"Путешествие с котом Белобоком в страну денег"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности с элементами экспериментирования в старшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад п. Черемушки»
Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности с элементами экспериментальной деятельности «Путешествие с котом Белобоком
в страну денег»
в старшей разновозрастной группе
(дети 5-7)
Воспитатель: СОБОЛЕВА Н.В.
2021 год
Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности с элементами экспериментальной деятельности «Путешествие с котом Белобоком в страну денег» в старшей группе
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста
Задачи:
- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- воспитывать у детей интерес к экономике
Оборудование: ИКТ, монеты, купюры разного номинала, часы, восковые карандаши, бумага, вода
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
(Дети садятся за стол)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел гость. Посмотрите, кто это? (Кот Белобок). Правильно, ребята, это наш старый знакомый – кот Белобок. Он приглашает нас в путешествие. Но сначала отгадайте загадку: «В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем»? Правильно, это деньги. А как вы думаете, куда же мы сегодня с вами отправимся? (Предположения детей) Мы сегодня отправляемся в путешествие в страну денег. А как называется страна, где живут деньги? (Ответы детей) Правильно – Экономика. Но вначале, я хочу спросить у вас, что вы знаете о деньгах, для чего они нужны? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, деньги это такой предмет, которым мы расплачиваемся за что- то. А за что же расплачиваются деньгами? (Ответы детей) Правильно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу, за работу. Родители получают деньги там, где они работают.
Вот сейчас мы поиграем в такую игру, которая называется «Для чего нам нужны деньги». Давайте встанем, сделаем круг. Вы подумайте немного, я буду бросать мяч, а вы отвечайте, для чего нужны деньги.
Воспитатель, по очереди бросает мяч детям. Если ребенок затрудняется с ответом, задает наводящие вопросы: Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Дома мы пользуемся светом, интернетом, газом, за это нужно платить деньги? А если разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т.д.
Экспериментальная часть (Дети садятся на места)
Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны? (Ответы детей)
Воспитатель: Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги? Купюры бывают 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (Слайд с изображением всех купюр). Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать их.
А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 1копейка, 5копеек, 10копеек, 50копеек, 1рубль, 2 рубля, 5рублей и 10рублей.
Проходите, пожалуйста, к столу и я предлагаю вам рассмотреть деньги с помощью лупы.
Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне, а что на другой (Ответы детей) Правильно, на одной стороне изображен государственный герб, а на другой цифра. Какая цифра изображена у вас? Как вы думаете, какая сторона главная у монеты? Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб.
А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре? (Ответы детей) Банкнота в 50 рублей, например, отмечена узнаваемыми местами города Санкт-Петербурга. На переднем плане лицевой стороны изображение статуи, олицетворяющей Неву. Она была создана скульптором Сухановым по модели Тибо. На купюре можно рассмотреть шесть пальцев ноги скульптуры, это один из элементов защиты от фальшивомонетчиков. У оригинала количество пальцев соответствует правильному анатомическому строению человека. Фоном служат очертания Петропавловского собора, расположенного в крепости. С обратной стороны купюры изображён вид на Стрелку Васильевского Острова, а на другой часовня. Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба? Как вы думаете, где лицевая часть у купюры? А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? (Ответы детей) Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить, и, как настоящие исследователи, мы с вами будем записывать результаты в карты.
Итак, начнем. Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру. Возьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать. Получилось? А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод? На карте, напротив монеты ставим плюс. Затем, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что происходит. Правильно, бумага намокает, а мокрая бумага разваливается, разрывается. А теперь опустим в стакан монету. Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать? Напротив чего мы поставим плюс, монеты или купюры? Следующий опыт, на одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче. Бумага легче, и поэтому в этом эксперименте мы ставим плюс ей. Теперь посмотрите на свои записи, сколько плюсов вы поставили купюре и сколько монете? Что удобнее? Хорошо, удобнее оказались монеты. Но один существенный недостаток у таких денег - это то, что они тяжелые и когда их много, то они занимают много места. Чтобы купить большое количество покупок, нужно возить с собой целый мешок монет.
В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает) Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать. С такой карточкой можно ехать в другой город или полететь в другую страну без денег.
Ну, что, устали? Давайте немного отдохнем.
Физминутка–«Покупка»:
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один , два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью о левую и наоборот,4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем руками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Дети садятся за стол.
Историческая часть
Как вы думаете, всегда ли существовали деньги? (нет).
А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без них?
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем историю происхождения денег.
Вот мы и попали в прошлое. Давайте посмотрим мультфильм. (Мультфильм «История появления денег »).
А сейчас нам пора возвращаться.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами разомнем свои ручки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Будем денежки считать»: Один, два, три, четыре, пять (Загибаем пальцы) Будем денежки считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Рисование монеток в технике «Фроттаж».
Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами сделаем свои денежки? Мы возьмем монетки, положим на них бумагу и потрем восковым карандашом. Видите, они у нас отпечатались! У нас появятся свои настоящие деньги, в которые вы будете играть!
Подведение итогов: Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня с вами разговаривали и что узнали? (Ответы детей). Молодцы, мне очень приятно было с вами работать. А на память о нашем сегодняшнем занятии я приготовила вам вот такие шоколадные монетки. Давайте прощаться. До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ПС «Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»
laquo;Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»...
презентация Проект "Финансовая грамотность с котом Белобоком"
Сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.Чем раньше начинается их обучение азам финансовой грамотности, тем быстрее и устойчивее формируется ...
Планирование работы кружка по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год
Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного об...
Результаты работы по апробации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
На этапе дошкольного образования обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относи...
Образовательная практика Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностн...
Развлечение " В гостях у кота Белобока"
Развлечение по финансовой грамотности...
Презентация "Путешествие с котом Матроскиным в страну математики" (цифра 7, знакомство с цифрой 8)
Закрепить с детьми цифру 7, познакомить детей с цифрой 8. Закрепить порядковый счёт от 1 до 7. Решать задачи, составлять корабль из геометрических фигур. Закрепить название геометрических фигур....