Тренинговое занятие по эмоциональному выгоранию
презентация
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_emotsionalnomu_vygoraniyu.pdf | 2.2 МБ |
trening_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya_u_pedagogov.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ»
Составила:
Костяева Марина Владимировна
Ковылкино, 2021 г.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
определение своего отношения к профессии, анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;
снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Добрый день уважаемые коллеги!
Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
1. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».
В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».
Представители профессии «человек – человек» из –за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: хроническую усталость, бессонницу, уменьшение аппетита или переедание, пренебрежение исполнением своих обязанностей, усиление агрессивности, раздражительности, усиление пассивности, переживание несправедливости, увлечение приёмом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства) и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги.
Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально –напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. К сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. В их представлении настоящий педагог — это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Три стадии синдрома
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.
Первая стадия.
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".
На второй стадии
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Третья стадия
Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Для того, чтобы избежать профессиональное выгорание, необходимо следовать следующим рекомендациям:
Рекомендации для профилактики эмоционального выгорания.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
А теперь я предлагаю вам несколько практических и интересных упражнений. Но для начала давайте познакомимся еще раз!
2. Упражнение на знакомство.
Безусловно, Вы уже знакомы друг с другом не один год. Но я хочу предложить Вам по-новому познакомиться друг с другом, как будто в первый раз.
Знакомиться мы будем не совсем обычным способом. Нужно по очереди назвать свое имя и то, в чем Вы мастер.
3. Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Ведущий предлагает участникам вспомнить 1 жизненную ситуацию, в которой они показали себя с лучшей стороны, и похвалить себя за это: «Мы так редко себя хвалим, считая это неудобным, неправильным, непринятым. Сейчас у вас есть редкая возможность забыть об ограничениях и похвалить себя за что-нибудь. Продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».
По окончании упражнения ведущий задает вопросы:
- Трудно ли было хвалить себя?
- Какие чувства вы испытывали при этом?
4. Упражнение. Презентация.
Цель: с помощью презентации образно и кратко рассказать и показать преимущеста человека.
Сейчас прошу разбиться на пары по собственному выбору. Вам предстоит «презентовать» своего партнера. На подготовку даю 5 минут. Затем каждая пара, называя имя своего соседа презентуете друг друга.
- Прочувствуйте, пожалуйста, в каком настроении, состоянии Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.
5. Медитация "Вершина горы".
Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.
Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте, что вы находитесь в долине, окруженной горами. Посмотрите на одну из гор. Какая у нее поверхность?
Подойдите к ней. Начните подниматься в гору. Это воображение, поэтому возможно все. Если вам нужны какие-то вспомогательные средства, то воспользуйтесь ими. Помните, вам нужно подняться.
Очень внимательно наблюдайте за своим восхождением. Как вы поднимаетесь? Следите за своими чувствами.
Вы оказались на вершине. Посмотрите вокруг. Прислушайтесь к своим ощущениям. Как вы себя ощущаете на вершине?
Раскиньте руки в сторону и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Почувствуйте, как свежий, прохладный воздух наполняет каждую вашу клеточку. Побудьте на вершине столько, сколько вам нужно.
Потом медленно начинайте спускаться. Наблюдайте за собой. Что вы чувствуете? Гора – это ваше отношение к достижениям в жизни. Вершина горы – это цель. Путь к вершине – это ваша дорога к достижениям и целям. Спуск – ваше отношение к неудачам.
Проанализируйте ощущения, возникавшие во время медитации, и вы поймете, как относитесь к достижению цели и неудачам. Подъем на гору – это шаги к цели. Спуск – отношение к неудачам.
В завершение тренинга посмотрим мудрую притчу про мудрого осла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....
Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.Задачи:способствовать снятию эмоционального напряжения;обучить педагогов диафрагмально-релаксационному типу дыхания с помощью рукознакомить с псих...
Тренинговое занятие для педагогов по теме «Эмоциональное выгорание»
Проблема эмоционального выгорания педагогов наиболее остро стоит в современной системе образования. Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расст...
Профилактика эмоционального выгорания Тренинговое занятие для педагогов «Пока не гаснет свет…».
Цель: знакомство с понятием эмоционального выгорания;анализ проявления признаков выгорания;выполнение приемов и способов снятия психоэмоционального напряжения...
Тренинговое занятие для педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания через актуализацию ресурсного состояния.
Педагог-психолог в дошкольном учреждении – важная и нужная профессия, где мы оказываем психологическую поддержку участникам воспитательного процесса (детям, родителям, педагогам). И очень важно ...
Тренинговое занятие "Эмоционального выгорания педагогов: как распознать и не допустить вновь"
выгорание...
Картотека тренинговых упражнений по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Профессиональное эмоциональное выгорание - это проблема всех сфер деятельности, но особенно педагоги дестких садов и учителя школ, подверженны этому. В картотеке вашему вниманию предлагается ряд...