Консультация
консультация (старшая группа)

Консультация для воспитателей: "Роль сказок в экологическом воспитании детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка»

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Актуальность. В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе.

В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям? 

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А также элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Какова их роль?

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

Экологические сказки. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки? Экологические сказки учат:

  • познавать окружающий мир;
  • воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
  • думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.  

Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

  Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки. 

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.

2021 год

МДОУ «Детский сад п. Пробуждение»

Консультация для воспитателей

«Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка»

Подготовила воспитатель:

Еременко Е В  

2021 год



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка»

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Актуальность. В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе.

В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям? 

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А также элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Какова их роль?

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

Экологические сказки. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки? Экологические сказки учат:

  • познавать окружающий мир;
  • воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
  • думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.  

Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

  Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки. 

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....