Психология ребенка третьего года жизни: особенности, диагностика, развитие
презентация

Дементьева Мария Сергеевна

В презентации рассмотрены основные особенности психического развития ребенка третьего года жизни, представлены тесты психического развития ребенка третьего года жизни, обобщены упражнения и развивающие игры для психического развития ребенка третьего года жизни, а также даны краткая характеристика кризиса раннего детского возраста и психолого-педагогические рекомендации по его преодолению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ: ОСОБЕННОСТИ, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории Дементьева М. С. «кризис раннего детского возраста» / «кризис трех лет»

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Особенности психического развития ребенка третьего года жизни Тесты психического развития ребенка третьего года жизни Упражнения и развивающие игры для ребенка третьего года жизни Краткая характеристика кризиса раннего детского возраста Рекомендации по преодолению кризиса раннего детского возраста

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Границы возраста: от двух до трех лет . Социальная ситуация развития (специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой): ребенок и взрослый из близкого окружения или ребенок и другой взрослый, или ребенок – предмет – взрослый / познание мира человеческих предметов. Ведущий вид деятельности (деятельность, способствующая формированию другой деятельности, психологических новообразований и на определенном возрастном этапе являющаяся преобладающим занятием): предметно- манипулятивная деятельность .

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Слайд 6

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Слайд 7

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Слайд 8

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ *от двух лет до двух лет и шести месяцев Тест с кубиками Предложите ребенку построить из кубиков башню (самостоятельно); поезд с трубой (сначала показ) Тест с фигурами Предложите ребенку вставить круг, квадрат и треугольник в ячейки доски; оказывайте организующую помощь

Слайд 9

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тест с пирамидкой или матрешкой Предложите ребенку собрать пирамидку или матрешку самостоятельно; оказывайте организующую помощь Тесты с предметами быта Попросите ребенка самостоятельно одеться (незначительная помощь); предложите поухаживать за куклой, игрушкой и др. *от двух лет до двух лет и шести месяцев

Слайд 10

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тест на оценку памяти. Попросите ребенка выполнить четыре-пять действий подряд и повторить их через некоторое время; назвать свои имя и фамилию. Тест на словарный запас; на называние изображений. Предложите ребенку назвать (правильно) все предметы (знакомые предметы), картинки с предметами (должен назвать многие картинки из следующих групп: животные, люди, одежда, посуда, мебель). Тест на понимание инструкций. Попросите ребенка подать мяч, взять его у вас, положить мяч на стол , подать его вам; поднять упавший кубик и др. (может выполнить более десяти инструкций). Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук. Возьмите лист бумаги и карандаш . Покажите ребенку способ проведения горизонтальной и вертикальной линий, рисования круга, квадрата и треугольника, креста. Предложите ему сделать также самостоятельно (правильно копирует рисунки горизонтальных и вертикальных линий, круга и креста). *от двух лет до двух лет и шести месяцев

Слайд 11

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тесты с кубиками, геометрическими фигурами, пирамидкой или матрешкой повторяются, немного усложняясь. Ребенок самостоятельно строит башню, а после предварительного показа – поезд с трубой и мост; вкладывает круг, квадрат и треугольник в ячейки доски, сначала составляя их части в целое (две части); собирает пирамидку, ориентируясь на размеры колец, трехсоставную матрешку (необходима помощь взрослого в их закрытии). *от двух лет и шести месяцев до трех лет

Слайд 12

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тест с предметами быта повторяется. Тест на оценку памяти. Спросите ребенка с кем он живет, во что любит играть, чем занимался в течение дня, что ел и др. Попросите его повторить фразу из шести-семи слов, три цифры подряд, воспроизвести их через некоторое время. Тест на развитие пространственных представлений. Сядьте с ребенком напротив друг к другу. Справа от себя посадите куклу, а слева – медвежонка (ребенку – сначала также). Поменяйте расположение игрушек и попросите ребенка сделать также. Возьмите другие, знакомые ребенку, предметы и меняйте их положение в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, над, под столом), сопровождая заданием для ребенка (например, «Достань под столом кубик»). *от двух лет и шести месяцев до трех лет

Слайд 13

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тест «Парные картинки» на оценку внимания и зрительного восприятия. Подготовьте парные картинки с одинаковыми изображениями предметов (4), знакомых ребенку, для себя и для него. Уберите свои картинки, достаньте одну из них и попросите ребенка показать точно такую же у него (понимает инструкцию и полностью справляется с заданием). Тесты на оценку словарного запаса и тонкой моторики пальцев рук повторяются. Тест-наблюдение «Культура общения». В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок здоровается, прощается; употребляет слова просьбы, благодарности; проявляет внимание и сочувствие к другим детям, отзывается на просьбу другого ребенка в оказании помощи и др. *от двух лет и шести месяцев до трех лет

Слайд 14

УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Упражнения с матрешкой (собирание в соответствии с величиной ; аналогично – вкладывать меньший по размеру предмет в больший: кастрюли с крышками, баночки и др.). Упражнения с досками (закрытие вырезанными фигурами ( большие и маленькие круги , большие и маленькие квадраты , большие и маленькие треугольники ) доски). Упражнения и игры на цветовое различение («Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик»; «Какого цвета дать тебе яблоко?». Сортировка кубиков по цвету в коробочки. Рисование солнца и его закрашивание соответствующим цветом (знакомые предметы – самостоятельно, новые – с организующей помощью).

Слайд 15

УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Игры с мячом (бросание и ловля, ударение, попадание в коробку, катание). Упражнения с бусинками ( нанизывание на шнур бусинок: одного цвета , разных цветов, поочередно; одинаковых по величине , разных по размеру, поочередно; одинаковых по форме , разных, поочередно). Упражнения для тонкой моторики пальцев и творческих способностей (рисование, лепка, вырезание с литературным сопровождением).

Слайд 16

УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Игры «Угадай, кто идет?» и «Угадай по голосу» (изображение повадок животных). Упражнения с разрезными картинками (возьмите две картинки с изображением знакомого ребенку предмета, разрежьте одну из них на две части, попросите его ее соединить и назвать предмет; если не получается, то оказываете помощь и объясняете; если получается, то предоставляете трех-четырехсоставные картинки). Упражнения на внимание и память «Чего не хватает на столе?» (предложите ребенку внимательно посмотреть на игрушки и запомнить их / их расположение, затем уберите игрушку / поменяйте их местами и попросите ребенка назвать, чего не хватает на столе / что изменилось / сделать как было и др.).

Слайд 17

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В основе данного кризиса лежит перестройка системы взаимоотношений между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста ребенок стремится к самостоятельной деятельности с целью познания мира окружающих вещей посредством экспериментирования с ними. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и отделение ребенка от взрослого человека. Изменение позиции ребенка требует от близких людей своевременной перестройки, если же новые отношения не складываются, то возникают кризисные явления : негативизм (ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот); упрямство (ребенок настаивает на своем решении, выдвигает собственные требования и настаивает на том, чтобы с ним считались ); строптивость (ребенок проявляет протест против установленных порядков); своеволие (ребенок стремится быть не только физически самостоятельным, но и личностно, имея свои намерения и замысел деятельности ); обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным ; протест-бунт (ребенок часто ссорится и конфликтует с родителями); стремление к деспотизму (ребенок, особенно если он единственный в семье, желает властвовать над всеми и диктует окружающим свои намерения ). Причиной кризиса трех лет является развитие сферы самосознания ребенка и ограниченные возможности ее проявления в социальной среде .

Слайд 18

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА 1. Демонстрировать любовь к ребенку (обнимать, целовать, говорить ласковые слова). В любых ситуациях проявлять терпение и выдержку, нивелировать агрессивные действия на капризы ребенка. 2. Быть последовательными в предъявлении требований к ребенку. 3. Поощрять самостоятельность ребенка и не подавлять инициативу. По просьбе ребенка оказывать помощь ему в выполняемой деятельности. 4. Раскрыть для ребенка возможное поле деятельности с предметами. 5. Запрещать только то, что опасно для жизни ребенка и окружающих. Предугадывать действия ребенка и осторожно переключать его внимание на другое занятие. Ребенок , переживший кризис трех лет, получает опыт оценок себя со стороны взрослых, совместной деятельности с ними, а также удовлетворение своего «Я», что дает позитивное начало для становления положительных качеств личности на последующих этапах развития.

Слайд 19

ЛИТЕРАТУРА 1. Ильина, М. Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет / М. Н. Ильина. – М. : Дельта, 2001. – 159 с. 2 . Яшкова , А. Н. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Яшкова , Н. Ф. Сухарева ; Мордов . гос. пед . ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с. *интернет-источники (картинки)

Слайд 20

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психического развития ребенка третьего года жизни

Данный материал раскрывает осбенности развития детей двух-трех летнего возраста....

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»

«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...

Консультация психолога для родителей "Психическое развитие ребенка третьего года жизни"

   На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносл...

Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.

Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...

Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Особенности психического развития ребенка третьего года жизни"

Данный материал раскрывает особенности развития детей двух-трех летнего возраста....

Психология ребенка второго года жизни: особенности, диагностика, развитие

В презентации рассмотрены основные особенности психического развития ребенка второго года жизни, представлены тесты психического развития ребенка второго года жизни, обобщены упражнения и развивающие ...

Консультация на тему: «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»

На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание ...