«Развитие инициативности у детей 3-4 лет в условиях ФГОС ДОУ»
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Емельянова О.В.
«Развитие инициативности у детей 3-4 лет в условиях ФГОС ДОУ»
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем. Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Приоритетной сферой проявления детской инициативы ребенка 3-4 лет является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы в данном возрасте взрослым необходимо:
Ø создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
Ø рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях;
Ø отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
Ø всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
Ø помочь ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
Ø способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
Ø в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
Ø не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
Ø учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
Ø уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
Ø создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
Ø всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
Детская инициатива – спонтанное, самостоятельное проявление ребёнком своей активности, его включение в тот или иной вид деятельности по собственной воле. Основные сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнову )
Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста. Они выделяют 4 сферы инициатив: - творческая - целеполагания и волевого усилия - коммуникативная - познавательная. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности.
Творческая инициатива. Ребенок в рамках наличной предметно игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы заместители в условном игровом значении.
Способы поддержки инициативы детей 3-4 лет в художественно-эстетическом развитии:
Раздел «Художественное творчество»
1. Создание доступной развивающей предметно-пространственной среды, побуждающей к занятиям изобразительной деятельностью, включающей - наличие материалов для занятий изобразительной деятельностью, - упражнений и игр, способствующих обогащению сенсорного опыта, - иллюстративного материала - предметов народного декоративно-прикладного искусства.
2. Сотворчество по инициативе детей.
3. Доступность для рассматривания предметов русского народного творчества (иллюстративного материала)
Раздел «Музыка»
1. Создание условий для самостоятельного экспериментирования ребенка со звуками и музыкальными инструментами, элементарного музицирования.
2. Создание условий для двигательных импровизаций под музыку.
Коммуникативная инициатива. Ребенок обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия ("Смотри..."), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого.
Способы поддержки инициативы детей 3-4 лет в социально-коммуникативном развитии
Раздел «Безопасность»
Создание условий для поддержания и развития интереса к здоровьесберегающему и безопасному поведению, обращению с предметами.
Раздел «Социализация»
1. Создание легко доступной развивающей предметно-пространственной игровой среды, включающей наличие атрибутов для сюжетных игр, игр с водой, с бумагой, песком, дидактических игр.
2. Поддержка и активное участие в играх взрослого с целью поддержания и развития сюжета игры.
3. Создание доверительных отношений воспитателя с детьми.
Раздел «Труд»
1. Доступность дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики рук, атрибутов и предметов-заместителей для сюжетно ролевых игр, отражающих труд взрослых.
2. Доброжелательное отношение воспитателя к стремлению детей к помощи взрослым и самообслуживанию
Раздел «Коммуникация»
1. Создание доверительных отношений воспитателя с детьми с целью внеситуативного общения.
2. Поощрение игрового общения детей.
Раздел «Владение речью»
1. Создание доверительных отношений ребенка со взрослым.
2. Стимулирование проявлений вне ситуативно-познавательного общения со взрослым.
3. Поощрение желания вступать в общение с детьми и взрослыми.
Раздел «Чтение художественной литературы»
1. Поощрять интерес ребенка к слушанию произведений художественной литературы.
2. Поощрение рассказыванию наизусть произведений малого фольклора и детских стихов.
3. Поощрять желание ребенка рассматривать и комментировать иллюстрации.
Познавательная инициатива – любознательность. Ребенок проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.
Способы поддержки инициативы детей 3-4 лет в познавательном развитии
Раздел «Познание»
1. Создание легко доступной предметно-развивающей игровой среды для обогащения чувственного опыта.
2. Доброжелательное отношение, помощь стремлению ребенка к самостоятельному обследованию предметов.
Раздел «Чтение художественной литературы»
1. Создание условий свободного доступа к детской художественной литературе, иллюстративному материалу.
2. Доброжелательное отношение, помощь воспитателя стремлению ребенка самостоятельно рассматривать книжки и иллюстративный материал.
Двигательная инициатива. Ребенок регулярно перемещается в пространстве, совершая различные типы движений и действий с предметами. Его движения энергичны, но носят процессуальный характер (то есть движение совершается ради движения). Ребенок не придает значения правильности выполнения движений, но низкую двигательную эффективность он компенсирует энергичностью.
Способы поддержки инициативы детей 3-4 лет в физическом развитии
Раздел «Физкультура»
1. Создание условий для занятий физическими упражнениями, наличие пособий: мячи, кубики, погремушки, велосипеды, санки.
2. Доброжелательное отношение, помощь воспитателя реализации двигательной активности ребенка.
Раздел «Здоровье»
1. Создание условий для развития интереса к здоровому образу жизни, здоровьесберегающему поведению: наличие наглядного материала, атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Купание куклы»
2. Помощь и активное участие взрослого в поддержании и развитии сюжета игры.
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи). Ребенок обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т. п.). Завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос «Что ты делаешь?» отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно конкретная цель не формулируется).
Вывод:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала воспитатель МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбини...
«Развитие речи детей посредством театральной деятельности в условиях ФГОС».
Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся: артикуляционная гимнастика;упражн...
Поддержание и развитие физического здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Статья о поддержании и развитии двигательной активности детей в условиях детского сада....
"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...
План самообразования на год 2018-2019 "Проектная деятельность, как средства развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
самообразование воспитателей...
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...