Консультация для педагогов "Фольклор в детском саду"
консультация (средняя группа)
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно». Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Работая с детьми, я заметила, что образная речь педагога, насыщенная сравнениями, эпитетами, метафорами лучше воспринимается детьми. Богатство речи мы чаще всего черпаем из истоков устного народного творчества, таким образом, используя в своей работе фольклорные произведения я делаю свою речь более красивой и насыщенной средствами выразительности, а так же прививаю детям любовь к народному творчеству, словесности и обогащаю их словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_detskom_sadu.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Фольклор в детском саду»
Консультация для педагогов «Фольклор в детском саду»
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно». Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Работая с детьми, я заметила, что образная речь педагога, насыщенная сравнениями, эпитетами, метафорами лучше воспринимается детьми. Богатство речи мы чаще всего черпаем из истоков устного народного творчества, таким образом, используя в своей работе фольклорные произведения я делаю свою речь более красивой и насыщенной средствами выразительности, а так же прививаю детям любовь к народному творчеству, словесности и обогащаю их словарный запас.
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагоговчасто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Поскольку фольклор неизбежно отражает отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений я считаю знакомство с ним необходимой частью образовательного процесса в детском саду. Фольклорные произведения, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо»мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
В игре «Заря-зоряница» звучит следующий текст
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые.–
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками).В игре мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например,такой диалог:
Из-за леса из-за гор
Едет дедушка Егор
Сам на кобыле,
Жена на корове,
дети на телятах,
Внуки на козлятках
Кошки на лукошках
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей.Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:
Дедушка Ежок
Не ходи на бережок
Там растаял снежок
Заливает лужок
Ты промочишь ножки
Красные сапожки.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
Сидит кот у ворот,
К себе кошечку ждет,
На балалаечке поигрывает,
Мышкам глупеньким подмигивает.
На материале детского фольклора можно создавать небольшие театрализованные спектакли-инсценировки. Например:
Курочка — рябушечка,
Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка — рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка — рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка — рябушечка,
Как цыплята просят пить?
— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей в детском саду "Как не болеть в детском саду".
Советы как водить ребенка в детский сад....
Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и
Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...
Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?
Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...
Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции
Детские манипуляции...
Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»
- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...
Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».
Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....
Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции
Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...