Консультация для родителей «Проснулся утром - прибери свою планету»
консультация (старшая группа)
Семья - важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретенные ребенком в детском саду, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Новосибирской области
Краткая аннотация
Познавательный проект
«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: Шкляр Н.И.,
воспитатель
г. Карасук, 2019
Актуальность проекта.
Экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Все выдающиеся мыслители и педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.К. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получали и дальнейшее развитие в теории и практики дошкольного воспитания.
Дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интеллектуальному и личному развитию.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в занятиях, что способствует формированию не только экологической грамотности, но и всестороннего развития человека.
Тип проекта: опытно-исследовательский, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Воспитание экологической культуры: бережного отношения к природе, к себе и другим людям, как к части природы, к вещам и материалом природного происхождения.
Задачи проекта:
1. Создать оптимальные условия для организации экологического воспитания детей.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Формировать любовь к природе, приобщение к красоте природы, бережному отношению.
4. Раскрыть творческий потенциал ребенка, как ключ к освоению экологической культуры.
5. Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление и воображение, представление о взаимосвязях в окружающей среде.
6. Знакомить с правилами поведения в природе
7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Сроки реализации проекта: 10.01.2019 г. по 30.06.2019 г.
Предполагаемые результаты проекта -целевые ориентиры:
- Развитие у детей устойчивого интереса к природе;
- У детей сформированы основы экологических знаний;
- Дети проявляют любовь к природе, заботливое и бережное отношение к животным и растениям.
Основные направления работы с детьми:
- Перспективное планирование
- Месячник “Позаботимся о птичках”.
- Стихи, загадки, игры по экологии
- Презентации
- Мультфильмы, музыкальные произведения
Работа с родителями:
- методические рекомендации по теме
- Родительское собрание на тему: “Воспитание любви к природе”.
Схема реализации проекта через другие виды деятельности.
Разделы программы | Виды деятельности |
Игровая деятельность. | 1.Дидактические игры по экологии. 2. Экологические викторины. |
Развитие речи. | 1.Составление рассказа по сюжетным картинам: «Комнатные цветы, которые растут у нас в группе и дома», «Забота и уход за комнатными цветами». 2.Сотворчество детей с родителями по проекту. Составление кроссвордов: «Наши домашние животные», «Дикие животные Карасукского района», «Времена года», «Цветы и клумбы». |
Художественная литература. | 1.Чтение детской литературы о природе. 2. Разучивание стихотворений о природе 3.Загадки о природе. |
Изобразительная деятельность. | 1.Рисование с детьми нетрадиционными способами: с помощью трафаретов из овощей, монотипия 2.Выполнениетворческих работ по аппликации: «Овощи» из кусочков цветной бумаги, «Мир Нептуна» из мятой бумаги, шариков и жгутиков, «Осенний пейзаж», «Березка и рябинка». 3.Сотворчество родителей с детьми: «Семейный отдых на природе», «Правила поведения в лесу», «Кто заботиться о лесе», «Природная вода», «Как человек использует воду». |
Трудовая деятельность. | 1.Забота о комнатных растениях в домашних условиях: поливать комнатные растения, вытирать пыль с листочков, опрыскивать цветы водичкой. 2. Труд в природном уголке, на участке детского сада. |
Учебная деятельность Экология. Здоровье и социальное развитие. | 1.Познавательные занятия:
2.Беседы:
3. Наблюдение:
Просмотр мультфильмов
Правило поведения возле водоема. |
Музыка. | Подготовка песен к праздникам: «Всемирный день воды», «Международный день земли», «Международный день птиц», «Всемирный день животных». |
Взаимодействие с родителями. | 1.Сотворчество детей с родителями на лучшую поделку из природного материала. 2. Фотовыставка «Семьей на природу!» |
Методическое сопровождение проекта
Методы реализации проекта:
Методы и приемы реализации проекта: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
На занятиях используются разнообразные методы и приемы, активизирующие деятельность детей.
Метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов – выразительное чтение художественных произведений, исполнение песни, заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствуют у них оживлению ранее пережитых эмоций.
Прием «вхождения» в картину. Дети погружаются в картину, представляют себя внутри нее. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения. Звучит музыка, характер и настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.
Игровые приемы – активизируют мыслительную деятельность, создают интерес к произведению.
На занятиях используются разные виды проблемно-игровых ситуаций:
• ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
• ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
• ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
• ситуация-неожиданность, вызывающая удивление своей необычностью;
• ситуация-предложение, когда воспитатель высказывает предположение об оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск детей;
• ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
• ситуация-несоответствие, когда она не вписывается в уже имеющийся опыт и представления детей.
Ресурсное обеспечение проекта: канцелярия, материалы и инструменты для ИЗО, аппликации, ДПИ, визуальный материал, дидактические материалы, методические рекомендации для родителей, фотоаппарат, иллюстрации и др.
Учет возрастных особенностей детей
В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. У детей старшего дошкольного возраста важно сформировать элементарные научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, разумеется, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью.
Осознавая значимость деятельности по уходу за живыми существами, дети 5-6 лет ощущают свою собственную значимость, что является стимулом формирования субъективного отношения к природе. В экологически значимой деятельности реализуется оценочное отношение к состоянию объектов, заинтересованность в информации для дальнейшего практического ее использования. Единство эмоционально-чувственного и рационального в экологическом образовании определяет направленность ребенка на практическое взаимодействие с природой.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
Список используемой литературы.
1.Байшарова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»
2.Горбатенко О.Ф. Система экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, разработка занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008
3.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий-М.: Мозаика-синтез, 2009
4.Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.
5.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. –М.: Мозаика-синтез, 2010
6.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционными способами изобразительной деятельности: Техника выполнения работ, планирование, упражнение для физкультминуток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Начинаем утро с зарядки» + Комплекс утренней гимнастики
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Оздоровительное и воспитательное значе...
ПРОСНУЛСЯ УТРОМ - ПРИБЕРИ СВОЮ ПЛАНЕТУ АКЦИЯ «УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«Есть такое твердое правило:встал поутру, умылся, привел себя в порядок –и сразу же приведи в порядок свою планету»Антуан де Сент-Экзюпери...
Консультация для родителей "Начинаем утро с зарядки"
Консультация...
Консультация для родителей на тему: «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»
Консультация для родителей на тему: "Береги свою планету, ведь другой на свете нет"...
Консультация для родителей "Начинаем утро с зарядки"
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день....
Консультация для родителей на тему: «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19444175","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"195","width":"258"}}]]...
Консультация для родителей на тему: «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»
Консультация для родителей на тему:«Береги свою планету, ведь другой на свете нет»...