Проект "Коллекционирование в старшей группе"
проект (старшая группа)
Долгосрочный проект для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kollektsionirovanie_v_starshey_gruppe_1.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Хара- Шибирский детский сад «Баяр»
Проект
« Коллекционирование, как средство развития познавательной активности»
Воспитатель: Рабсалова Д.Б.
Введение
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.
Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.
Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую ценность. Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования.
Детское коллекционирование это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребёнка. Приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор.
Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Но, к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определённых знаний, умений и навыков. Любое коллекционирование связано с умением работать со словарём, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе с взрослыми. Очень важно. Чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.
Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений
В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребёнку интересно и что хотелось бы им собирать. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. И если родители и воспитатели поддерживают интересы детей, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируется ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность.
- Актуальность: в старшем дошкольном возрасте можно формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Коллекция и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности: познавательная - сравнение, классификация, систематизация;
- развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;
- ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
- игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные и режиссерские игры;
- продуктивная – реализация различных детских проектов, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
- коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, с взрослыми в рамках работы с коллекцией;
- трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
- чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
- художественная – изготовление различных продуктов детского творчества: рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.
Цель: Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
- Создать условия для развития детского коллекционирования;
- Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- Развить познавательный интерес и познавательную активность детей;
- Обогатить знания об объектах живой и неживой природы;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Вид проекта: долгосрочный (1 год.)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель
Срок реализации проекта: сентябрь 2018- май 2019
Этапы работы
2 этап –3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей -
1этап-подготовительный
- Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей.
- Индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.
2 этап – основной:
- Создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
- Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
- Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
- Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
- Работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
- Привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей
3 этап – заключительный:
- Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
- Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.
Возрастные особенности коллекционирования дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Можно говорить о тендерных отличиях и индивидуальных интересах в коллекционировании, устойчивом, заинтересованном собирательстве у некоторых детей, развертывании деятельности. Но дошкольников привлекает не столько владение коллекцией (результат), сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация (процесс и действия). Действия детей с коллекцией во многом обусловлены наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. При этом особое место в самостоятельно собранных детьми коллекциях занимают предметы, сделанные своими руками.
План реализации проекта
Мероприятие | Цель | Работа с родителями | Дата проведения |
Теоретический | |||
Изучение методической литературы и передовые образовательные технологии по коллекционированию в детском саду. | самообразование | В течении года | |
Практический этап | |||
Беседа «Коллекционирование» | Расширять кругозор детей о коллекционировании . | сентябрь | |
Выставка своей коллекции «Значки» | Заинтересовать детей. | сентябрь | |
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. | Подготовить родительское собрание Провести анкетирование | октябрь | |
«Листья» | |||
Собрать листья на прогулке | Пополнение коллекции | октябрь | |
Д.и. «С какого растения листок» | Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов; | октябрь | |
Д/и «Дерево. кустарник цветок» | Закрепить знания растений ,расширять кругозор детей развивать память, речь. | октябрь | |
Д/и « Где, что растёт?» | Учить понимать происходящие в природе процессы дать представление о назначении растений развивать речь. | октябрь | |
Наблюдение в природе За березой ,елью, тополем акацией. И.т.д. | В течении года | ||
Изготовление лепбука | |||
«Ткани» | |||
| Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека. | Пополнение коллекции разнообразной тканью. | ноябрь |
Д/и Знакомство с тканью» | Познакомить детей с тканью, мех, вельвет, шелк, байка джинсовая. Учить определять ткань на ощупь, видеть её структуру. Упражнять в запоминании названий ткани. Обогащать словарный запас. Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных | ноябрь | |
Д/ и одень куклу. | Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду. | ноябрь | |
Д/и «ателье» | Познакомить с профессией модельер – дизайнер. Учить подобрать материал к данной модели одежды, учитывая цвет и фактуру ткани | ноябрь | |
Изготовление лепбука | |||
Ёлочные украшения | |||
Изготовление новогодних украшений своими руками. | Развивать творческие способности детей. Рассматривание. | Привлечь родителей к созданию коллекции | декабрь |
Д/и «Узнай по описанию» | Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов ,которые ребенок в данный момент не видит | декабрь | |
Д/и «с ёлочными украшениями» | Развивать и закреплять сенсорные способности, цвет | декабрь | |
Выставка коллекции в группе. | |||
«Пуговицы» | |||
Беседа для чего нужны пуговицы. | Познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами, продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету, рассказать о применении пуговиц в жизни человека. | Привлечь родителей к созданию коллекции | январь |
Д/и «Поезд» | Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества. | январь | |
Изготовление аппликации из пуговиц. | Развитие мелкой моторики рук Развивать творчество, фантазию. | январь | |
Д/и “Пуговичное ожерелье» | Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность. | январь | |
Изготовление лепбука, выставка коллекции | |||
«Модели автомобилей» | |||
Рассматривание иллюстрации «транспорт» | Познакомить детей с разными видами транспортных средств. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека. | Создание коллекции | февраль |
Д/и «Виды транспорта» | Развивать умение классифицировать транспорт. Пассажирский, грузовой, специальный. | февраль | |
Д/и « По дороге» | Закрепить знания о различных видах транспорта. Тренировать внимание память. | февраль | |
Наблюдение на прогулке за транспортом проходящим мимо. | расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека. | февраль | |
Выставка коллекции в группе . | |||
«Открытка» | |||
Беседа «Для чего нужна открытка?» | Создание коллекции | март | |
Д/и «Собери открытку» | Упражнять в складывании (из 4-9 частей) целого изображения из нескольких, развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, мышление, воображение. | март | |
Изготовление открыток для мамы. | Развитие художественного вкуса и творческой инициативы. | март | |
«Магнитики» | |||
Беседа «Города России» | Продолжать знакомить детей с городами России | Создание коллекции | апрель |
Рассматривание карты | Отмечать на карте города, из которого был привезен магнит | апрель | |
Сюжетно- ролевая игра «Путешествие» | Развивать глазомер, ловкость, чувство соперничества. | апрель | |
Магнит | Знакомить с некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках | апрель | |
Выставка коллекции в ДОУ | |||
Заключительный | |||
Выставка домашних коллекций | Расширять кругозор детей о коллекционировании, формировать у них умение общаться друг с другом, поддерживать беседу. | май | |
Выставка домашних коллекций | май | ||
Презентация всех коллекций На сайте ДОУ | май |
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:
- В режимные моменты
- В ходе непосредственно образовательной деятельности.
- В ходе самостоятельной деятельности детей.
Ожидаемые результаты.
- Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций.
- Проявления у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности.
- Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию презентаций коллекций детей).
Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном
Список литературы
1.Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2012.
2. Прохорова Л.Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.
3. Рыжова Н.Как стать коллекционером //Игра и дети - №4-2004г
4. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / Авт.- сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева/- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.- 193 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....
НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая
Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...