Психология ребенка третьего года жизни: особенности, диагностика, развитие
презентация
В презентации рассмотрены основные особенности психического развития ребенка третьего года жизни, представлены тесты психического развития ребенка третьего года жизни, обобщены упражнения и развивающие игры для психического развития ребенка третьего года жизни, а также даны краткая характеристика кризиса раннего детского возраста и психолого-педагогические рекомендации по его преодолению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_rebenka_tretego_goda_zhizni_osobennosti_diagnostika_razvitie.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ Особенности психического развития ребенка третьего года жизни Тесты психического развития ребенка третьего года жизни Упражнения и развивающие игры для ребенка третьего года жизни Краткая характеристика кризиса раннего детского возраста Рекомендации по преодолению кризиса раннего детского возраста
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Границы возраста: от двух до трех лет . Социальная ситуация развития (специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой): ребенок и взрослый из близкого окружения или ребенок и другой взрослый, или ребенок – предмет – взрослый / познание мира человеческих предметов. Ведущий вид деятельности (деятельность, способствующая формированию другой деятельности, психологических новообразований и на определенном возрастном этапе являющаяся преобладающим занятием): предметно- манипулятивная деятельность .
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ *от двух лет до двух лет и шести месяцев Тест с кубиками Предложите ребенку построить из кубиков башню (самостоятельно); поезд с трубой (сначала показ) Тест с фигурами Предложите ребенку вставить круг, квадрат и треугольник в ячейки доски; оказывайте организующую помощь
ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тест с пирамидкой или матрешкой Предложите ребенку собрать пирамидку или матрешку самостоятельно; оказывайте организующую помощь Тесты с предметами быта Попросите ребенка самостоятельно одеться (незначительная помощь); предложите поухаживать за куклой, игрушкой и др. *от двух лет до двух лет и шести месяцев
ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тест на оценку памяти. Попросите ребенка выполнить четыре-пять действий подряд и повторить их через некоторое время; назвать свои имя и фамилию. Тест на словарный запас; на называние изображений. Предложите ребенку назвать (правильно) все предметы (знакомые предметы), картинки с предметами (должен назвать многие картинки из следующих групп: животные, люди, одежда, посуда, мебель). Тест на понимание инструкций. Попросите ребенка подать мяч, взять его у вас, положить мяч на стол , подать его вам; поднять упавший кубик и др. (может выполнить более десяти инструкций). Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук. Возьмите лист бумаги и карандаш . Покажите ребенку способ проведения горизонтальной и вертикальной линий, рисования круга, квадрата и треугольника, креста. Предложите ему сделать также самостоятельно (правильно копирует рисунки горизонтальных и вертикальных линий, круга и креста). *от двух лет до двух лет и шести месяцев
ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тесты с кубиками, геометрическими фигурами, пирамидкой или матрешкой повторяются, немного усложняясь. Ребенок самостоятельно строит башню, а после предварительного показа – поезд с трубой и мост; вкладывает круг, квадрат и треугольник в ячейки доски, сначала составляя их части в целое (две части); собирает пирамидку, ориентируясь на размеры колец, трехсоставную матрешку (необходима помощь взрослого в их закрытии). *от двух лет и шести месяцев до трех лет
ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тест с предметами быта повторяется. Тест на оценку памяти. Спросите ребенка с кем он живет, во что любит играть, чем занимался в течение дня, что ел и др. Попросите его повторить фразу из шести-семи слов, три цифры подряд, воспроизвести их через некоторое время. Тест на развитие пространственных представлений. Сядьте с ребенком напротив друг к другу. Справа от себя посадите куклу, а слева – медвежонка (ребенку – сначала также). Поменяйте расположение игрушек и попросите ребенка сделать также. Возьмите другие, знакомые ребенку, предметы и меняйте их положение в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, над, под столом), сопровождая заданием для ребенка (например, «Достань под столом кубик»). *от двух лет и шести месяцев до трех лет
ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Тест «Парные картинки» на оценку внимания и зрительного восприятия. Подготовьте парные картинки с одинаковыми изображениями предметов (4), знакомых ребенку, для себя и для него. Уберите свои картинки, достаньте одну из них и попросите ребенка показать точно такую же у него (понимает инструкцию и полностью справляется с заданием). Тесты на оценку словарного запаса и тонкой моторики пальцев рук повторяются. Тест-наблюдение «Культура общения». В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок здоровается, прощается; употребляет слова просьбы, благодарности; проявляет внимание и сочувствие к другим детям, отзывается на просьбу другого ребенка в оказании помощи и др. *от двух лет и шести месяцев до трех лет
УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Упражнения с матрешкой (собирание в соответствии с величиной ; аналогично – вкладывать меньший по размеру предмет в больший: кастрюли с крышками, баночки и др.). Упражнения с досками (закрытие вырезанными фигурами ( большие и маленькие круги , большие и маленькие квадраты , большие и маленькие треугольники ) доски). Упражнения и игры на цветовое различение («Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик»; «Какого цвета дать тебе яблоко?». Сортировка кубиков по цвету в коробочки. Рисование солнца и его закрашивание соответствующим цветом (знакомые предметы – самостоятельно, новые – с организующей помощью).
УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Игры с мячом (бросание и ловля, ударение, попадание в коробку, катание). Упражнения с бусинками ( нанизывание на шнур бусинок: одного цвета , разных цветов, поочередно; одинаковых по величине , разных по размеру, поочередно; одинаковых по форме , разных, поочередно). Упражнения для тонкой моторики пальцев и творческих способностей (рисование, лепка, вырезание с литературным сопровождением).
УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Игры «Угадай, кто идет?» и «Угадай по голосу» (изображение повадок животных). Упражнения с разрезными картинками (возьмите две картинки с изображением знакомого ребенку предмета, разрежьте одну из них на две части, попросите его ее соединить и назвать предмет; если не получается, то оказываете помощь и объясняете; если получается, то предоставляете трех-четырехсоставные картинки). Упражнения на внимание и память «Чего не хватает на столе?» (предложите ребенку внимательно посмотреть на игрушки и запомнить их / их расположение, затем уберите игрушку / поменяйте их местами и попросите ребенка назвать, чего не хватает на столе / что изменилось / сделать как было и др.).
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В основе данного кризиса лежит перестройка системы взаимоотношений между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста ребенок стремится к самостоятельной деятельности с целью познания мира окружающих вещей посредством экспериментирования с ними. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и отделение ребенка от взрослого человека. Изменение позиции ребенка требует от близких людей своевременной перестройки, если же новые отношения не складываются, то возникают кризисные явления : негативизм (ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот); упрямство (ребенок настаивает на своем решении, выдвигает собственные требования и настаивает на том, чтобы с ним считались ); строптивость (ребенок проявляет протест против установленных порядков); своеволие (ребенок стремится быть не только физически самостоятельным, но и личностно, имея свои намерения и замысел деятельности ); обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным ; протест-бунт (ребенок часто ссорится и конфликтует с родителями); стремление к деспотизму (ребенок, особенно если он единственный в семье, желает властвовать над всеми и диктует окружающим свои намерения ). Причиной кризиса трех лет является развитие сферы самосознания ребенка и ограниченные возможности ее проявления в социальной среде .
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА 1. Демонстрировать любовь к ребенку (обнимать, целовать, говорить ласковые слова). В любых ситуациях проявлять терпение и выдержку, нивелировать агрессивные действия на капризы ребенка. 2. Быть последовательными в предъявлении требований к ребенку. 3. Поощрять самостоятельность ребенка и не подавлять инициативу. По просьбе ребенка оказывать помощь ему в выполняемой деятельности. 4. Раскрыть для ребенка возможное поле деятельности с предметами. 5. Запрещать только то, что опасно для жизни ребенка и окружающих. Предугадывать действия ребенка и осторожно переключать его внимание на другое занятие. Ребенок , переживший кризис трех лет, получает опыт оценок себя со стороны взрослых, совместной деятельности с ними, а также удовлетворение своего «Я», что дает позитивное начало для становления положительных качеств личности на последующих этапах развития.
ЛИТЕРАТУРА 1. Ильина, М. Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет / М. Н. Ильина. – М. : Дельта, 2001. – 159 с. 2 . Яшкова , А. Н. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Яшкова , Н. Ф. Сухарева ; Мордов . гос. пед . ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с. *интернет-источники (картинки)
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психического развития ребенка третьего года жизни
Данный материал раскрывает осбенности развития детей двух-трех летнего возраста....
Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»
«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...
Консультация психолога для родителей "Психическое развитие ребенка третьего года жизни"
На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносл...
Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.
Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...
Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Особенности психического развития ребенка третьего года жизни"
Данный материал раскрывает особенности развития детей двух-трех летнего возраста....
Психология ребенка второго года жизни: особенности, диагностика, развитие
В презентации рассмотрены основные особенности психического развития ребенка второго года жизни, представлены тесты психического развития ребенка второго года жизни, обобщены упражнения и развивающие ...
Консультация на тему: «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»
На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание ...