Конспект ООД на тему: «Дмитрий Донской – святой покровитель земли Русской»
план-конспект занятия (старшая группа)
КОНСПЕКТ
ООД по духовно – нравственному воспитанию для детей старшей группы
Тема: «Дмитрий Донской – святой покровитель земли Русской»
ССылка на видео занятия https://yadi.sk/d/mupR3HrtJkpSiw
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmitriy_donskoy.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д/С №11 г.ВЯЗЬМА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ
ООД по духовно – нравственному воспитанию для детей старшей группы
Тема: «Дмитрий Донской – святой покровитель земли Русской»
Подготовили:
воспитатель 1 – ой кв. категории Махрова А.Ю.
музыкальный руководитель Калашникова Н.Л.
2021 год
Тема ООД: «Дмитрий Донской – святой покровитель земли Русской»
Цель: познакомить детей с личностью Святого Дмитрия Донского.
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине, уважение к её Святым и героям;
- знакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа;
- пробудить живой интерес к священной истории родной земли Русской;
- расширить, уточнить и закрепить знания детей, способствующие усвоению определённых норм морали, нравственности, патриотизма на примере выдающихся личностей, причисленных к лику православных Святых;
- развивать умение слушать и говорить.
Оборудование и материалы:
- видеоклип на стихотворение И.Никитина «Русь»;
- тексты стихотворений для прочтения детьми;
- видеопрезентация по теме занятия;
- м/ф о Куликовской битве С. Подивилова «Пересвет и Ослябя»;
- материалы для дидактической игры «Собери воина на бой»;
- ноутбук;
- экран;
- мультимедийный проектор.
Словарная работа: хан Мамай, орда, князь, дружина, дань, покровитель, Куликово поле.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
- чтение былин, сказок о богатырях;
- беседы на тему «Богатыри – защитники земли Русской», «Святые земли Русской»
- художественно – эстетическая деятельность «Укрась щит богатырю» (рисование), «Витязь» (рисование), «Богатырский конь» (художественный труд).
Ход мероприятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
(Дети заходят в зал, садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине и о её защитниках. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(На экране проигрывается видеоклип, звучит отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь»)
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое Родина?
(ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, Родина – это наше Отечество, Россия. Это место, где мы с вами родились и живем. А как называли нашу Родину в старые времена?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы, наши с вами предки называли её русская земля, Русь, Русь – матушка. О нашей с вами Родине написано множество стихов и песен, и сейчас я приглашаю вас выйти и исполнить одну из них.
(дети исполняют песню «Родина»)
Воспитатель: Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена, и в наше время. Велико наше Отечество - Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Но всегда русские люди вставали на защиту нашей Родины. А вы знаете, кто защищал Русь в древности?
(ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, богатыри. А каких богатырей вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно. Сегодня я хочу рассказать вам ещё об одном воине, защитнике земли Русской – князе Дмитрии Донском. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(на экране изображение Дмитрия Донского)
Перед вами московский князь – Дмитрий Донской, который жил более 600 лет назад. Посмотрите внимательно, что вы можете сказать о нем? Какой он был?
(ответы детей – сильный, отважный, смелый, грозный)
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь послушайте, что я вам расскажу про него.
Воспитатель: В те далекие времена не было на Руси мира – постоянно с юга совершал набеги, убивал и грабил русский народ коварный и жестокий хан Мамай со своей огромной армией. Его войны брали большую дань с русских людей – золотом, мехами. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(на экране демонстрируется фрагмент 1 из м/ф – «набеги ордынцев»)
Воспитатель: Не мог больше русский народ терпеть страшное унижение и разорение. То одно княжество, то другое стало восставать против хана Мамая и его воинов. Но малой силой много ли сделаешь? Мудрый князь Дмитрий понимал, что «один в поле не воин». Объясните, ребята, а как вы понимаете эту поговорку.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. И вот тогда, мудрый и бесстрашный московский князь Дмитрий решил собрать русский народ из всех частей Руси в одно большое войско и дать отпор врагу.
(на экране демонстрируется фрагмент 2 из м/ф – «дружина»)
Воспитатель: И вот, по зову князя Дмитрия, юноши и мужчины со всей Руси собрались в одно войско, а девушки и женщины провожали их и оставались дома ждать с победой.
(дети исполняют танец «Хоровод - прощание»)
Воспитатель: В те давние времена жил на Руси святой человек, преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий отправился к нему перед боем, чтобы попросить благословения. Отец Сергий благословил князя и предсказал ему победу. Чтобы одолеть врагов, нужна была великая сила духа, нужна была помощь свыше. Поэтому отец Сергий Радонежский послал на битву монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, чтобы воодушевить русское воинство. Эти два витязя славились в народе своей отвагой и мужеством, умением строить полки к битве и за свои ратные подвиги считались богатырями. Давайте посмотрим, как прошла встреча князя и Отца Сергия.
(на экране демонстрируется фрагмент 3 из м/ф – «князь и Сергий Радонежский»)
Воспитатель: Собрав войско, князь Дмитрий перешел реку Дон и утром построил своих воинов на поле Куликовом. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(на экране демонстрируется фрагмент 4 из м/ф – «перед боем»)
Воспитатель: Ребята, расскажите, как была одета и вооружена армия Дмитрия Донского. Что одевали и чем защищались воины того времени, какое оружие брали на бой?
(ответы детей – шлем, латы, кольчуга, плащ, меч, щит, копье)
Воспитатель: Совершенно верно. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Собери воина на битву».
(Проводится игра «Собери воина на битву» - на мольберте изображение воина в простой одежде. Дети по – очереди подходят к мольберту, берут изображение элемента доспехов или оружия, называют, объясняют предназначение и «одевают» на воина)
Воспитатель: Молодцы, а теперь слушайте дальше. Итак, на Куликовом поле сошлись два войска: русское и татарское. Сначала, по традиции – поединок богатырей. Кто победит, на стороне того и удача. Вперёд выехали на конях ордынский воин Челубей и русский богатырь Пересвет и вихрем помчались друг на друга. Внимание на экран.
(на экране демонстрируется фрагмент 5 из м/ф – «Челубей и Пересвет»)
Воспитатель (читает из древней летописи):
Не два ветра в поле слетались,
Не две тучи в небе сходились –
Слетались, сходились два удалых витязя.
Ломались их копья вострые.
Разлетались мечи булатные.
Оба упали на землю сырую-
Бездыханные, очи закрывшие.
Ребята, чем закончился бой богатырей?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Равными оказались их силы – ударили друг друга – и оба рухнули замертво. После боя Челубея и Пересвета началась жестокая битва! И князь Дмитрий бился в обычных доспехах наравне со своими воинами. Ордынцы бились за добычу, а русские – за родную землю. С утра до вечера шла Куликовская битва. Наконец, русские начали побеждать и татаро-монголы побежали. Наши воины погнали врагов далеко с русской земли. А когда победители вернулись на Куликово поле, то увидели горы убитых воинов, каждый клочок земли пропитан кровью, а над полем кружит воронье. Князя Дмитрия нашли без памяти под срубленным деревом: доспехи иссечены, но крепкий шлем и броня спасли его от глубоких ран.
Внимание на экран.
(на экране демонстрируется фрагмент 6 из м/ф – «Куликовская битва»)
Воспитатель: Об этой великой победе русских воинов написаны книги, поэты сочинили стихи. Давайте послушаем некоторые из них.
(дети читают стихи)
Вот на поле Куликовом
Повстречалися войска,
Чтоб узнать в бою суровом,
Уцелеет ли Москва.
Стрелы в поле залетали,
Наступил едва рассвет.
В первом поединке пали
Челубей и Пересвет.
Полк передний уничтожен,
И разгромлен левый полк.
Был князь Дмитрий осторожен,
До конца резерв берёг.
Вот внезапно из дубравы
Полк засадный вышел в бой.
Были сломлены татары,
Дух упал их боевой.
Дмитрий, как обычный воин,
Ранен был с мечом в руке.
Дорого России стоил
Бой на Доне, на реке.
В память славного сраженья
Стал Донским Димитрий князь.
После многих лет лишенья
Вновь Россия поднялась.
Воспитатель: Ребята, подумайте, почему русский народ победил в этой смертельной схватке? Что помогло русским воинам?
(ответы детей)
Воспитатель: Я согласна с вами, вера в победу, благословение Божье, любовь к своей Родине – все это помогает воинам. Для того, чтобы они отважно шли в бой и боролись за правое дело, им на помощь приходят святые покровители. У каждого из нас есть ангел-хранитель, помогающий нам в трудную минуту, а воинам помогают такие святые покровители. После смерти, князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых и по праву считается святым покровителем Земли Русской и русского воинства. Как вы думаете, что это означает?
(ответы детей)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: После этой битвы князя Дмитрия стали называть Донским. Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Про Куликовскую битву мы помним и сейчас. А как вы считаете, почему эту битву назвали Куликовской?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, правильно отвечали на мои вопросы, замечательно исполнили песню, танцевальный номер, прочли стихи.
Мы, взрослые, очень хотим, чтобы вы всегда любили свою Родину, гордились ею, а мальчики, когда станут большими, охраняли и защищали своё Отечество, как князь Дмитрий Донской – святой покровитель Земли Русской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие из цикла "Святые воины земли Русской"
Занятие по основам православной культуры для старших дошкольников и учащихся младших классов....
Занятие из цикла "Святые воины земли русской"
Продолжать знакомить детей с житием святых-воинов Земли Русской. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ, опираясь на конкретные исторические события, исторически...
Святые защитники земли Русской
Занятие направленно на духовно-нравстенное воспитание детей-подростков.Разработанно с целью:пробудить живой интерес к священной истории родной земли, закрепить знания о святых защитниках земли русской...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и познавательному развитию: "Святой защитник земли русской - князь Александр Невский."
Интеграция образовательных областей:- «Речевое развитие» (развитие речи).- «Социально-коммуникативное» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание).- «Художе...
Конспект образовательной деятельности Александр Невский - Святой витязь земли русской.
Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Задачи:1. Формировать у детей чувство гражданственности, уважение к историческому прошлому своей страны, к жизни великих полководцев, защищающи...
Информационно-познавательный проект на тему: «Святой защитник земли - Русский князь Александр Невский» в старшей группе
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.
Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....