Формы и методы работы по здоровьесбережению в ДОУ. Инструкция для начинающих.
презентация
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. Дошкольные образовательные учреждения имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы... В.А.Сухомлинский Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии , (лат. valetudo , valetudinis - здоровье) - лечебные заведения , предназначавшиеся для лечения воинов, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном , последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности , которую развил Я.А. Коменский . Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.
Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея " педагогизации среды" ( П.П. Блонский , П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак , С.Т. Шацкий ), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития. Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком.
Т . И. Осокина (автор методики по физическому воспитанию во всех возрастных группах детского сада) выделяет такие задачи: охрана жизни; у крепление здоровья; совершенствование организма ребенка; содействие его правильному физическому развитию; п овышение работоспособности. М. А. Васильева (з аслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду») предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы , совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса. Е. Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие , своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений , совершенствование всех функциональных систем организма.
Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» ( ст. 41 «Охрана здоровья обучающегося» ), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями на 13 июля 2020 года), а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.
Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением . В Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 17 октября 2018 года N 2245-р) отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями . Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции , характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью . «Актуальной задачей физического воспитания , говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях ». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием , то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в ДОУ . Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
Лозунг «Здоровье детей — здоровье нации!» нашел отражение и в ФГОС ДО . По ФГОС ДО одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения). Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога (характеризуется прилагательным педагогическая) . Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность ( пошаговость ), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач ; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов . Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость . Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей !
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей .
Задачи здоровьесберегающих технологий: Тип задач Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) Средняя и старшая группы (4–6 лет) Подготовительная группа (6–7 лет) Образовательные сформировать представления о полезной пище; рассказать о работе медсестёр и врачей; сформировать представления о том, что такое здоровье; пополнять словарный запас. сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов); пополнять словарный запас; научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим. научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж); передать знания о болезнях и способах защиты от них. Развивающие развивать координацию движений и двигательные навыки; развивать тактильное восприятие и мелкую моторику; развивать внимание и умение повторять показываемые действия; формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. закрепить культурно-гигиенические навыки; совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений; развивать все виды восприятия; сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде. повысить двигательную активность; осуществлять профилактику умственного перенапряжения; развивать аналитические способности и логическое мышление. Воспитательные воспитывать аккуратность и опрятность; создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам. воспитывать чувство коллективизма; прививать полезные привычки, желание заниматься спортом. научить избегать вредных привычек; воспитать осознанное отношение к личной гигиене; стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.
Формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению Возрастная группа Формы образовательной деятельности Формы досуговой деятельности Первая младшая опытная деятельность: «Моем куклу Дашу», «Стираем платочки»; наблюдения: за работой в пищеблоке (моют продукты, термообработка), за работой помощника воспитателя (делает сухую и влажную уборку в помещении, моет посуду); совместная с педагогом двигательная активность: утренняя гимнастика, подвижные игры. Досуг для детей и родителей по здоровьесберегающим технологиям: «Делаем зарядку», «Осваиваем фитбол ». Мастер-классы: «Готовим витаминный напиток/овощной салат», «Делаем сенсорную игрушку», «Изготавливаем дорожку здоровья» (для младших групп проводятся совместно с родителями). День Здоровья. Вторая младшая различные виды гимнастики в игровой форме: зарядка, пальчиковые игры, закаливание на гимнастике пробуждения; познавательные беседы: «Зачем нужны доктора?», «Личная гигиена», «Движение и здоровье»; изготовление поделок на тему здоровья: аппликация «Баночка с витаминами/таблетками», рисование «Овощи и фрукты». Средняя дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «Найди пару» (по видам спорта), «Что делать, если …» (промочил ноги, на улице жаркое солнце, от просмотра телевизора устали глаза и т. д.); сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника»/«Больница», «Аптечный пункт»; подвижные игры в различных режимных моментах; игры-драматизации: «У Доктора Айболита», « Мойдодыр », «Бегемот, который боялся прививок»; изготовление поделок: лепка «Лыжник», рисование «Олимпийские кольца».
Старшая, подготовительная группы эвристические беседы (д ети в разговоре с педагогом ищут ответ на проблемные вопросы: «Почему мы болеем?», «Что такое иммунитет?» и др.) исследования (дети узнают о работе внутренних органов, строении тела человека, механизмах действия витаминов и лекарств; в алеологические исследования в ДОУ проводятся через изучение макетов «Скелет», «Тело человека» и просмотр познавательных видеороликов ( формулируется проблемный вопрос, на который дети ищут ответ на занятии). проекты. продуктивное творчество: изготовление макетов, рисунки, стенгазеты, плакаты. самостоятельное ведение дневника здоровья (дети 5–7 лет способны оценить своё состояние: настроение, самочувствие, рабочий настрой.; с начала воспитанники заполняют дневники при помощи символов: +/-, стрелочка вверх или вниз и т. д.; и ногда педагоги используют оценочные наклейки (смайлики)).
Педагогические здоровьесберегающие технологии: Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Ритмопластика Не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ Динамические паузы (физкультминутки) Во время занятий ( 2-5 минут) по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Педагоги ДОУ Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп ( элементы спортивных игр). Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Гимнастика пальчиковая Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно (особенно детям с речевыми проблемами). Все педагоги ДОУ, логопед Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время ( в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста) Рекомендуется использовать наглядный материал, показ упражнений педагога Все педагоги ДОУ Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги ДОУ Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Педагоги ДОУ Оздоровительный бег Со старшего возраста в летний период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
Технологии обучения здоровому образу жизни Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Утренняя гимнастика Проводится ежедневно 6-8 минут с музыкальным сопровождением в группе. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируется ритмические умения и навыки. Педагоги ДОУ Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физкультурном зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Проблемно-игровые ( игротренинги и игротерапия ) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом (со старшего возраста) Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Психолог, педагоги ДОУ
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 минут (со старшего возраста) Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 минут со старшего возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Педагоги ДОУ Самомассаж Массаж, выполняемый самим ребенком. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (с младшего возраста) Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
Коррекционные технологии Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей (во всех возрастных группах) Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач (со среднего возраста) Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Педагоги ДОУ, психолог Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 минут (со старшего возраста) Проводятся по специальным методикам в группах по 6-8 человек ( дети с разными проблемами занимаются в одной группе). Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Педагоги ДОУ, психолог Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 минут (со старшего возраста) Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Педагоги ДОУ, психолог
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: семинары-практикумы «Психологическое здоровье педагогов», «Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе педагогов ДОУ»; «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»; «Приемы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»; консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.; деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Особенности здоровьесберегающих технологий в детском саду»; круглые столы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога», « Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и стимулирования здоровья дошкольника», «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих - технологий» и др.; обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и совещаниях в группах раннего возраста и группах компенсирующей, комбинирующей направленности.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: информационные стенды для родителей. В каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры); информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, спортивные досуги, Дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.); консультации, беседы с родителями, круглые столы по вопросам здоровьесбережения : «Здоровье ребенка в ваших руках», «О здоровье всерьез», «Сохраним здоровье ребенка вместе», «Гимнастика после дневного сна в детском саду и дома», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение сна в жизни ребенка» и др.
Десять золотых правил здоровьесбережения : 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"
Консультация для педагогов"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС....
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Здоро...
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению
laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошк...
Консультация для педагогов "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"
Консультация для педагогов"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"...
Консультация для педагогов "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ. Формы и методы работы по здоровьесбережению"
laquo;Здоровье детей — здоровье нации!»Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкол...
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Формы и методы работы по здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшения здоровья детей....