Проведение опытов с детьми 2-3 лет
консультация (младшая группа)

Шарибжанова Альфия Равилевна

исследовательская деятельность детей направлена на создание для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста

Над своим педагогическим опытом я работаю первый год.

Мне своих детей хочется видеть любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас.

Работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребенок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

В чем же заключается работа исследовательской деятельности детей?

Она направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.В процессе формирования обследовательских действий детей мною решались следующие задачи:

1)Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

2)Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

3)Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

4)Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

О способах исследования объекта.

О предметном мире.

Так же хочется отметить, что в процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование.

Обогащая развивающую среду в группе более сложными объектами, я стараюсь при этом создать все условия для развития его самостоятельности.Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами«Я хочу сделать то-то»«Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование,то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».

К концу третьего года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

Экспериментированиеможет быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми.

Развивая эмоциональную сфера ребенка, творческие способности, также формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Хотелось бы отметить следующее, что детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко,что обусловлено следующими причинами:

недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования

- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т. к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детское экспериментирование и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы моего исследования и к внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 10 лет.

в МДОУ «Детский сад №66»

В моей группе я оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода.

Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированиюпо следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений,твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет.

В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности — экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментированияв своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

развивать умения планировать свою деятельность, сравнивать и делать выводы;

развивать коммуникативные навыки;

помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого ребенка.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочных героев.

Интересно наблюдать, как дети сказочным героям рассказывают как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Большое внимание мною уделяется работе с родителями по развитию детского экспериментирования.

Чтобы повысить их педагогическую грамотность мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста

Описание проведения опытовс детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер – класс  для родителей 
« Проведение опытов с детьми в домашних условиях » 
(старшая группа)


Мастер – класс  для родителей« Проведение опытов с детьми в домашних условиях »(старшая группа) Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, чт...

Мастер – класс для родителей «Проведение опытов с детьми в домашних условиях».

Цель: Познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях. Задачи:1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развив...

Мастер – класс для родителей «Проведение опытов с детьми в домашних условиях»

Цель:  ознакомление родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях....

Проведение опытов с детьми дома

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольниковКак обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познани...

Мастер – класс для родителей « Проведение опытов с детьми в домашних условиях »

Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях.  Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить ...