Проект "Разноцветный мир"
проект (старшая группа)
Цвет играет важную роль в жизни человека - это известно всем. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет. Потенциальные возможности цвета настолько велики, что интерес исследователей к его изучению только усиливается. Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка. Большое внимание в последние годы уделяется не только физическому здоровью детей, но и психическому. Цветотерапия - это один из способов влияния на психическое состояние детей при помощи определенных цветов. Благодаря данной методике можно понизить тревожность, освободится от страхов, повысить коммуникативность. Цветотерапия для дошкольников - это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetoterapiya.docx | 208.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области
Проект с детьми старшей группы на тему
«Разноцветный мир»
Подготовила:
педагог-психолог:
Кондратюк Ольга Сергеевна
рп. Белый Яр 2021г
Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, педагог-психолог.
Цель проекта: создание условий для укрепления и сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.
Задачи проекта:
1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, расширять представление о цвете, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.
2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, помочь научиться передавать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами;
3. Создать эмоционально положительный климат в группе.
4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональную отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.
5. Развивать коммуникативные навыки: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
6. Способствовать творческой самореализации дошкольников: развитие фантазии и творческого воображения.
Актуальность:
В последние годы общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. Большое внимание уделяется не только физическому здоровью детей, но психическому. Одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья детей. Психологи давно обратили внимание на воздействие цвета на эмоциональное и психическое состояние человека. Доктор М. Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришёл к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нём. «…Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им: осознать особые цветовые пристрастия или неприязни; расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребёнок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с природой, в гармонии с космосом». Цветотерапия - это один из способов влияния на психическое состояние детей при помощи определенных цветов. Благодаря данной методике можно понизить тревожность, освободится от страхов, повысить коммуникативность. Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребёнок становится более восприимчивым и чувствительным.
Предполагаемые результаты:
- Повысится коммуникативная культура детей.
- Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей.
- Расширятся представления у детей о цветах, о самих себе и окружающем мире.
- Активизируется процесс самопознания и познания окружающего мира;
- Положительная динамика эмоционального состояния детей, удовольствие от общения с детьми и педагогом, улучшатся взаимоотношения детей в группе через совместную деятельность.
Методы реализации проекта: беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, продуктивная деятельность.
План реализации проекта
Этапы | Задачи | Мероприятие | Сроки | Результат |
Подготовительный | 1.Повышение собственной профессиональной компетентности. 2.Обеспечение воспитательно - образовательного процесса методическим материалом. 3.Обогащение игровой среды, материала для оформления группы. 4. Педагогическое просвещение родителей. | 1.Изучение программно-методического материала по направлению работы. Знакомство с 2.Подбор программно - методического материала по направлению работы. Подбор диагностического материала. 3. Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
| Сентябрь В течение срока реализации проекта | 1. Создана база знаний по изучаемой теме. 3.Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности. Изучено мнение родителей по данному вопросу, определены направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями. |
Практический | 1. Выявить особенности личностного развития детей, состояния эмоциональной сферы. 2. Реализация поставленных задач. 3. Работа с педагогами. 4. Работа с родителями. | Проведение диагностики по методикам:
2. Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, согласование совместных игр. Проведение НОД в соответствии с перспективным планом работы. Применение в работе с детьми компьютерных технологий. 3. Консультация для педагогов «Роль цветовосприятия на развитие эмоциональной сферы дошкольников». Выступление на педагогическом совете. Оформление картотеки дидактических игр с содержанием «Цвет» 4. Папки-передвижки с рекомендациями по сохранению психологического здоровья дошкольников в домашних условиях. Создание альбома «Цвет и мы». | В начале года По плану По плану В течение срока реализации проекта | 1. Анализ полученных диагностических данных. Выявлен уровень творческих способностей, определены направления работы. 2. Сформированы знания детей о цвете. В ходе реализации проекта: 3. Вызван интерес у педагогов к применению цветотерапии в работе. Определен круг вопросов по повышению педагогической грамотности педагогов по вопросам цветотерапии. Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах цветотерапии. 4. В ходе реализации проекта родители имеют возможность организовывать цвето - игры в домашних условиях. Вызван интерес родителей к деятельности детей в ДОУ. |
Результативный | 1. Оценить эффективность проведенной с детьми работы. 2. Оценить эффективность работы педагога. 3. Оценка эффективности работы с родителями. | 1. Итоговая диагностика и мониторинг. Проведение диагностики по методикам:
2. Подведение итогов работы. Презентация проекта (на педагогическом совете). Определение перспектив работы. 3. Анкетирование, «Цветотерапия в жизни вашего ребенка» Фотовыставка. | Май | 1. Выявлен уровень развития творческих способностей и сформированности эмоциональной сферы. 2. Наличие методических разработок по теме проекта. 3. Изучено мнение родителей о влиянии цвета на развитие ребенка. Родители информированы о результатах реализации проекта. |
Заключение.
Выводы: реализация деятельности по проекту способствует сохранению психологического здоровья, сплочению детского коллектива, развитию представлений ребенка об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.
При организации воспитательно - образовательного процесса по проекту способствует обеспечению единства целей и преемственности участника проекта и совместная деятельность позволяет, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по данному направлению;
- родителям понять значимость психологического здоровья, приобретению их детьми умений, позволяющих заботиться о собственном здоровье.
Одним из условий успешной реализации проекта является не только работа с детьми, но и с их семьями.
Список используемой литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПБ. : Речь, 2006.
2. Люшер. М; Цвет нашего характера; «Рипол классик»; «Вече», 2004.
3. Психология цвета: Теория и практика; Изд.: Речь 2005.
4. Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009.
5. Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005.
6. Дубровская О.В. Руководство по использованию восьми цветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995.
7. Панфилова М.А. Методика «Страхи в домиках».
Приложение 1
Организация работы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 5-7 лет).
Форма организации занятий – групповая.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю (итого 16 занятий за учебный год), в первой половине дня.
Длительность занятий: 30 минут – дети 5-7 лет.
Структура занятий:
1. Приветствие.
2. Погружение в цвет (упражнения, задания).
3. Самовыражение в цвете (творческое задание: рисование, лепка, аппликация).
4. Рефлексия. Подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
- Положительное эмоциональное состояние, удовольствие от общения с детьми и педагогом.
- Активизация и обогащение речи.
- Развитие фантазии.
- Самовыражение через творчество.
- Развитие мелкой моторики.
Способ определения результативности:
- Результаты образовательного процесса отслеживаются путём наблюдения за детьми на занятиях, диагностируется интерес к совместной деятельности.
Организация игр – занятий:
1.На каждом занятии происходит погружение в определённый цвет и ребёнка встречает цветная фея (картинка цветной феи вывешивается на доску).
2.На каждом занятии необходим кусок цветной ткани 1 м на 1 м, в соответствии с цветом занятия.
3.На каждом занятии необходима цветная мелочь (игрушки, пуговицы, кубики, нитки, бусы, цветы, ягоды…).
4.Тематические картинки (наглядный материал).
Календарно - тематический план программы с детьми 5-7 лет
№ | Название | Задачи | Содержание |
1 | Страна цвета | 1.Расширение представлений детей о разных цветах и развитее умения их различать. | 1.Приветствие «Именной круг». |
2 | Красный цвет | 1.Расширение представлений детей о красном цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
3 | Жёлтый цвет | 1.Расширение представлений детей о жёлтом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
4 | Коричневый цвет | 1.Расширение представлений детей о коричневом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
5 | Зелёный цвет | 1.Расширение представлений детей о зелёном цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
6 | Оранжевый цвет | 1.Расширение представлений об оранжевом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
7 | Голубой цвет | 1.Расширение представлений ребёнка о голубом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
8 | Серебряный цвет | 1.Расширение представления детей о серебряном цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
9 | Коричневый цвет | 1.Закрепление представления детей о коричневом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
10 | Розовый цвет | 1.Расширение представления детей о розовом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
11 | Фиолетовый цвет | 1.Расширение представление детей о фиолетовом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
12 | Белый цвет | 1.Расширение представлений детей о белом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
13 | Синий цвет | 1.Расирение представлении детей о синем цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
14 | Жёлтый цвет | 1.Закрепление знаний детей о жёлтом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
15 | Чёрный цвет | 1.Расширение представлений детей о чёрном цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
16 | Золотой цвет | 1.Расширение представлении детей о золотом цвете. | 1.Приветствие «Именной круг». |
Учебно – тематический план программы
Месяц | Количество занятий | Лексическая тема | Возраст и кол-во часов | |
Октябрь | 1 | Страна цвета | 5-7 лет | 0,30 |
2 | Красный цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
3 | Жёлтый цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
4 | Коричневый цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
Ноябрь | 5 | Зелёный цвет | 5-7 лет | 0,30 |
6 | Оранжевый цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
7 | Голубой цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
8 | Серебряный цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
Декабрь | 9 | Коричневый цвет | 5-7 лет | 0,30 |
10 | Розовый цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
Февраль | 11 | Фиолетовый цвет | 5-7 лет | 0,30 |
12 | Белый цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
13 | Синий цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
14 | Жёлтый цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
Март | 15 | Чёрный цвет | 5-7 лет | 0,30 |
16 | Золотой цвет | 5-7 лет | 0,30 | |
Итого | 16 |
| 8 ч. |
Приложение 2
Занятие 1 «Страна цвета»
Оборудование и материалы: игрушки, листья, ягоды и цветы и бумаги, ткани, бусы, кубики, нитки, клубки, пуговицы, карандаши, фломастеры и т.д. Иллюстрации с видами природы.
1.Приветствие
Игра «Именной круг» Здравствуйте, ребята! Я передам мяч тому, кто стоит слева от меня, и назову свое имя. А потом вы будете передавать мяч, и называть свои имена.
2.Погружение в цвет
- Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путешествие в стану цвета. Какие цвета вы знаете?
- Назовите свой любимый цвет? Почему он вам нравится больше других?
- Зачем нужны разные цвета?
- Представьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно – белый мир? Дети отвечают по одному, передают мяч.
Упражнение 1 «Сказка о том, как появился разноцветный мир»
Давным-давно, когда весь мир был только белым и черным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света.
Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились черными - пречерными.
Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая розовой, третья — фиолетовой, четвертая — оранжевой... Фей было много: всех цветов и оттенков.
- Дорогие феи, — сказала могущественная фея Света, - вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее разноцветной, нарядной и радостной. Только взмахнула Голубая фея волшебным голубым лучом, как посыпались на Землю голубые искры света — и сразу заголубели васильки и незабудки, вода в озерах и небо над Землей. Только взмахнула Розовая фея своим волшебным лучом, как полились на Землю розовые потоки света — и сразу порозовели щеки у детей, розы в садах и лесные гвоздики, а розовый рас-- свет осветил облака в утреннем небе. Славно потрудились все феи... С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих, роскошных и разноцветных нарядов.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что интересного вы узнали из этой сказки?
Упражнение 2 «Феи»
Задание 1. - У каждого из вас есть любимый цвет. Выберите себе кружок любимого вами цвета (Дети выбирают кружки из картона). Теперь вы феи. Назовите себя. (Я - синяя фея, я - красная фея...)
- Посмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой кружок поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная»... А если предмет бывает разных цветов, то свои кружки могут поднять сразу несколько фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и желтой...
- Приготовились? Слушайте. Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворона, заяц.
Задание 2. - Давайте посмотрим на картины природы (демонстрируются иллюстрации с изображением цветов, животных, заката, моря, гор и т. д.). Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет.
Синяя фея: Я окрасила в синий цвет воду, васильки, вечернее небо...
Желтая фея. Я окрасила в желтый цвет солнце, цыплят, одуванчики...
Упражнение 3 «Цветик-семицветик»
- Посмотрите на волшебный цветок. Кто знает название этого цветка? Почему его так называют? Определите, какого цвета каждый лепесток у этого цветка. Знаете ли вы, из какой сказки прибыл этот цветок и почему он считается волшебным? Прибыл он из сказки «Цветик-семицветик», а волшебный потому, что может исполнять желания. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова: «Лети, лети, лепесток...».
-Загадайте желание и оторвите лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох — ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик. Молодцы. Хорошо. Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется. Упражнение на дыхание выполняется несколько раз. Цветок лучше сделать из тонкой бумаги и продублировать лепестки, чтобы хватило всем детям.
Упражнение 4 «Раз-но-цвет-ный»
-У волшебного цветка все лепестки разных цветов. Как одним словом описать его цвет? (Разноцветный.) Правильно, он раз-но-цвет-ный. Это очень длинное слово. И чтобы оно легко произносилось, поделим его на части.
Сначала дети проговаривают слово «разноцветный» вместе с педагогом, отхлопывая части слов, подсчитывают количество частей в слове. После этого дети перебрасывают друг другу разноцветный мяч, поочередно называя каждый последующий слог. Слово проговаривается три-четыре раза.
Упражнение 5 Сказка «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж.Родари)
Однажды в Пьомбино дождем посыпались с неба конфеты. Конфеты были словно большие градины, но не белые, а разноцветные - красные, зеленые, голубые, фиолетовые. Один мальчик взял в рот зеленую конфету - просто так, чтобы попробовать, и обнаружил, что она мятная. А другой попробовал красную, и оказалось, что конфета земляничная.
- Да это настоящие конфеты! Самые настоящие! - обрадовались ребята и бросились набивать ими карманы. Но сколько они не собирали, конфет меньше не становилось - они по-прежнему дождем сыпались с неба.
Дождь этот шел недолго, и все же улицы в городе сплошь покрылись, словно ковром, душистыми конфетами, которые похрустывали под ногами, как мелкие льдинки. Ребята, возвращавшиеся из школы, успели еще наполнить сладостями свои портфели. И старушки тоже несли домой узелки с конфетами. Это был великолепный праздник! До сих пор люди ждут, что с неба опять посыплются конфеты, но облако, из которого они сыпались дождем, больше не появлялось ни над Пьомбино, ни над Турином и, вероятно, никогда не пройдет даже над Кремоной.
- Что вам больше всего понравилось в сказке?
Упражнение 6 «Мою руки»
-Кто из вас захотел бы оказаться в таком месте, где с неба падают конфеты? Все? Замечательно. Что-то мне подсказывает, что скоро над нами появится разноцветное конфетное облако. Давайте подготовимся и на всякий случай «помоем руки». Педагог читает стихотворение М. Яснова «Я мою руки». Перед началом дети энергично «намыливают» руки, разминая ладони и пальцы.
Мыло бывает (дети намыливают руки)
Разным-преразным:
Синим, (соединяют подушечки указательных пальцев)
Зеленым, (соединяют подушечки средних пальцев)
Оранжевым, (соединяют подушечки безымянных пальцев)
Красным... (соединяют подушечки мизинцев)
Но не пойму, (отображают эмоцию удивления поднимают вверх брови, округляют глаза,
Отчего же всегда приподнимают плечи, разводят в стороны руки).
Черной-пречерной
Бывает вода? после окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
Упражнение 7 «Конфеты»
- Кажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послушайте. (Педагог шуршит конфетными фантиками.) Подставьте ладони под разноцветный конфетный дождь. (Педагог кладет в ладони каждому ребенку по одной - две конфеты в разноцветных фантиках.) Назовите, какого цвета конфета упала в ваши руки. Попробуем конфету на вкус. Какая она? (Твердая, слад-коя, ароматная, душистая, вкусная.)
3. Самовыражение в цвете «Страна цвета»
Тема: Страна цвета. Рисование красками. Задание: Нарисовать любимое место, героев или сказку, используя самые любимые цвета.
4. Рефлексия. Итог занятия.
- Сегодня мы побывали в волшебной стране, где встретились с самыми разными цветами. Что вам больше всего понравилось на занятии?