Картотека игр по исследовательской деятельности.
материал
вода, воздух, песок, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.sostavila_vospitatel_timofeeva_e.yu_.docx | 82.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
по исследовательской деятельности
(вода, воздух, песок, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
Составила воспитатель: Тимофеева Е.Ю.
Игры с водой
1. «Умная галка»
Цель: определить, что уровень воды поднимается, если в воду класть предметы.
Содержание: Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Умная галка".
Дети наливают неполную емкость воды и опускают в него камешки или монеты, доводя уровень воды до края.
2. «Водяная мельница»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды (сила воды).
Содержание: Дети льют воду на вертушку или подставляют её под струю воды под краном и наблюдают за вращением вертушки.
3.«Цветные льдинки»
Цель: Обобщить знания детей о двух агрегатированных состояниях воды - жидкой и твердой, о свойствах воды (способность замерзать принимать форму емкости в которой она находится, холодная вода замерзает быстрее, чем теплая).
Содержание: Дети наливают в формочки теплую и холодную воду и замораживают её.
4.«Фильтрование воды»
Цель: Закрепить умение фильтровать воду различными способами (вата, песок, крахмал, фильтровальная бумага).
Содержание: Дети фильтруют воду, используя различные приемы
5.«Где вода?»
Цель: Определить, что глина и песок по - разному впитывают воду.
Содержание: Дети наливают воду в прозрачные емкости наполненные глиной и песком.
Игры с песком
Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
1. «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
1.Как вы думаете, что это сыплется?
2.Возьмите лупы, рассмотрите это.
3.Как мы получили песок?
4.Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
2. «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
3.«Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
1.Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
4.«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.
Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
5.«Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
6.«Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
7.«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
Какие фигурки получились?
Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
8.«На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
9.«Песочная страна» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
10.«Угадай на ощупь»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, непрозрачность).
Содержание: Дети находят на ощупь предметы в песке и узнают их.
11.«Спасатель»
Цель: Развивать у детей умение обобщать, продолжать знакомить с качествами песка (непрозрачность, шершавость).
Содержание: Дети отгадывают загадки и находят отгадки в песке.
12.«Кто быстрее наполнит бутылку песком?»
Цель: Закрепить знания детей о том, что сырой и сухой песок обладают разными свойствами.
Содержание: Дети наполняют бутылочки сухим и сырым песком, используя различные приемы (с помощью лопаточки, воронки, бумажного кулька).
ИГРЫ С ДЕРЕВОМ
1.«От какого дерева кора?»
Цель: Развивать у детей умение, находить дерево по кусочку коры.
Содержание: Игра проводится и на улице, и в группе. Дети по кусочку коры находят нужное дерево или ветку от дерева.
2.«Что сделано из дерева?»
Цель: Закреплять у детей умение обобщать и находить среди окружающих предметов, предметы сделанные из дерева.
Содержание: Дети находят предметы из дерева и группируют их (созданные природой и созданные руками человека).
3.«Назови дерево по описанию»
Цель: Обобщать знания детей о деревьях, их отличительных признаках.
Содержание: Дети называют дерево по описанию, находят дерево его на картинках или на участке.
4.«Тонет - не тонет»
Цель: Закрепить знания детей о свойстве дерева( не тонет в воде).
Содержание: Дети из предложенных предметов, выбирают предметы сделанные из дерева и погружают их воду.
ИГРЫ С БУМАГОЙ
1.«Бумажные снежки»
Цель: Закрепляем у детей знания о свойствах бумаги (легко мнется) и о качествах (легкость)
Содержание: Дети делают из бумаги снежки и стараются ими попасть в корзину.
2.«Вертушка»
Цель: Развивать стремление к преобразованию объекта
Содержание: Дети делают из бумаги вертушку, стараются добиться, чтобы она вращалась различными способами (стоя на месте, дуя на вертушку, во время бега, держа вертушку перед собой).
3.«Волшебная бумага»
Цель: Способствовать усвоению детьми свойств копировальной бумаги (точное копирование рисунка).
Содержание: Дети рисуют, используя копировальную бумагу, подкладывая попеременно матовую и глянцевую стороны к рисунку.
4.«Листок в воде»
Цель: Закрепить с детьми знания о свойствах бумаги (разные виды бумаги намокают по-разному).
Содержание: Дети помещают в прозрачную ёмкость с водой разного вида, но одинаковые по размеру листики бумаги (обои, газетная, туалетная, ватман, салфетка и т.д.).
ИГРЫ С МЕТАЛЛОМ
1.«Что звучит?»
Цель: Закрепить умение определять по издаваемому звуку металлические предметы.
Содержание: Дети играют на металлических и неметаллических музыкальных инструментах, сравнивают, где звук был звонче.
2.«Не замочи рук».
Цель: Развивать у детей умение выделять свойства металлических предметов(металл тонет, притягивается магнитом).
Свойства: Дети погружают в прозрачную емкость металлические и неметаллические предметы и достают их с помощью магнита.
3.«Металл – неметалл».
Цель: Определить предметы металлические и неметаллические по их качественным характеристикам (блеск, гладкость, непрозрачность)
Содержание: Дети рассматриванию различные предметы и определяют их свойства.
4.«Найди и назови».
Цель: Закреплять умение находить в окружающем пространстве металлические предметы.
Содержание: Дети ищут в групповой комнате предметы, сделанные из металла.
ИГРЫ С МАГНИТАМИ
1.«Рисуем магнитами"
Цель: Закрепить знание о взаимодействии магнита и металлической стружки
Содержание: Дети на картоне рассыпают металлическую стружку, и с помощью магнита создают различные узоры и рисунки.
2."Волшебная рукавичка»
Цель: Развивать у детей знания о способности магнита притягивать предметы.
Содержание: Дети надевают рукавичку, внутрь помещают магнит и пробуют притянуть металлические и неметаллические предметы.
3.«Веселые рыболовы»
Цель: Обобщать знания о свойствах магнита (способности проходить магнитным силам через воду).
Содержание: Дети опускают на веревочке магнит в воду и достают предметы, лежащие на дне.
4.«Необычный гвоздь»
Цель: Определять способность металлических предметов намагничиваться.
Содержание: дети магнитом притягивают гвоздь (намагничивают), соединяют его от магнита, примагничивая к гвоздю более мелкие предметы.
ИГРЫ С ЗЕРКАЛАМИ И УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СТЕКЛАМИ
1.«Разведчики»
Цель: Развивать у детей понимание того, как многократно можно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Содержание: "Разведчик " становится за угол, и с помощью зеркала, путем многократного отражения, не показывая себя, смотрит что происходит.
2.«Волшебный круг»
Цель: закрепить у детей знания об образовании белого цвета на слиянии семи цветов спектра.
Содержание: Дети вращают волчок (на волчке 7 цветов спектра), рассматривают его, выясняют, какой цвет они видят.
3.«Двойное отражение»
Цель: Определять особенности зеркального отражения( обратная ориентация)
Содержание: Дети рисуют, глядя в зеркало.
4.«Посмотри через лупу»
Цель: Закрепить знания у детей о том, что увеличивать предметы простое стекло не может, только вогнутое стекло лупы.
Содержание: Дети рассматривают мелкие рисунки через простое стекло и через увеличительное.
ИГРЫ С ВОЗДУХОМ
1. «Сухой из воды»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воздуха( воздух занимает место)
Содержание: Дети помещают сухую салфетку в стакан и прямо опускают его в банку с водой. Вынимают из воды - салфетка сухая. Дети опускают стакан с салфеткой с наклоном - салфетка намокает.
2.«Что быстрее?»
Цель: Обнаружить атмосферное давление.
Содержание: Дети одновременно опускают 2 листа бумаги (вертикально и горизонтально; и наблюдают, какой из них быстрее приземлится)
3.«Упрямый воздух»
Цель: Обнаружить, что сжатый воздух занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой.
Содержание: Дети набирают воду при помощи шприца (без иголки) и пробуют отжать поршень, зажав отверстие пальцем.
4.«Надуем шарик»
Цель: Закрепить с детьми знание о работе легких.
Содержание: Дети надувают и сдувают воздушные шарики, закрепляя знания о работе легких. Шарик надут - вдох. Воздух выпускаем - выдох.
Литература
1. Дмитриев Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с. ( Библиотека Воспитателя) .
2. Дыбина О.В., Рахманов Н.П., Щетинене В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв.ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 8 - с. 29 - 33.
4. .ru›files/kartoteka…po-issledovatelskoi… multiurok
5. multiurok.ru›…kartoteka-issledovatelskoi…s-detmi…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников
В данном материале представлена подборка проведения экспериментов для познания окружающего мира...
Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в уголке природы
Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеЗнакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений;Опыты с предметами неживой природы;Опыты с животными -...
Картотека игр по исследовательской деятельности детей раннего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, экспериментирование с вещами, в ходе которого возникает простейшая катег...
Картотека по познавательно-исследовательской деятельности.
Опыты и эксперименты. Познавательно-исследовательская деятельность. 2-младшая группа...
Картотека игр по исследовательской деятельности для детей 5-7 лет
Игра - это огромное светлое окно, с помощью которого ребенок знакомится с живительным потоком представлений и понятий. Игры исследовательского характера способствуют созданию у детей эмоционального на...
Картотека по познавательно- исследовательской деятельности детей в младшей группе.
laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Картотека по познавательно исследовательской деятельности
для воспитателей....