Рабочая программа "Роботенок"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по обучению детей конструированию с элементами программирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лего программа | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
Детский сад№1 «Радуга»
ГО г.Агидель
Холбан Л.А.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
по РОБОТОТЕХНИКЕ «Роботенок»
Срок реализации: 3 года
для детей от 4 до 7 лет
Разработал:
воспитатель Байдугановой С.А.
под руководством
заведующего Холбан Л.А.
старшего воспитателя Ибрагимовой Г.Х.
г. Агидель
2018г.
Содержание
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Целевые ориентиры
1.5 Оценка результативности
1.6 Содержание Программы
Раздел 2.Содержательный
2.1 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программ
2.2 Индивидуализация процесса
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3 Раздел 3. Организационный
3.1 Методическое обеспечение реализации Программы
3.2 Ресурсное обеспечение программы
Раздел 4. Приложения
Приложение 1. Критерии оценивания результатов освоения Программы
Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование из конструктора LEGO Duplo
Приложение 3. Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование «Простые механизмы»
Приложение 4. Комплексно-тематическое планирование
Раздел 1. Целевой
- Пояснительная записка
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу авторской инновационной Программы.
В данном Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO Duplo, LEGO – простые механизмы, LEGO WeDo. Составлены конспекты НОД с использованием конструкторов LEGO.
Инновационность Программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Duplo и LEGO WeDo в образовательный процесс ДОУ.
Программа разработана для педагогов ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.
1.2 Цель и задачи
Цель Программы: целенаправленное внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- Организовать работу по применению LEGO-конструкторов в ДОУ начиная со второй младшей группы.
- Организовать работу с детьми среднего возраста по курсу LEGO – простые механизмы.
- Организовать работу технической направленности с использованием программируемых конструкторов LEGO WeDo для детей старшего дошкольного возраста.
- Создать LEGO-центры в группах.
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO-технологией.
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ» реализуется с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Принципы, на которых базируется программа:
- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей
- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважение к личности ребенка)
- принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности, индивидуальные возможности ребенка)
- принцип непрерывности и системности
1.4 Целевые ориентиры
Планируемые итоговые результаты освоения Программы дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»:
У детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать предмет, выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи между их назначением и строением
Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Развита познавательная активность детей. Воображение, фантазия и творческая инициативность.
Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность.
Сформированы умения собирать и программировать простых LEGO-роботов, используя компьютерные приложения.
Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их соединении; об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы, назначении и способов крепления ее элементов.
1.5 Оценка результативности
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»:
- проведение мониторинга на каждом возрастном этапе, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников;
- заинтересованность дошкольников в конструктивной деятельности, степень активности ребенка в ней;
- степень заинтересованности и участия родителей воспитанников в совместной творческой конструктивной деятельности;
- оснащенность LEGO-центров позволит определить качество достигнутых результатов в конструктивной деятельности, определить эффективность и результативность работы.
Критерии оценивания результатов освоения Программы см. в Приложении 1.
1.6 Содержание Программы
Основная идея Программы заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.
Реализация Программы с использованием LEGO-технологии проходит в нескольких направлениях.
- Направление
Использование LEGO-конструкторов с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 5 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках совместной деятельности с детьми.
LEGO-конструирование начинается с трехлетнего возраста. Детям предложен конструктор LEGO Duplo. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO Duplo, способами скрепления элементов, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
II. Направление «Простые механизмы»
С 5 лет конструктивная деятельность усложняется. Детям предлагается курс LEGO-конструирования «Простые механизмы», который разделен на 3 части: зубчатые колеса; оси; рычаги. Дети знакомятся с подвижными постройками, такими как карусель, катапульты, манипуляторы, тележки, шлагбаумы, и т.д. Возрастная категория детей с 5 до 6 лет.
III. Направление «Робототехник»
Реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO WеDо. Дети собирают и учатся программировать простые модели-роботы LEGO через приложения в компьютере. Первые роботы LEGO WeDo.
Направление «Робототехник» для детей от 6 до 7 лет. Данное направление помогает положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы отбирались и используются исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Для реализации содержательного раздела Программы используются следующие средства:
1. Наличие оборудованного помещения (LEGO-центры с конструкторами нового поколения).
2. Сотрудничество с социальными институтами города: МАОУДО «Центр информационных технологий».
3. Взаимодействие с семьей.
Образовательная деятельность с детьми по Программе реализуется в образовательных событиях, в самостоятельной, совместной деятельности и индивидуальной работе, с использованием таких методов, как: наглядный, словесный и практический. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
- Индивидуализация процесса
Цель индивидуализации при реализации Программы состоит в создании условий для осознания ребенком себя индивидуальностью и максимального раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Для обеспечения индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:
- имел возможность выбора
- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности
- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу»
преобразовываются в «могу»
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
При организации совместной с семьями необходимо придерживается следующих принципов:
- открытость для семьи;
- сотрудничество с родителями детей;
- обеспечение единые подходов к развитию личности ребенка;
- главный принцип - не навредить.
3 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- Методическое обеспечение реализации Программы
- Аленина Т.И, Енина Л.В, Колотова И.О, Сичинская Н.М, Смирнова Ю.В. Шаульская Е.Л «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности дошкольников: в условиях внедрения ФГОС НОО: учеб.- метод. пособие» / М-во образования и науки Челяб. обл., - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012.
- Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
- Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»; Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- Комарова Л. Г. «Строим из Лего»; М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Мирошина Т.Ф, Соловьева Л.Е, Могилёва А.Ю, Перфильева Л.П. «Образовательная робототехнка в ДОУ» Челябинск: Взгляд, 2011.
- Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
- Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Легоконструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru
- Ресурсное обеспечение программы
Для реализации Программа используются специально оборудованное помещение «LEGO-центры», оборудованные конструкторами нового поколения LEGO Duplo, LEGO Wedo. Так же используются демонстрационная доска, технические средства обучения (ноутбук, проектор, мультимедийные устройства), презентации и тематические учебные фильмы, технические карты, наглядно – демонстрационный материал.
РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Критерии оценивания результатов освоения Программы
ФИ ребенка | Умение правильно конструировать поделку по инструкции педагога | Умение правильно конструировать поделку по схеме | Умение правильно конструировать поделку по образцу | Умение правильно конструировать поделку по замыслу | Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам | Умение детей моделировать объекты, используя разные виды передач | Умение детей моделировать объекты и самостоятельно их программировать | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |
Уровень требований, предъявляемых к ребенку по каждому из параметров, зависит от степени мастерства ребенка.
Высшее мастерство:
Достаточное мастерство:
Недостаточное мастерство:
Приложение 2
Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование из конструктора LEGO Duplo
1 год обучения (4-5 лет)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
октябрь | Путешествие по стране LEGO | 8 | ||
1.1 | Учимся читать простые схемы | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Домики | 0,1 | 1,9 | 2 |
1.3 | Многоэтажные дома. Восстановление разрушенных конструкций по схемам. | 0,5 | 1,5 | 2 |
1.4 | Конструирование красивых ворот для «фруктового сада» | 0,2 | 1,8 | 2 |
ноябрь | «Транспорт» | 8 | ||
2.2 | Удивительные колеса | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.3 | Машина | 0,2 | 1,8 | 2 |
2.4 | Карета | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.5 | Гараж для машины | 0,1 | 1,9 | 2 |
декабрь | «Детские забавы» | 8 | ||
3.1 | Горка для ребят | 0,5 | 1,5 | 2 |
3.2 | Песочница и качели | 0,5 | 1,5 | 2 |
3.3 | Детская площадка | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.4 | Игрушки для елки | 0,5 | 1,5 | 2 |
январь | «Дома» | 6 | ||
4.1 | Городской дом | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.2 | Дом фермера | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.3 | Дом моей мечты (творческое конструирование) | 0,1 | 1,9 | 2 |
февраль | «Калейдоскоп важных профессий» | 8 | ||
5.1 | Пожарная часть | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.2 | Скорая помощь | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.3 | Полиция | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.4 | Строитель | 0,5 | 1,5 | 2 |
март | «Городской пейзаж» | 6 | ||
6.1 | Здания и сооружения | 0,2 | 1,8 | 2 |
6.2 | Полезная техника | 0,5 | 1,5 | 2 |
6.3 | Парк | 0,8 | 1,2 | 2 |
апрель | «Космос» | 8 | ||
7.1 | Ракета | 0,6 | 1,4 | 2 |
7.2 | Луноход | 0,5 | 1,5 | 2 |
7.3 | Военная техника (танки, самолеты, корабли) | 0,8 | 1,2 | 2 |
7.4 | Космический корабль | 0,8 | 1,2 | 2 |
Всего занятий | 52 |
Приложение 3
Комплексно-тематическое планирование
LEGO-конструирование «Простые механизмы»
1 год обучения (5-6 лет)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
октябрь | «Вводная часть» | 8 | ||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с названием деталей, сборка несуществующего животного. | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Просмотр мультфильма «Фиксики. Манипулятор». Сборка манипулятора. | 0,8 | 1,2 | 2 |
1.3 | Соревнование на грузоподъемность и длину. | 0,4 | 1,6 | 2 |
1.4 | Просмотр презентации «Самые высокие башни мира». Постройка башни. | 1 | 1 | 2 |
ноябрь | «Зубчатые колеса» | 8 | ||
2.1 | Соревнования на самую высокую башню. | 0,2 | 1,8 | 2 |
2.2 | Просмотр мультфильма «Фиксики. Будильник». Знакомство с зубчатым колесом (передача движения). | 0,8 | 1,2 | 2 |
2.3 | Сборка передачи и волчка. | 0,2 | 1,8 | 2 |
2.4 | Зубчатые колеса. Смена направления передачи движения (повышающая и понижающая передача). | 0,5 | 1,5 | 2 |
декабрь | « Простые механизмы» | 8 | ||
3.1 | Творческое занятие. Сборка карусели. | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.2 | Творческое задание. Сборка тележки с вращающимся табло. | 0,5 | 1,5 | 2 |
3.3 | Творческое занятие. Сборка миксера. | 0,5 | 1,5 | 2 |
3.4 | Просмотр мультфильма «Фиксики. Сила трения». Знакомство с силой трения. | 0,8 | 1,2 | 2 |
январь | «Колеса и оси» | 6 | ||
4.1 | Творческое занятие. Сборка простой тележки. | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.2 | Сборка тележки с одиночной фиксированной осью. Соревнование на скорость. | 0,2 | 1,8 | 2 |
4.3 | Просмотр мультфильма «Фиксики. Колесо». Ременная передача. Сборка механизма с ременной передачей. | 0,8 | 1,2 | 2 |
февраль | «Приводы» | 8 | ||
5.1 | Сборка тачки. | 0,2 | 1,8 | 2 |
5.2 | Сборка машины с передним приводом. | 0,5 | 1,5 | 2 |
5.3 | Сборка модели по замыслу | 0,2 | 1,8 | 2 |
5.4 | Знакомство со светофором | 1 | 1 | 2 |
март | «Рычаги» | 6 | ||
6.1 | Просмотр мультфильма «Фиксики. Рычаг». Сборка рычага. | 0,8 | 1,2 | 2 |
6.2 | Карусель «Качалка». | 0,5 | 1,5 | 2 |
6.3 | Различные рычаги. | 0,5 | 1,5 | 2 |
апрель | « Подведение итогов» | 8 | ||
7.1 | Сборка модели по замыслу | 0,2 | 1,8 | 2 |
7.2 | Сборка шлагбаума. | 0,5 | 1,5 | 2 |
7.3 | Сборка катапульты. | 0,5 | 1,5 | 2 |
7.4 | Итоговое занятие. Сборка интересного механизма. | 0,2 | 1,8 | 2 |
Всего занятий | 52 |
Приложение 4
Комплексно-тематическое планирование
LEGO-конструирование «Робототехник»
1 год обучения (6-7 лет)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
октябрь | «Введение» | 8 | ||
1.1 | Знакомство с конструктором LEGO WeDo | 1,5 | 0,5 | 2 |
1.2 | Возможности LEGO WeDo | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Введение в робототехнику Знакомство с деталями конструктора | 1 | 1 | 2 |
1.4 | Знакомство с деталями конструктора | 0,5 | 1,5 | 2 |
ноябрь | «Программное обеспечение LEGO WeDo» | 8 | ||
2.1 | Обзор, перечень терминов. Сочетания клавиш. | 1 | 1 | 2 |
2.2 | Сочетания клавиш. | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.3 | Все звуки. | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.4 | Все фоны экрана. | 0,5 | 1,5 | 2 |
декабрь | «Изучение механизмов» | 8 | ||
3.1 | Первые шаги. Обзор | 0,5 | 1,5 | 2 |
3.2 | Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.3 | Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | 0,2 | 1.8 | 2 |
3.4 | Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. Снижение, увеличение скорости. | 0,2 | 1.8 | 2 |
январь | «Изучение датчиков и моторов» | 6 | ||
4.1 | Червячная зубчатая передача, | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.2 | Мотор и оси | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.3 | Датчик наклона, датчик расстояния | 0,5 | 1,5 | 2 |
февраль | «Конструирование и программирование заданных моделей» | 8 | ||
5.1 | Танцующие птицы | 0,2 | 1,8 | 2 |
5.2 | Умная вертушка | 0,2 | 1,8 | 2 |
5.3 | Обезьянка – барабанщица | 0,2 | 1,8 | 2 |
5.4 | Голодный аллигатор | 0,2 | 1,8 | 2 |
март | «Программы для исследований» | 6 | ||
6.1 | Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона. | 0,5 | 1,5 | 2 |
6.2 | Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана. | 0,5 | 1,5 | 2 |
6.3 | Все звуки. Все фоны экрана. | 0,5 | 1,5 | 2 |
апрель | «Подведение итогов» | 8 | ||
7.1 | Конструирование моделей | 0,2 | 1,8 | 2 |
7.2 | Конструирование моделей по замыслу | 0,2 | 1,8 | 2 |
7.3 | Программирование моделей | 0,2 | 1,8 | 2 |
7.4 | Презентация моделей, выставка | 0,1 | 1,9 | 2 |
Всего занятий | 52 |
Краткая презентация
дополнительной образовательной программы технической
направленности «Роботенок»
возраст детей 4-7 лет;
срок реализации 3 года.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по обучению детей конструированию с элементами программирования платной образовательной услуги «Роботенок» направлена на формирование у детей дошкольного возраста технического мышления. Увлекательные путешествия в «Техномир» способствуют развитию технических способностей детей в процессе конструирования моделей и формирует пространственное мышление.
Новизна программы. Данная программа удовлетворяет запрос родителей в развитии детей с использованием новых методов и технических возможностей современного общества. Главное преимущество программы заключается в ее инновационном оснащении конструктором LEGO WeDo. Данный конструктор в линейке роботов LEGO предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети учатся создавать и программировать модели, работая индивидуально, парами, или в командах. При построении модели затрагивается множество вопросов из разных областей знаний.
Актуальность программы обоснована потребностями современного общества. Дети живут во время технического прогресса. Их окружает много роботов: в производстве автомобилей, роботы-помощники в медицине и т.д. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что вызывает потребность воспитывать и развивать детей в новых областях знаний. Необходимо прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам, развивая техническое мышление детей дошкольного возраста.
«Робототехника» - прикладная наука, которая занимается разработкой автоматизированных технических систем. Это сложная дисциплина, которая включает в себя научные знания из электроники, механики и программирования. Робототехника применяется на предприятиях различных сфер для автоматизации процесса. Образовательная робототехника позволяет вовлечь детей в процесс технического творчества, погрузиться в сложную среду информационных технологий.
В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, одним из которых является конструктор LEGO WeDo. Работа с образовательными конструкторами LEGO Duplo, LEGO WeDo позволяет обучающимся в форме игры исследовать основы механики, физики и программирования. Разработка, сборка и построение алгоритма поведения модели позволяет обучающимся самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, в том числе робототехники, электроники, механики, программирования, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике.
Педагогическая целесообразность. Содержание программы построено таким образом, чтобы помочь ребенку постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования управляемых моделей дети получат дополнительные знания в области физики, механики и информатики. Практическая деятельность научит детей самостоятельно разрабатывать и конструировать управляемые модели, что является стимулом к познанию нового и формированию технического мышления. Занятие в кружке способствует развитию уверенности в своих силах, формирует самооценку и расширяет горизонты познания детей дошкольного возраста. Занятия по программе «Образовательная робототехника на базе конструктора LEGO WeDo» позволяют заложить фундамент для подготовки будущих специалистов нового типа мышления, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы отвечают возрастным и индивидуальным особенностям детей и оказывают благотворное влияние на развитие технического мышления.
Методы и приемы работы:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
Воспитанники получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.
Репродуктивный метод обучения.
Деятельность детей носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении.
Прежде чем излагать материал, перед воспитанниками необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Дети становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично поисковый, или эвристический.
Метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов.
Исследовательский метод обучения.
Дети самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
Цель программы: развитие технического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы.
Обучающие:
- Обучение детей конструированию через создание простейших моделей.
- Обучение основам конструирования и программирования.
- Обучение детей необходимыми умениями при взаимодействии с интерактивным оборудованием и современным конструктором LEGO WeDo.
Развивающие:
- Развитие технического и пространственного мышления.
- Развивать техническое и пространственное мышление детей старшего дошкольного возраста.
- Развитие интереса к технике, конструированию, программированию и высоким технологиям
Воспитывающие:
- Воспитание личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности.
- Воспитание взаимной поддержки и бережного отношения к результатам труда.
Отличительная особенность программы. Отличительной особенностью программы кружка «Роботенок» является то, что при ее реализации используется современные конструкторы и программное обеспечение, которые являются необходимыми средствами технического обеспечения.
Программа структурирована на интеграции знаний из разных областей и тесно связана с зоной ближайшего развития ребенка. «Роботенок » связана с предметами общеобразовательной школы:
- математикой (геометрические фигуры, измерения, вычисления, понятия о плоскихи объемных телах, деление целого на части);
- естествознанием (картина мира, бионика в технике и производстве);
- технологией (овладение методами проектной деятельности, и их защита, использование технологических карт, создание и программирование действующих моделей);
- физикой (понятия о простейших механизмах и явлениях, связь между диаметроми скоростью вращения, проведение опытов и исследований);
- изобразительным искусством (развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; развитие пространственного мышления)
- элементарные знания черчения (понятия о техническом рисунке, сборочном чертеже).
Возраст детей, сроки реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы – 4-7 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы – 3 года
Форма и режим занятий.
Форма проведения занятий – очная.
Форма организации занятий – групповая.
Занятия по типу – практические.
Режим занятий - 2 раза в неделю (8 занятий в месяц). Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, занятия в кружке «Роботенок» проводятся в игровой и продуктивной деятельности. Данная программа составлена с опорой на ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Предметные результаты:
- дети научатся конструировать и создавать простейшие модели;
- дети овладеют навыками конструирования и программирования;
- дети научатся взаимодействовать с интерактивным оборудованием и современным конструктором LEGO WeDo.
Метапредметные результаты:
У воспитанников будут сформированы действия:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- представлять образы моделей роботов и строить их по схемам.
- удерживать интерес к технике, конструированию, программированию и высоким технологиям.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- потребность доводить начатое дело до конца, настойчивость и самостоятельность в работе;
- потребность в сотрудничестве со сверстниками и доброжелательном отношении к ним и результатам труда.
Способы определения результативности. Метод отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы - педагогическое наблюдение. Наблюдение осуществляется за выполнением воспитанниками самостоятельных творческих работ, владением навыков конструирования и программирования. Анализ на основе практических работ и защиты творческих проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...