Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредствам театрализованной деятельности»
материал
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие связной речи дошкольников посредствам театрализованной деятельности»
Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развиваются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.
Цели и задачи:
- Формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь детей, вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности, целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
- Потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
- Способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
- Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
- Побуждать детей к действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
- Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.
В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:
- Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.
- Ежедневно вводятся в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал.
- Ежемесячно планируется демонстрация сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности.
- Формируется, посредством театрализованной деятельности, опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.
В рамках зонирования оформлены уголки: театрализации, ряжения, , музыкальный уголок, книжный уголок
Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра:
Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из книг или создаются самостоятельно.
Игры-театрализации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.
Театр би-ба-бо. Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.
Теневой театр. Для него использую экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу сюжета, проговариваю слова.
Настольный театр. Самым любимым театром для детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на “вопросы” кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Активно используются в НОД, в повседневном общении театральные куклы.
В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, с пассивного участие в импровизациях; разыгрывания народных песенок, потешек, небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра, знакомство с простейшими режиссерскими играми на материале сказок. Произведения малых фольклорных форм в каждой своей строчке несут и особое настроение, и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик.
Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Под грибом”, “Колобок”, “Три поросёнка”). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку увидеть прекрасное в окружающем мире, приобщают его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Важно, чтобы соблюдался принцип “от простого к сложному”, многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры-разминки (“Кто кричит?”, “Птички в саду”, упражнения (“Как воет ветер?”, этюды (“Зайцы”, “Котята”, игры-импровизации (“Дружок”, “Снежинки”, пальчиковую гимнастику (“Ладушки, ладушки”, “Пальчики гуляют”, инсценировки (“3а рулем”, “Куклы собираются на прогулку”).
Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности нужно учитывать возрастные и психофизические особенности детей.
Можно выделить 3 этапа.
1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры “Наседка и цыплята”, “Медведица и медвежата” и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, “Зайка серенький сидит и ушами шевелит...”
3 этап. Проведение игр-театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. (“Курочка ряба”, “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Волк и семеро козлят”). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию “Колобок”, провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают ребятам преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.
Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Некоторые родители в первые годы жизни ребёнка не придают особого значения тому, что ребёнок не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребёнка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребёнка. Мама думает: «Вот подрастёт и научится сам». В действительности развитие речи детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни. Профессор М.М.Кольцов пишет: «Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное»
Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.
Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.
Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.
На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно , последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.
С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная , природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.
Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)
Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:
∙ Функция социализации(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)
∙ Креативная функция(способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)
∙ Галаграфическая функция(пространственно – временное и чувственное содержание(место и время, сюжет и образ))
∙ Развивающая терапевтическая функция(лечебный эффект, сказкотерапия)
∙ Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет. Дети 5-7 лет испытывают огромный интерес и потребность к этой деятельности.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:
✔▪Игры – драматизации (ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности)
o Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей
o Ролевые диалоги на основе текста
o Инсценировки произведений
o Постановки спектаклей
o Игры –импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
✔▪Режиссерские («артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок организует деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами»)
o Настольный театр
o Плоскостной и объёмный театр
o Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.
Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:
1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности( поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)
2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"...
Консультация для родителей " Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Консультация " Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Развитие речи дошкольниковв игровой деятельности Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произволь...
Консультация дл родителей: "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности...
Консультация для родителей РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дети, не получившие в до...