Семинар для родителей на тему: «Сломанные игрушки: выбросить нельзя оставить»
методическая разработка
Формирование у родителей представлений о роли игрушки в развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vysotskaya_a.m.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Высоцкая Анастасия Михайловна,
воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек»
Семинар для родителей
на тему: «Сломанные игрушки: выбросить нельзя оставить»
Цель: Формирование у родителей представлений о роли игрушки в развитии детей.
Задачи:
1. заинтересовать родителей темой семинара;
2. включить в практические действия по теме семинара;
3. помочь родителям изменить отношение к разным действиям детей с игрушкой;
4. создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта.
Предполагаемые результаты:
Родители перестанут «бояться», что дети сломают игрушку, смогут использовать такие «сюжеты» как ситуации развития их ребенка.
Актуальность:
В ходе общения в социальных сетях педагогов из разных садов и разных территорий часто затрагивается вопрос сломанных детьми игрушках, ситуации доходят до конфликтных: между родителями, между родителями и воспитателями, где-то это влияет и на отношения детей друг с другом.
У нас в группе до конфликтов дело не доходило, но родители, конечно же, тоже часто ворчат: «Вот, купили тебе игрушку, а ты ее сломал!», «Не дам тебе игрушку в садик, ее сломают опять», «Не умеешь беречь игрушки».
Я подумала, что ситуации со сломанными игрушками могут быть ценными для развития детей - и личностного, и познавательного. Более ценными они станут, если будут решаться внутри семьи, а значит, необходимо помочь родителям изменить свое отношение к этим ситуация, помочь перевести их из разряда негативных, в разряд ценных, позитивных, способствующих формированию необходимых личностных качеств ребенка, направленных на их развитие.
И я решила внести для обсуждения в ходе нашего содержательного общения с родителями по вопросам развития их ребенка тезис: «Сломанная игрушка несёт творческий, развивающий потенциал» - да или нет?, можно ли согласиться с данным утверждением?!».
Для того чтобы заинтересовать родителей темой нашего общения в ходе семинара, в группе должны появиться объявления:
- Утром в понедельник: «В течение предстоящей недели собираем все сломанные игрушки»
- Во вторник вечером: «В четверг, в 17.30 час. , в нашей группе состоится семинар, на котором мы попробуем ответить на вопрос: «Что сделать, чтобы дети не ломали игрушки».
Технологическая карта семинара для родителей
Структура семинара | Задачи этапов семинара | Предполагаемые результаты этапа |
1.Встреча, приветствие | Создание благоприятной обстановки, атмосферы доверия | Родители готовы к общению и взаимодействию |
2. Обозначение проблемы | Обозначение проблемного поля семинара, противоречия – через озвучивание теоретических тезисов. | Родители принимают проблему, готовы к совместной деятельности, общению по теме. |
3.Практическая деятельность | Вовлечь родителей в практические действия с игрушками (их преобразование), помочь выявить и зафиксировать возможности «второй жизни» игрушки, ее ценности для детей. Предложить родителям определить причины, которые были в основе действий детей, которые привели к поломке игрушки. | Родителям удалось из сломанных игрушек создать нечто новое, привлекательное, ценное для детской деятельности. Родители задумались о своем отношении к сломанным игрушкам. |
4.Рефлексия (итоги, выводы, обобщения) | Создать ситуацию для осознания родителями полученных в ходе семинара представлений и опыта, помочь родителям осознать и понять свое отношение к проблеме сломанных игрушек на основе состоявшейся деятельности. | Родители задумаются: на столько ли это страшно, если ребенок сломал игрушку. |
Сценарный план семинара для родителей
Структура семинара | Содержание деятельности участников семинара: педагога и родителей |
1. Приветствие родителей (2 мин.) | Здравствуйте, уважаемые родители. Пожалуйста располагайтесь за столами. Тезисом нашей встречи с вами сегодня станет утверждение: «Сломанная игрушка несёт творческий, развивающий потенциал» - можно ли согласиться с данным утверждением?!». |
2. Обозначение проблемы (3 мин.) | Предлагаю вашему вниманию две цитаты из работ современных классиков педагогики: Е.В.Трифонова в своей работе «Игрушка как орудие деятельности ребенка» пишет: «…Итак, детская игрушка выступает орудием деятельности ребенка, но при этом реализует разные функции в зависимости от особенностей своего происхождения: • Через игру с готовой игрушкой ребенок приобщается к соответствующей культуре (игрушка выступает своеобразным культурным орудием, позволяющим ребенку в доступной форме реализовать подобное приобщение). Она же выступает, в определенном смысле, некоторой «идеальной формой» для создания игрушек-самоделок. • Через игру с игрушкой-самоделкой ребенок творит мир вокруг себя в соответствии с собственными потребностями и представлениями (игрушка выступает как подлинное орудие его деятельности) – (ребенку игрушка нужна для игры в своем изначальном виде, или созданная им, уникальная, потому ценная для него». А.И.Савенков в своей работе «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» пишет: «Исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности…Малыш трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях, — шлепание по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др. Все это не следует считать какой-то деструктивной деятельностью. В значительной мере это — проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску» – (ребенок хочет узнать, как игрушка устроена) |
3. Практическая деятельность в контексте проблемы (20-25 мин.) | Мы просили вас принести игрушки, которые были сломаны. Посмотрите, сколько всего у нас набралось. (обратить внимание родителей на сломанные игрушки на столе). Скажите, к какому обозначенному выше тезису относится наш сюжет с игрушками? (А.И.Савенков) Как вы думаете, какие из них можно «спасти»? Спасти, чтобы эти игрушки стали сюжетом для другого нашего тезиса. (Е.В.Трифонова). Давайте попробуем это сделать. Можете объединиться в 2-4 группы, выбрать себе сломанную игрушку и попробовать ее преобразовать, чтобы она вновь стала орудием деятельности ребенка, возможно в каких-то других своих проявлениях. Если вам будет недостаточно материалов для преобразования игрушки, вы можете описать это преобразование, нарисовать, сделать чертеж и т.п. (10-15 мин.) Когда преобразование закончите, необходимо будет проговорить, какую ценность эта «новая» игрушка будет представлять для ребенка в контексте первого сюжета (Е.В.Трифонова).(8-10 мин.). |
А теперь давайте попробуем разобраться с основаниями, которые являются детским мотивом для поломки игрушки. Предлагаю вам взять карточки и попробовать распределить наши сломанные игрушки (возможна ситуация моделирования, возможны варианты из своего опыта) по тем причинам-основаниям, которые указаны в карточках (подобрать, хотя бы одну игрушку).
Нам с вами предельно ясно, как устроена игрушка, что у нее внутри, и как ее части соединены друг с другом. А даже если нам это не ясно, желания получить такую информацию редко возникает. С детьми же ситуация обстоит другая: они находятся в процессе активного познания окружающего мира. Им интересно буквально все, и что будет, если отломать машинке колеса – тоже. И тут, тот факт, что ребенок ломает игрушки, вовсе не стоит воспринимать как повод для беспокойства. Было бы намного хуже, если бы он просто сидел в окружении плюшевых медведей и заводных игрушек, не демонстрируя ни к чему интереса.
Иногда даже нам с вами в порыве раздражения хочется что-то сломать или разбить, что уж говорить о ребенке, который не всегда может контролировать свои эмоции, а о ценности вещей имеет мало представлений.
Фантазия и реальность во время игры для ребенка почти одно и то же. Поэтому если малыш играет в доктора, будет вполне закономерным, если кукла потеряет руку или ногу.
На каждом этапе своей жизни ребенок должен приобрести определенные знания и навыки, к освоению которых он наиболее приспособлен в этот период. И если игрушка для него слишком простая или, наоборот, слишком сложная – он просто не сможет играть с ней так, как положено по инструкции. А поскольку как-то взаимодействовать с ней ему все же захочется, он найдет самый простой способ: разобрать ее на части, сломать, узнать, что внутри. Так он получит хоть что-то от вещи, предназначение которой ему непонятно или неинтересно.
Не всегда стоит винить в поломках детей – достаточно часто производители изготавливают недостаточно качественные товары, которые не выдерживают напора детских игр. Они вполне могут смотреться красиво и функционально в упаковке, но быть крайне хрупкими и ненадежными в процессе активной эксплуатации, когда малыш всеми доступными ему способами испытывает их на прочность. У вас получилось? Давайте это рассмотрим. Почему вы решили именно так? Прокомментируйте. Я могу добавить, что нормальной является ситуация, когда: « Ребенок ломает игрушку, если: - он исследует; - не понимает, что с ней можно делать; -пытается обратить ваше внимание на себя; - он заигрался; - не виноват, она сама (плохое качество). (8-10 мин.) | |
4. Рефлексия (итоги, выводы, обобщения) | Уважаемые родители, предлагаю вернуться к нашему тезису «Сломанная игрушка несёт творческий, развивающий потенциал» - да или нет?, можно ли согласиться с данным утверждением?!» и прошу вас определиться, насколько теперь важен для вас вопрос: «Что сделать, чтобы дети не ломали игрушки?» - а поэтому возьмите себе: Красный кубик – если вопрос по-прежнему важен Желтый кубик – если готовы терпеть эти ситуации Зеленый кубик – если этот вопрос для вас не актуален. (2-3 мин.) Спасибо! |
Какие вопросы еще остались, о чем хотели бы еще поговорить на других наших встречах. Я думаю, что мы в рамках этой темы все-таки должны поговорить о формировании у детей бережного отношения к игрушкам. (2-3 мин.) |
Литература:
- Е.В.Трифонова, «Игрушка как орудие деятельности ребенка», https://cyberleninka.ru/article/n/igrushka-kak-orudie-deyatelnosti-rebenka
- А.И.Савенков, «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», http://buratino-nadym.ru/files/dokumenti/obrazovanie/innovacionnaya/keis/3_ai_savenkov_lekcii_21.pdf
Приложение
Памятка для родителей
- Ее (игрушку) можно исследовать — как устроена, что внутри. Можно доломать. Можно использовать как строительный материал в творческих затеях — сделать из нее что-то новое.
- Организуйте дома коробку с ломаными игрушками, которые разрешается разбирать, что-то из них делать. Туда же можно складывать какие-то ненужные коробочки, интересные штучки. Для ребенка эта коробочка может стать настоящим «сундуком сокровищ».
- Сломанная игрушка может выступить в какой-то новой, совершенно неожиданной роли:
Страшный одноглазый пупс превратится в игрушку-пугалку. Детям тоже такие нужны, чтобы научиться справляться со страхами. Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
- Про лошадку без хвоста можно многое додумать. Почему она такая? Может, это такая порода. Или потеряла хвост «в бою». Пусть у ребенка будет что-то старое и любимое, пусть потертое и страшненькое, но дорогое сердцу.
А можно приделать ей новый хвост, лучше прежнего.
- Что-то ломаное, что не жалко использовать, доломать. Что-то новое, ценное. Пусть будет разное!
- Позвольте ребенку огорчиться
Важно испытывать весь спектр эмоций.
Стараться как-то «рафинировать» эмоциональный опыт — бесполезная затея.
Вы можете очень стараться, чтобы ваш малыш только радовался и никогда не расстраивался. И в какой-то момент обнаружите, что он все равно находит, из-за чего расстроиться, «поистерить», и при этом не особенно вам благодарен.
Разочарование — тоже важное чувство, необходимое для взросления.
- Почувствует ценность предметов.
Именно так, через разочарование потери, малыш начнет понимать, что вещи бывают хрупкими. Станет беречь ценные для него предметы. Постепенно поймет, что и у других людей есть вещи, для них ценные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка родителям дошкольников: что можно и что нельзя приносить с собой в детский сад
Родители наравне с сотрудниками ДОУ несут ответственность за безопасное пребывание детей в детском саду. Приводя ребенка в детский сад, родитель обязан знать, что: 1. Ребенок до...
Семинар – практикум для родителей «Без игр ребенку прожить никак нельзя» (совместно с воспитателем, педагогом-психологом)
Работа с родителями - один из важных разделов работы учителя-логопеда. Участие в семинаре-практикуме воспитателя, педагога-психолога позволяет разносторонне осветить тему. Родители- первые воспитатели...
Семинар-практикум для родителей по теме "Роль игрушки в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста»2016 год.Подготовила воспитатель: Доронина Н.А.
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителейЗадачи:ØДать родителям знания о значении игрушки в развитии и...
семинар -практикум для родителей "В гости к игрушкам"
семинар -практикум для родителей "В гости к игрушкам"...
Проект . Экология . "Выбросить нельзя, переделать"
Проект . Экология . "Выбросить нельзя, переделать"Участники проекта: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности детского сада, родители, педагоги. Тип проекта: позн...
Благодарственные письма за участие в конкурсе, приуроченном к Международному дню переработки вторсырья «Выбросить нельзя, переделать!»
Благодарственные письма за участие в конкурсе, приуроченном к Международному дню переработки вторсырья «Выбросить нельзя, переделать!»...