Формы и методы работы по здоровьесбережению в ДОУ. Инструкция для начинающих.
презентация

Кудряшева Вероника Петровна

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. Дошкольные образовательные учреждения имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы по здоровьесбережению в ДОУ. Инструкция для начинающих. Выполнила старший воспитатель Кудряшева Вероника Петровна «Детский сад № 125 Выборгского района Санкт-Петербурга»

Слайд 2

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы... В.А.Сухомлинский Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии , (лат. valetudo , valetudinis - здоровье) - лечебные заведения , предназначавшиеся для лечения воинов, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном , последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности , которую развил Я.А. Коменский . Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Слайд 3

Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея " педагогизации среды" ( П.П. Блонский , П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак , С.Т. Шацкий ), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития. Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком.

Слайд 4

Т . И. Осокина (автор методики по физическому воспитанию во всех возрастных группах детского сада) выделяет такие задачи: охрана жизни; у крепление здоровья; совершенствование организма ребенка; содействие его правильному физическому развитию; п овышение работоспособности. М. А. Васильева (з аслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду») предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы , совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса. Е. Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие , своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений , совершенствование всех функциональных систем организма.

Слайд 5

Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» ( ст. 41 «Охрана здоровья обучающегося» ), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями на 13 июля 2020 года), а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Слайд 6

Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением . В Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 17 октября 2018 года N 2245-р) отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями . Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции , характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью . «Актуальной задачей физического воспитания , говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях ». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием , то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в ДОУ . Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Слайд 7

Лозунг «Здоровье детей — здоровье нации!» нашел отражение и в ФГОС ДО . По ФГОС ДО одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения). Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога (характеризуется прилагательным педагогическая) . Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность ( пошаговость ), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач ; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов . Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость . Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей !

Слайд 8

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей .

Слайд 9

Задачи здоровьесберегающих технологий: Тип задач Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) Средняя и старшая группы (4–6 лет) Подготовительная группа (6–7 лет) Образовательные сформировать представления о полезной пище; рассказать о работе медсестёр и врачей; сформировать представления о том, что такое здоровье; пополнять словарный запас. сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов); пополнять словарный запас; научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим. научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж); передать знания о болезнях и способах защиты от них. Развивающие развивать координацию движений и двигательные навыки; развивать тактильное восприятие и мелкую моторику; развивать внимание и умение повторять показываемые действия; формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. закрепить культурно-гигиенические навыки; совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений; развивать все виды восприятия; сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде. повысить двигательную активность; осуществлять профилактику умственного перенапряжения; развивать аналитические способности и логическое мышление. Воспитательные воспитывать аккуратность и опрятность; создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам. воспитывать чувство коллективизма; прививать полезные привычки, желание заниматься спортом. научить избегать вредных привычек; воспитать осознанное отношение к личной гигиене; стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Слайд 10

Формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению Возрастная группа Формы образовательной деятельности Формы досуговой деятельности Первая младшая опытная деятельность: «Моем куклу Дашу», «Стираем платочки»; наблюдения: за работой в пищеблоке (моют продукты, термообработка), за работой помощника воспитателя (делает сухую и влажную уборку в помещении, моет посуду); совместная с педагогом двигательная активность: утренняя гимнастика, подвижные игры. Досуг для детей и родителей по здоровьесберегающим технологиям: «Делаем зарядку», «Осваиваем фитбол ». Мастер-классы: «Готовим витаминный напиток/овощной салат», «Делаем сенсорную игрушку», «Изготавливаем дорожку здоровья» (для младших групп проводятся совместно с родителями). День Здоровья. Вторая младшая различные виды гимнастики в игровой форме: зарядка, пальчиковые игры, закаливание на гимнастике пробуждения; познавательные беседы: «Зачем нужны доктора?», «Личная гигиена», «Движение и здоровье»; изготовление поделок на тему здоровья: аппликация «Баночка с витаминами/таблетками», рисование «Овощи и фрукты». Средняя дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «Найди пару» (по видам спорта), «Что делать, если …» (промочил ноги, на улице жаркое солнце, от просмотра телевизора устали глаза и т. д.); сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника»/«Больница», «Аптечный пункт»; подвижные игры в различных режимных моментах; игры-драматизации: «У Доктора Айболита», « Мойдодыр », «Бегемот, который боялся прививок»; изготовление поделок: лепка «Лыжник», рисование «Олимпийские кольца».

Слайд 11

Старшая, подготовительная группы эвристические беседы (д ети в разговоре с педагогом ищут ответ на проблемные вопросы: «Почему мы болеем?», «Что такое иммунитет?» и др.) исследования (дети узнают о работе внутренних органов, строении тела человека, механизмах действия витаминов и лекарств; в алеологические исследования в ДОУ проводятся через изучение макетов «Скелет», «Тело человека» и просмотр познавательных видеороликов ( формулируется проблемный вопрос, на который дети ищут ответ на занятии). проекты. продуктивное творчество: изготовление макетов, рисунки, стенгазеты, плакаты. самостоятельное ведение дневника здоровья (дети 5–7 лет способны оценить своё состояние: настроение, самочувствие, рабочий настрой.; с начала воспитанники заполняют дневники при помощи символов: +/-, стрелочка вверх или вниз и т. д.; и ногда педагоги используют оценочные наклейки (смайлики)).

Слайд 12

Педагогические здоровьесберегающие технологии: Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии

Слайд 13

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Ритмопластика Не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ Динамические паузы (физкультминутки) Во время занятий ( 2-5 минут) по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Педагоги ДОУ Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп ( элементы спортивных игр). Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог.

Слайд 14

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Гимнастика пальчиковая Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно (особенно детям с речевыми проблемами). Все педагоги ДОУ, логопед Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время ( в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста) Рекомендуется использовать наглядный материал, показ упражнений педагога Все педагоги ДОУ Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги ДОУ Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Педагоги ДОУ Оздоровительный бег Со старшего возраста в летний период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Слайд 15

Технологии обучения здоровому образу жизни Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Утренняя гимнастика Проводится ежедневно 6-8 минут с музыкальным сопровождением в группе. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируется ритмические умения и навыки. Педагоги ДОУ Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физкультурном зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Проблемно-игровые ( игротренинги и игротерапия ) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом (со старшего возраста) Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Психолог, педагоги ДОУ

Слайд 16

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 минут (со старшего возраста) Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 минут со старшего возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Педагоги ДОУ Самомассаж Массаж, выполняемый самим ребенком. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (с младшего возраста) Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Слайд 17

Коррекционные технологии Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей (во всех возрастных группах) Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач (со среднего возраста) Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Педагоги ДОУ, психолог Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 минут (со старшего возраста) Проводятся по специальным методикам в группах по 6-8 человек ( дети с разными проблемами занимаются в одной группе). Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Педагоги ДОУ, психолог Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 минут (со старшего возраста) Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Педагоги ДОУ, психолог

Слайд 18

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: семинары-практикумы «Психологическое здоровье педагогов», «Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе педагогов ДОУ»; «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»; «Приемы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»; консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.; деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Особенности здоровьесберегающих технологий в детском саду»; круглые столы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога», « Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и стимулирования здоровья дошкольника», «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих - технологий» и др.; обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и совещаниях в группах раннего возраста и группах компенсирующей, комбинирующей направленности.

Слайд 19

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: информационные стенды для родителей. В каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры); информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, спортивные досуги, Дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.); консультации, беседы с родителями, круглые столы по вопросам здоровьесбережения : «Здоровье ребенка в ваших руках», «О здоровье всерьез», «Сохраним здоровье ребенка вместе», «Гимнастика после дневного сна в детском саду и дома», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение сна в жизни ребенка» и др.

Слайд 20

Десять золотых правил здоровьесбережения : 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"

Консультация для педагогов"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"...

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Здоро...

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению

laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошк...

Консультация для педагогов "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"

Консультация для педагогов"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"...

Консультация для педагогов "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ. Формы и методы работы по здоровьесбережению"

laquo;Здоровье детей — здоровье нации!»Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкол...

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Формы и методы работы по здоровьесбережению.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшения здоровья детей....