Как научить играть ребёнка в шашки?
консультация (старшая группа)
Косультация для родителей и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_igrat_v_shashaki.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Подготовила воспитатель: Кайсарова Т.А
«Как научить ребенка играть в шашки?» Мы педагоги и родители хотим вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку стремление к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра –в которой ребенок учится, развивается, растет.
Развивающей и интеллектуальной самой известной и популярной из которых, конечно же, является- игра в шашки. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра в шашки гениальна, увлекательна, созданная народом. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Ёе можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра – несложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень всей семьи. Сосредоточенность в равной степени необходима, как при восприятии, так и в запоминании, воспроизведении, деятельности мышления и воображения.
Шашки для детей– это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Игра в шашки дарит ребенку- дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремленность, умение рассчитывать время и ход соперника, дисциплинированность, объективность, усидчивость, развивает способность действовать в уме, самое главное – развивает память. Дети довольно легко и быстро овладевают секретами этой увлекательной игры. Игра в шашки может занять важное место в педагогическом процессе детского сада, родителей, ибо учит дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность и т. п. Все дети изначально талантливы. Но, знакомя их с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить ребенку, что шашки – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шашки – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т. п. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка эти необходимые качества и помогает лучшим успехам во время учёбы в школе.. Возникает следующий вопрос: как и с какого возраста начинать учить ребенка игре в шашки. ? Начинать играть можно уже в 3 – 4На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Ведь правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок. Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам да и другим полезным развивающим играм. Основная задача воспитателя: познакомить дошкольников со своеобразным миром шашек, привить им любовь к древней и мудрой игре. Часто задают вопрос: «Как играть с ребёнком?» Вопрос далеко не праздный. Можно сделать вид, что проиграл, но злоупотреблять этим не следует: дети могут привыкнуть к легким победам, и проигрыши, даже со сверстниками, будут восприниматься ими весьма болезненно.
Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком. Достичь этого Вам помогут такие действия:
1.Изучайте литературу по шашкам, интересные шашечные сайты с целью:
- получения новостей о шашках, изучение творчества знаменитых шашистов,
- самостоятельного изучения приемов игры
- умения решать и объяснять ребенку простейшие задачи по шашкам
- изучения интересных и красивых шашечных позиций и партий
2. Старайтесь играть в шашки: с человеком или (если нет другой возможности) с компьютером (достаточно простой шашечной программы).
3. Рассказывайте ребенку интересные шашечные истории (в некоторых книгах Вы можете найти такие истории с участием хорошо знакомых детям персонажей)
4. Демонстрируйте ребенку простые, но показательные и увлекательные фрагменты игры в шашки (особенно впечатляют детей эффектные шашечные комбинации)
5. Хвалите ребенка за успехи в игре и занятиях шашками, не ругайте за неудачи.
6. Выражайте в присутствии ребенка свою гордость тем, что он занимается шашками, хвастайтесь его успехами.
7. Не принуждайте, а заинтересовывайте ребенка!
- Не форсируйте события! Главное чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.
5. Хвалите ребенка за успехи в игре и занятиях шашками, не ругайте за неудачи.
6. Выражайте в присутствии ребенка свою гордость тем, что он занимается шашками, хвастайтесь его успехами.
7. Не принуждайте, а заинтересовывайте ребенка!
Не форсируйте события! Главное чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво. . Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно:
-Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму), доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).
-Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.
-Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки
- Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное . Объясните ребенку смысл игры — уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.
- Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.
- Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.
- Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках.
Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.
Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать. После игры следует разобрать с детьми их наиболее типичные ошибки. Нужно приучать детей из нескольких возможных ходов выбирать самый лучший, сильнейший в данной позиции. Эти важные секреты и советы помогут Вам не только научить ребенка играть в шашки, но и увлечь шашками. Не забывайте, что если Вы сумеете показать ребенку свой собственный интерес к шашкам, и не будете принуждать к занятиям, то ребенок тоже заинтересуется шашками (указанные выше советы созданы на основе работ опытного преподавателя, Ивана Ивановича Полонейчика). Таким образом, благодаря играм в шашки, дети научатся: - умению анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности; -повысится уровень развития, разовьётся пространственное воображение и мышление; -сформируется интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны!
Литература:
1.Соминский С.С. «Комбинационные идеи в русских шашках». М., 1979
2.А.И. Куличихин«Комбинационные идеи в русских шашках». М., 1979
3.А.И. 3. Городецкий «История развития русских шашек». 4 В.Б.. Вирный «Книга о шашках: русские международные шашки». М., 1990 5.А.Я. Барахсанов«Немного о шашках, но по существу». М., 2004.
6.Ш.А.Амоношвили А «Игры для маленьких интеллектуалов».
7.А.Г.Маслаков Общая психология. -СПб: Питер., 2001.-518с.
8.Ю.П,Барский ., Б.П.Герцензон Приключения на шашечной доске.-п: Ленинздат ,1969.-128 с.
9.А.А.Волчек Шашечный практикум.-Минск:Харвест,2004.-288с.
10.Б.Герцензон., А.Напринков Шашки -это интересно.-СПб.:Литера,1992.-250с.
11.В.К,.Погребной Шашки. Сборник комбинаций.- Ростов н/д:Феникс,2007-160 с.
12.В.К.Погребной .,В.Я,Юзюк.Шашки для детей /В.Изд.2-е,перераб.и доп.-Ростов н/д:Феникс,2010.-137с.
13.С.С.Саминский «Комбинационные идеи в русских шашках».М.,1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей " Самые важные вещи, которым родители могут научить маленького ребёнка"
Семья - это самое спокойное и надёжное место для ребёнка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищённым, здесь его понимают, любят. Всё то хорошее, чему ребёнок научится в детстве, он ...
Консультация для родителей. Научите своего ребёнка безопасной работе с ножницами.
Консультация для родителей.Большинство родителей боятся учить своих детей резать ножницами. Многие вообще не дают ножницы в руки детям, ставя безопасность ребёнка на первое место, а уж потом зад...
Как научить своего ребёнка учиться.
Советы родителям будущих первоклассников....
Консультация для родителей "Как научить вашего ребёнка рисовать или возможности пальчигового рисования"
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересно. Только разрисовав себя фламастерами или испачкав акварелью, ребёнок понимае - есть в жизни счастье... Ка...
Советы родителям "Научите своего ребёнка внимательно слушать"
Советы родителям«Научите своего ребёнка внимательно слушать!» ...
Рекомендации родителям "Советы тем, кто хочет научить своего ребёнка петь"
Практические рекомендации, которые помогут родителям правильно организовать обучение ребёнка пению...
Ребёнка нужно научить играть (советы для родителей).
Советы для родителей "Ребёнка нужно научить играть"...