Конспект "Снег и лед"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Снежинка»
Конспект по экспериментальной деятельности
в средней группе «Снег и лед» с ТРИЗ технологией.
Воспитатель: Ерофеева Е. И.
с. Выдрино
2019 г.
Цель:
Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) .
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
4. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Продолжать развивать обследовательские действия.
3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Словарная работа: снегопад, гололед, оттепель.
Оборудование: ёмкость со снегом кубики льда, цветная бумага, лупы на каждого ребёнка.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений «Зима» И. Сурикова, чтение рус. нар. сказки «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.
Ход:
Воспитатель: Вы помните ребята сказку «Снегурочка? »
Воспитатель: Откуда появилась Снегурочка из чего слепили дед и баба?
Воспитатель: Какое время года тогда было в сказке?
Дети: Зима
Воспитатель: Да зимой часто идет снег (достает емкость со снегом).
Вот сколько снега в тазике, а давайте потрогаем какой же снег?
- Скажите, какой снег?
Дети исследуют снег тактильным путём.
Дети: (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, рыхлый и т. д.)
Воспитатель: А сейчас возьмите в руки лупу и посмотрите на снег внимательно. Как вы думаете из чего он состоит?
Послушайте загадку:
На всех садится,
Никого не боится.
Дети: Снежинка
- Как вы думаете, почему в загадке сказано, что снежинка никого не боится?
(Предположения детей).
Воспитатель: Снежинки никого не боятся, потому что их никто не может остановить, и ложится они, куда захочет: на деревья, на дома, на дороги, на людей, на животных, на машины.
Воспитатель: Вы знаете, как называется явление, когда падает много - много снежинок?
Дети: (снегопад)
Воспитатель: молодцы, ребята.
Проводится игра с движениями «Пришла зима».
- Посмотрите, что это? (указывает на миску с растаявшим снегом.)
- Что произошло со снегом?
Дети: (Он растаял.)
Воспитатель: Да, верно, снег начал таять и превращаться….
Дети: в воду.
- Почему он растаял в группе? (Дети: потому что в группе тепло, в тепле снег растаял.)
- Когда снежинки падали на ладошку что случилось?
Дети: таяли
- Почему таяли в ладошке?
Дети: Потому что ладошка теплая, и снежинки таяли.
Воспитатель: Правильно, ладошка теплая, и снежинки таяли. Теперь мы с вами знаем, почему растаяла Снегурочка?
Дети: Да! Снегурочка сделана из снега, а снег в тепле тает.
Воспитатель: Правильно, ребята! Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла.
- Как вы думаете, а что случится с водой на улице в холодную погоду?
Дети: (Вода замерзает, превратится в лед.)
Воспитатель: Что такое лёд?
Дети: Это замершая вода
- Какой он?
- Рассмотрите его. (Твердый, гладкий, прозрачный, холодный.)
Техника безопасность:
Лед нельзя брать в рот (лед холодный, грязный можно заболеть).
Льдом нельзя бросаться (лед твердый и хрупкий).
Положите кусочек льда на цветной лист, какого он цвета становится?
- Какого цвета у тебя стал лёд?
- А у тебя?
Воспитатель: Что происходит со льдом в воде? Давайте проверим. Он плавает или тонет?
Дети экспериментируют со льдом.
Заключительная часть. Выводы
Сегодня ребята, мы узнали, что вода – волшебница, и умеет превращаться в лед.
Снег какой – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду....
Лед какой – это замерзшая вода. Прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду......
Молодцы, ребята!
А они вам еще прислали в подарок леденцы сладкие сахарные. Угощайтесь