Острый период или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженные разногласия между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды (ДОУ); В этот период наиболее выражены изменения со взрослыми и сверстниками, изменения в деятельности в нервной системе.
- Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно начинает осваивать новую среду, вырабатывая соответствующие ей (среде: ДОУ) формы поведения. Прежде всего нормализуется аппетит ( в течении 10 – 15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая активность (40 – 60 дней, т.е. полноценно дети будут играть , привычно для себя через такой период);
- Период компенсации или адаптированности к ДОУ, в этот период ребенок привыкает к условиям ДОУ, вся обстановка для него становится привычной, он спокойный и с желанием посещает ДОУ.
Характер и особенности течения первых 2-х периодов могут иметь следующие степени адаптации : легкая (до 20 – 30 дней): поведение детей нормализуется в течении 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита, в течении 10 дней обьем сьедаемой пищи ребенком выравнивается до возрастной нормы. Сон налаживается в течении 7 – 10 дней. Эмоциональное состояние, речевая активность и игра нормализуется в течении 20 - 30 дней ( иногда и пораньше); Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. В период легкой степени адаптации заболеваний не возникает.
Психологами доказано, что легко адаптируются дети моложе 8 -9 месяцев или старше 1,5 благополучным анамнезом (беременность и роды без патологии)
Адаптация средней тяжести: до 40 дней: Адаптация тяжелой степени – до 60 дней.
Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги готовы поделиться с родителями такой информацией. Ведь наиболее успешно адаптация проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут похожими. Например, если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. А вскоре может начаться "я в садик не хочу", капризы и так далее.
Если у ребенка возникли проблемы в общении с товарищами: его обижают, или наоборот, он ведет себя слишком агрессивно, или лжет, то поможет обращение к подобранной по теме конфликта сказке, ролевой игре с куклами. Например, предложить робкому ребенку побыть Волком, а агрессивному – Красной шапочкой, тем самым воспитывается способность вчувствования в переживания другого. Затем роли можно поменять, чтобы ребенок смог выработать новые стратегии поведения, с учетом опыта, который он получил при вхождении в «чужую роль».
Влияет на адаптацию и возраст поступления ребенка в ДОУ. Дети 8 месяцев настороженно относятся к незнакомым людям, что проявляется в полной мере в яслях, если малыша приводят в дошкольное учреждение именно в этом возрасте. Годовалые дети и дети трех лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в частности, в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. В этом случае, надо интересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, а вечером не хочет уходить из сада, значит, адаптация идет благополучно и беспокоиться не о чем.
У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше держать дома, посещая группы развития. А в садик отдавать ближе к 5 годам.
Случается, что именно мама, не способная найти свое место в жизни за границами заботы о малыше, испытывает особое удовольствие, когда малыш плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.
У детей, у которых не были сформированы прежде теплые близкие контакты с родителями, адаптация наоборот происходит легко. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, в первые полгода жизни), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Однако опасность здесь состоит в том, что первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания, ему будет трудно устанавливать отношения близкие, семейные, интимные.
Необходимо учитывать также темперамент ребенка. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим и холерическим темпераментом. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные воспитатели делают бесчисленные замечания. Hо труднее всего приходится медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка и начинает его еще больше подстегивать, то эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным
Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Прежде всего, надо выслушать ребенка. Однако маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мыли и чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами. Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу.
Итак, причины плохой адаптации могут быть разные: во-первых, есть дети, которые нуждаются в особых условиях, во-вторых, причина может лежать в поведении воспитателя, не способного принять ребенка и помочь ему, в-третьих, трудности могут возникнуть из-за поведения родителей, когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и неблагополучной атмосферы в семье.
Если настроение ребенка вызывает опасение, следует расспросить его о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался – то на это стоит обратить внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все, чтобы мама его оттуда забрала); случается, что дети просто фантазируют. Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).
Приходя за ребенком, мама присматривается не только к тому, с кем и как играет ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можно несколько раз прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется неоднократными обоснованными жалобами ребенка, тогда следует сделать соответствующий вывод.
Известно, что легче адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытывали проблем с детским садом. Подтверждается и обратная картина: если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.
В случае, если адаптация ребенка проходит тяжело и затягивается, надо подумать, возможно, лучше подождать с детским садом общего типа до 4-5 лет или отдать малыша в игровую группу, где детей немного и есть специалисты, помогающие малышам адаптироваться. При этом не стоит выбирать группу, где, "в порядке ускорения" учат малышей иностранному языку и чтению в ущерб играм, общению, эмоциональному развитию. В сложных случаях родители могут и должны обращаться к психологам и психоневрологам, которые работают как в детских садах, так и медико-психолого-педагогических центрах системы образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности адаптации детей к условиям детского сада"
Психологический практикум предназначен для воспитателей ясельных групп, раскрывает особенности адаптационного периода с детьми раннего возраста....
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ.
Адаптация означает - приспособление (от лат. adaptation - приспособляю) организма к условиям существования....
Конспект родительского собрания на тему «Особенности адаптации детей к условиям детского сада»
Данный материал представляет собой конспект родительского собрания на тему «Особенности адаптации детей к условиям детского сада», в котором раскрываются понятие адаптации детей ...
«Особенности адаптации детей к условиям ДОУ»
Консультация для родителей...
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ
Консультация для воспитателей...
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Особенности развития детей четвёртого года жизни
Консультация для родителей дошкольников...
«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»
laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...