Конспект ООД на тему: «Дмитрий Донской – святой покровитель земли Русской»
план-конспект занятия (старшая группа)

Махрова Александра Юрьевна

КОНСПЕКТ

ООД по духовно – нравственному воспитанию для детей старшей группы

 

Тема: «Дмитрий Донской – святой покровитель земли Русской»

ССылка на видео занятия https://yadi.sk/d/mupR3HrtJkpSiw

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitriy_donskoy.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Д/С №11 г.ВЯЗЬМА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ

ООД по духовно – нравственному воспитанию для детей старшей группы

Тема: «Дмитрий Донской – святой покровитель земли Русской»

                                                      Подготовили:

                                                      воспитатель 1 – ой кв. категории Махрова А.Ю.

                                                      музыкальный руководитель Калашникова Н.Л.

2021 год

Тема ООД: «Дмитрий Донской – святой покровитель земли Русской»

Цель: познакомить детей с личностью Святого Дмитрия Донского.

Задачи: 

- воспитывать любовь к Родине, уважение к её Святым и героям;

- знакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа; 

- пробудить живой интерес к священной истории родной земли Русской;

- расширить, уточнить и закрепить знания детей, способствующие усвоению определённых норм морали, нравственности, патриотизма на примере выдающихся личностей, причисленных к лику православных Святых;

- развивать умение слушать и говорить.

Оборудование и материалы:

- видеоклип на стихотворение И.Никитина «Русь»;

- тексты стихотворений для прочтения детьми;

- видеопрезентация по теме занятия;

- м/ф о Куликовской битве С. Подивилова «Пересвет и Ослябя»;

- материалы для дидактической игры «Собери воина на бой»;

- ноутбук;

- экран;

- мультимедийный проектор.

Словарная работа: хан Мамай, орда, князь, дружина, дань, покровитель, Куликово поле.

Предварительная работа:

- рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

- чтение былин, сказок о богатырях;

- беседы на тему «Богатыри – защитники земли Русской», «Святые земли Русской»

- художественно – эстетическая деятельность «Укрась щит богатырю» (рисование), «Витязь» (рисование), «Богатырский конь» (художественный труд).

Ход мероприятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

(Дети заходят в зал, садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине и о её защитниках. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(На экране проигрывается видеоклип, звучит отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь»)

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое Родина?

(ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, Родина – это наше Отечество, Россия. Это место, где мы с вами родились и живем. А как называли нашу Родину в старые времена?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы, наши с вами предки называли её русская земля, Русь, Русь – матушка. О нашей с вами Родине написано множество стихов и песен, и сейчас я приглашаю вас выйти и исполнить одну из них.

(дети исполняют песню «Родина»)

Воспитатель: Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена, и в наше время. Велико наше Отечество - Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Но всегда русские люди вставали на защиту нашей Родины. А вы знаете, кто защищал Русь в древности?

(ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, богатыри. А каких богатырей вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Сегодня я хочу рассказать вам ещё об одном воине, защитнике земли Русской – князе Дмитрии Донском. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(на экране изображение Дмитрия Донского)

Перед вами московский князь – Дмитрий Донской, который жил более 600 лет назад. Посмотрите внимательно, что вы можете сказать о нем? Какой он был?

(ответы детей – сильный, отважный, смелый, грозный)

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь послушайте, что я вам расскажу про него.

Воспитатель: В те далекие времена не было на Руси мира – постоянно с юга совершал набеги, убивал и грабил русский народ коварный и жестокий хан Мамай со своей огромной армией. Его войны брали большую дань с русских людей – золотом, мехами. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(на экране демонстрируется фрагмент 1 из м/ф – «набеги ордынцев»)

Воспитатель: Не мог больше русский народ терпеть страшное унижение и разорение. То одно княжество, то другое стало восставать против хана Мамая и его воинов. Но малой силой много ли сделаешь? Мудрый князь Дмитрий понимал, что «один в поле не воин». Объясните, ребята, а как вы понимаете эту поговорку.

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. И вот тогда, мудрый и бесстрашный московский князь Дмитрий решил собрать русский народ из всех частей Руси в одно большое войско и дать отпор врагу.

(на экране демонстрируется фрагмент 2 из м/ф – «дружина»)

Воспитатель: И вот, по зову князя Дмитрия, юноши и мужчины со всей Руси собрались в одно войско, а девушки и женщины провожали их и оставались дома ждать с победой.

(дети исполняют танец «Хоровод - прощание»)

Воспитатель: В те давние времена жил на Руси святой человек, преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий отправился к нему перед боем, чтобы попросить благословения. Отец Сергий благословил князя и предсказал ему победу. Чтобы одолеть врагов, нужна была великая сила духа, нужна была помощь свыше. Поэтому отец Сергий Радонежский послал на битву монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, чтобы воодушевить русское воинство. Эти два витязя славились в народе своей отвагой и мужеством, умением строить полки к битве и за свои ратные подвиги считались богатырями. Давайте посмотрим, как прошла встреча князя и Отца Сергия.

(на экране демонстрируется фрагмент 3 из м/ф – «князь и Сергий Радонежский»)

Воспитатель: Собрав войско, князь Дмитрий перешел реку Дон и утром построил своих воинов на поле Куликовом. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(на экране демонстрируется фрагмент 4 из м/ф – «перед боем»)

Воспитатель: Ребята, расскажите, как была одета и вооружена армия Дмитрия Донского. Что одевали и чем защищались воины того времени, какое оружие брали на бой?

(ответы детей – шлем, латы, кольчуга, плащ, меч, щит, копье)

Воспитатель: Совершенно верно. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Собери воина на битву».

(Проводится игра «Собери воина на битву» - на мольберте изображение воина в простой одежде. Дети по – очереди подходят к мольберту, берут изображение элемента доспехов или оружия, называют, объясняют предназначение и «одевают» на воина)

Воспитатель: Молодцы, а теперь слушайте дальше. Итак, на Куликовом поле сошлись два войска: русское и татарское. Сначала, по традиции – поединок богатырей. Кто победит, на стороне того и удача. Вперёд выехали на конях ордынский воин Челубей и русский богатырь Пересвет и вихрем помчались друг на друга. Внимание на экран.

(на экране демонстрируется фрагмент 5 из м/ф – «Челубей и Пересвет»)

Воспитатель (читает из древней летописи):

Не два ветра в поле слетались,        

Не две тучи в небе сходились –

Слетались, сходились два удалых витязя.

Ломались их копья вострые.

Разлетались мечи булатные.

Оба упали на землю сырую-

Бездыханные, очи закрывшие.

Ребята, чем закончился бой богатырей? 

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Равными оказались их силы – ударили друг друга – и оба рухнули замертво. После боя Челубея и Пересвета началась жестокая битва! И князь Дмитрий бился в обычных доспехах наравне со своими воинами. Ордынцы бились за добычу, а русские – за родную землю. С утра до вечера шла Куликовская битва. Наконец, русские начали побеждать и татаро-монголы побежали. Наши воины погнали врагов далеко с русской земли. А когда победители вернулись на Куликово поле, то увидели горы убитых воинов, каждый клочок земли пропитан кровью, а над полем кружит воронье. Князя Дмитрия нашли без памяти под срубленным деревом: доспехи иссечены, но крепкий шлем и броня спасли его от глубоких ран.

Внимание на экран.

(на экране демонстрируется фрагмент 6 из м/ф – «Куликовская битва»)

Воспитатель: Об этой великой победе русских воинов написаны книги, поэты сочинили стихи. Давайте послушаем некоторые из них.

(дети читают стихи)


  1. Вот на поле Куликовом
    Повстречалися войска,
    Чтоб узнать в бою суровом,
    Уцелеет ли Москва.
    Стрелы в поле залетали,
    Наступил едва рассвет.
    В первом поединке пали
    Челубей и Пересвет.

  2. Полк передний уничтожен,
    И разгромлен левый полк.
    Был князь Дмитрий осторожен,
    До конца резерв берёг.
    Вот внезапно из дубравы
    Полк засадный вышел в бой.
    Были сломлены татары,
    Дух упал их боевой.

  3. Дмитрий, как обычный воин,
    Ранен был с мечом в руке.
    Дорого России стоил
    Бой на Доне, на реке.
    В память славного сраженья
    Стал Донским Димитрий князь.
    После многих лет лишенья
    Вновь Россия поднялась.

Воспитатель: Ребята, подумайте, почему русский народ победил в этой смертельной схватке? Что помогло русским воинам? 

(ответы детей)

Воспитатель: Я согласна с вами, вера в победу, благословение Божье, любовь к своей Родине – все это помогает воинам. Для того,  чтобы они отважно шли в бой и боролись за правое дело, им на помощь приходят святые покровители. У каждого из нас есть ангел-хранитель, помогающий нам в трудную минуту, а воинам помогают такие святые покровители. После смерти, князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых и по праву считается святым покровителем Земли Русской и русского воинства. Как вы думаете, что это означает?

(ответы детей)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: После этой битвы князя Дмитрия стали называть Донским. Как вы думаете, почему?

(ответы детей) 

Воспитатель: Про Куликовскую битву мы помним и сейчас. А как вы считаете, почему эту битву назвали Куликовской?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, правильно отвечали на мои вопросы, замечательно исполнили песню, танцевальный номер, прочли стихи.

        Мы, взрослые, очень хотим, чтобы вы всегда любили свою Родину, гордились ею, а мальчики, когда станут большими, охраняли и защищали своё Отечество, как князь Дмитрий Донской – святой покровитель Земли Русской. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие из цикла "Святые воины земли Русской"

Занятие по основам православной культуры для старших дошкольников и учащихся младших классов....

Занятие из цикла "Святые воины земли русской"

Продолжать знакомить детей с житием святых-воинов Земли Русской. Воспитывать интерес к истории Родины,  чувство гордости за русский народ, опираясь на конкретные исторические события, исторически...

Святые защитники земли Русской

Занятие направленно на духовно-нравстенное воспитание детей-подростков.Разработанно с целью:пробудить живой интерес к священной истории родной земли, закрепить знания о святых защитниках земли русской...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и познавательному развитию: "Святой защитник земли русской - князь Александр Невский."

Интеграция образовательных областей:- «Речевое развитие» (развитие речи).- «Социально-коммуникативное» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание).- «Художе...

Конспект образовательной деятельности Александр Невский - Святой витязь земли русской.

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Задачи:1. Формировать у детей чувство гражданственности, уважение к историческому прошлому своей страны, к жизни великих полководцев, защищающи...

Информационно-познавательный проект на тему: «Святой защитник земли - Русский князь Александр Невский» в старшей группе

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....