Программа "Юный художник" от 3 до 7 лет
материал
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_hudozhnik.docx | 849.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по дополнительному образованию «Юный художник» для детей 3-7 лет (далее Программа) имеет художественную направленность.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:
- Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- «ФГОС дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013№ 1155)
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014)
- Уставом МДОУ, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» 23.12.2011 г. № 989
Актуальность и отличительные особенности Программы.
В образовательной программе МДОУ «Брусничка» реализация ФГОС ДО осуществляется через организацию занятий по традиционному рисованию в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Данная Программа составлена в соответствии с социальным заказом на предоставление дополнительных образовательных услуг в области нетрадиционных техник рисования для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Новизна и оригинальность Программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Педагог пробуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Знакомясь с изобразительным искусством, дети познают прекрасное, усваивают эталоны красоты.
В рамках Программы дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных техник в рисовании, каждый раз раскрывая для себя новое, создают свои творческие работы.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Также важно отметить, что стандартные программы дошкольного и школьного обучения имеют общеобразовательный характер. В отношении изобразительного искусства занятия ограничиваются как временными рамками, так и узкой направленностью. Данная программа расширяет вариативную составляющую часть дошкольной и школьной программ по изобразительному искусству.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Цель программы: развитие творческих способностей, изобразительных навыков ребенка 3-7лет, используя различные изобразительные материалы и техники.
Задачи :
•формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования;
•способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности- рисунок, интересен другим(воспитателю, детям, родителям); •развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов и учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
•помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;
•воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
•учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; •совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами построения программы являются:
- научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт от простого к сложному;
- системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;
- гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
- принцип природосообразности - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
- разнообразие и приоритет практической деятельности;
- поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ;
- принцип модульного построения содержания программы;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
- принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату
В процессе занятий дошкольники знакомятся с различными нетрадиционными техниками:
Нетрадиционные виды техники | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
• «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой) | + | + | + | + |
Рисование ватными палочками | + | + | + | + |
Рисование штрихом | + | + | ||
Тычок жесткой полусухой кистью | + | + | + | |
Печать поролоном | + | + | + | + |
Печать пробками | + | + | ||
Печать листьями | + | + | ||
Рисование свечой | + | + | + | |
Рисование солью | + | + | + | |
Монотипия | + | + | ||
Рисование по трафарету | + | + | + | + |
Рисование восковыми мелками | + | + | + | |
Кляксография | + | + | ||
Пластилинография | + | + | + | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Участниками Программы являются дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу - дети от 3 до 4 лет, среднюю группу - от 4 до 5 лет, старшую группу - от 5 до 6 лет, подготовительную группу – от 6 до 7 лет. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Общее количество занятий в год по каждому возрасту - 72
Количество непосредственно-образовательной деятельности в неделю - 2 Длительность непосредственно-образовательной деятельности : вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут, подготовительная группа – 25-30 мин.
Форма организации образовательного процесса - групповая
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.
В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, и др.). Сами занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.
Условиями реализации Программы являются:
- Заинтересованность детей содержанием Программы и ее конечным результатами.
- Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
- Наглядность обучения.
- Наличие инструментов и материалов для работы.
- Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
- Мебель по росту детей.
Педагогу предоставляется право изменять содержание программы и перечень практических работ, вносить изменения о распределении часов при изучении отдельных тем, в зависимости от контингента обучающихся, условий работы, возможностей творческого объединения и характера применяемого материала.
В Программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части Программы, динамику роста умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного
возраста
Разделы | Уровни развития | ||
низкий | средний | высокий |
Техника работы | Ребенок не знаком | Дети знакомы с | Самостоятельно |
с материалами | с | необходимыми | используют |
нетрадиционными | навыками | нетрадиционные | |
техниками | нетрадиционной | материалы и | |
рисования | техники | инструменты. | |
рисования и | Владеют | ||
умеют | навыками | ||
использовать | нетрадиционной | ||
нетрадиционные | техники | ||
материалы и | рисования и | ||
инструменты, но | применяют их. | ||
им нужна | Оперируют | ||
незначительная | предметными | ||
помощь. | терминами. | ||
Предметное и | Ребенок не | Передает общие, | Умеет передавать |
сюжетное | передает | типичные, | несложный |
изображение | характерные | характерные | сюжет, объединяя |
признаки объектов | признаки | в рисунке | |
и явлений, не | объектов и | несколько | |
пользуется | явлений. | предметов, | |
средствами | Пользуются | располагая их на | |
выразительности | средствами | листе в | |
выразительности. | соответствии с | ||
Обладает | содержание | ||
наглядно- | сюжета. Умело | ||
образным | передает | ||
мышлением. При | расположение | ||
использовании | частей при | ||
навыков | рисовании | ||
нетрадиционной | сложных | ||
техники | предметов и | ||
рисования | соотносит их по | ||
результат | величине. | ||
получается | |||
недостаточно | |||
качественным |
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная - сентябрь) и в конце учебного года (итоговая - май).
В течение года организуются выставки детских работ, участие в конкурсах по изобразительной деятельности при наличии положений. Детские работы выставляются для ознакомления в уголках для родителей.
По желанию обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) детские работы могут забираться домой.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа - это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
Содержание системы работы и задачи художественно-эстетического развития представлены по разделам: цветовосприятие, жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический, сказочно-былинный жанр
Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц.
Работы оформляются ежемесячно в виде тематической выставки, в конце года проводится выставка с презентацией работ детей на родительском собрании, творческом вечере, портфолио, празднике и т.д.
Возраст 3-4 лет.
Количество занятий: 71
Цель: Воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества.
Задачи:
Развивать изобразительное творчество, воображение
Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности
Научить техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности.
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Цветовосприятие | |||||
Сентябрь | |||||
1 | Цвет в изобразительном искусстве. Три основных цвета. |
| Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности
| Тон, цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
2 | Сказки про краски, бал цветов. |
| |||
3 | Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски» | Печать по трафарету | |||
4 | Смешивание красок | ||||
5 | Осенние листья | Работа по трафарету, печать листочком | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по трафарету. Показать приемы получения отпечатков листочков разными способами. | Фактура, цвет | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья, трафареты |
6 | Дары осени (фрукты) | Печать по трафарету | |||
7 | Листопад в лесу | Пальчиковая живопись | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить рисовать падающие листики, передавая их характер, используя точку как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. | ||
8 | Птички на веточках (коллективная работа) | Соединение техники печать по трафарету и пальчиковая живопись | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать поверхность птички, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. | ||
Жанры изобразительного искусства | |||||
Натюрморт | |||||
Октябрь | |||||
1 | Выросли грибочки на пенечке | Ладошки | Познакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля, пенопласта, ладошками. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать фрукты, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки, пробка, пенопласт |
2 | Чашка | Оттиск пробкой | |||
3 | Грибы в лукошке | Печатка из картофеля | |||
4 | Тарелка + груша | Печатка из пенопласта | |||
5 | Яблоко | Печать по трафарету | |||
6 | Куст с ягодами | Пальчиковая живопись | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания картофелем (выполнение ягод разной величины и цвета) кругов разной величины. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | ||
7 | Неваляшка | Печать кругов разной величины картофелем | |||
8 | Ветка рябины | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | Пятно, точка, короткая линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки |
Пейзаж | |||||
Ноябрь | |||||
1 | Мухомор | Пальчиковая живопись | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Пятно, точка, короткая линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки |
2 | Травка - муравка | Рисование фалангами пальцев | Пятно, точка, короткая линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки | |
3 | Дождик | Любая | Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | ||
4 | Волшебные пятна (облака) | Оттиск печатками из картофеля | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования – печать картофелем | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из картофеля |
5 | Солнышко прячется за тучки | Оттиск пробкой | Закрепить умение делать оттиск пробкой, нанося рисунок по всей поверхности листа. Украшать в технике печатанья. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки из пробки, картофеля | |
6 | Кисть рябинки, гроздь калинки … | Рисование пальчиками | Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник | ||
7 | Осенние дары | Печатка из картофеля | |||
8 | Осеннее дерево | Пальчиковая живопись | |||
Декабрь | |||||
1 | Живые облака | Обрывание | Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления. Освоение обрывной техники аппликации | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы |
2 | Ветка в инее | Работа с пенопластом | Вырабатывать у детей силу нажима Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Развивать фантазию.
| Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта |
3 | Птичка на ветке | Печатка из картофеля | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из картофеля | |
4 | По трафарету | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, трафареты | ||
5 | Новогодние шары | Рисование пальчиками | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки | |
6 | Новогодние флажки | Печать пенопластом, пальчиковая живопись | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта | |
7 | Елочка | Елочка - трафарет Пальчиковая живопись | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, трафарет | |
8 | Украшения для нового года | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
|
|
Январь | |||||
1 | Снеговик | Печать пенопластом | Учить в технике печатания пенопластом. Развивать силу нажима. Воспитывать аккуратность. | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта |
2 | Елочка в снегу | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Фактура, цвет | Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет елочки |
3 | Печать пенопластом | Пятно, цвет, фактура | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта, печатки из картофеля | ||
4 | Вот моя деревня, вот мой дом родной (коллективная работа) | Оттиск пенопластом | |||
5 | Печатка из картофеля | ||||
6 | Пальчиковая живопись | ||||
7 | Сосульки | Обрывная аппликация | Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию. | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или картон |
8 | |||||
Февраль | |||||
1 | Снежинка | Рисование ладошками | Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях.
|
|
|
2 | Снегопад | Скатывание бумаги | Учить новой технике – скатывание бумаги, в технике рисования полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умения украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Фактура, цвет, объем | Салфетки, клей, налитый в блюдце, плотная бумага или картон, печатки из пробки, трафареты, жесткая кисть, гуашь |
3 | Кораблик для папы | Трафарет + пальчиковая живопись, оттиск пробкой | |||
4 | |||||
5 | Рукавичка | Тычок жесткой кистью, пальчиковая живопись | |||
6 | Дед Мороз рисует на стекле | Фон – раскрашивание |
| Пятно, цвет | Акварель, бумага, кисти, смоченные губки |
7 | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии | |
8 | Подснежники | Создание фона –размывка листа, | Учить наносить акварельные краски по мокрому листу. Воспитывать аккуратность. | Пятно, цвет | Акварель, бумага, кисти, смоченные губки |
Март | |||||
1 | Подснежники | Печать по трафарету | Формировать умение составлять и отпечатывать разные композиции Развивать мелкую моторику Учить детей печатать рукой, смешивать цвета, работать в коллективе.
| Фактура, цвет | Плотная бумага или картон, трафареты, гуашь |
2 | Букет для мамы | Трафарет вазы | |||
3 | Рисование ладошками | Пятно, цвет | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки | ||
4 | Прижми и отпечатай | Пенопласт | Фактура, пятно, цвет | Плотная бумага или картон, гуашь, печатки из пенопласта | |
5 | Забавные картинки | Любая |
| Все имеющиеся в наличии | |
6 | |||||
7 | Потеряли котятки на дороге перчатки | Ладошками | Пятно, цвет | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки | |
8 | Первые лучи солнышка | Рисование свечой | Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. | Фактура, цвет | Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти |
Апрель | |||||
1 | Необычные цветочки | Рисование свечой | Совершенствовать технику рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. | Фактура, цвет | Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти |
2 | Ветка мимозы | Скатывание шариков из салфетки | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать чувство композиции. | Фактура, объем | Лист плотной бумаги (тонированный), салфетка целая и половинка (желтого цвета, кисти, акварель |
3 | Первая травка | Обрывание бумаги | Закрепить умение обрывать салфетки и делать травку, дорисовывать картинку пастелью (цветы). Развивать чувство композиции | ||
Портрет | |||||
4 | Точка, точка, огуречек – получился человечек | Печать пенопластом | Упражнять в данных техниках рисования. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции. | Фактура, цвет, пятно | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
5 | Печать пробкой | ||||
6 | Украшаем свитер для папы | Печатка из картофеля, пальчиковая живопись | |||
7 | Веселый горошек (платье, сарафан для мамы) | Тычок жесткой кистью | |||
8 | Папа, мама, я – дружная семья | Печать по трафарету | |||
Анималистика | |||||
Май | |||||
1 | Веселый осьминожка | Ладошками | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Пятно, цвет | Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки |
2 | Птичка-невеличка | Ладошками | |||
3 | Цыплята и одуванчики | Рисование пальчиками, печатками из ластика, тряпочками | Создание монохромной композиции на цветном фоне. Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности | Пятно, точка, короткая линия, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки из ластика, тряпочки |
4 | Носит одуванчик желтый сарафанчик | Обрывание | Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук. | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон |
5 | Ежик | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Фактура, цвет | Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет ежика |
6 | Божья коровка | Печать по трафарету, пальчиковая живопись | Пятно, точка, цвет | Мисочки с гуашью, салфетки, небольшие листы | |
7 | Лучистое солнышко | Рисование свечой | Фактура, цвет | Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти | |
8 | Рыбка в пруду | Ладошками | Пятно, цвет | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки |
Возраст: 4-5 лет.
Количество занятий:72
Цель: Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности.
Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства
Научить детей освоению доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа
Научить способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, обучить языку изобразительного искусства.
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Цветовосприятие | |||||
Сентябрь | |||||
2 | В гости к краскам. Сказки про краски, бал цветов. | Работа на палитре | Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.
| Тон, цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
3 | Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски» | Печать по трафарету Смешивание красок | Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее. Развивать фантазию.
| Акварель, гуашь, трафарет петушка, бумага для рисования, | |
4 | |||||
5 | Радуга-дуга | Рисование ребром ладошки |
| ||
6 | Цветик - семицветик | Живопись по - мокрому | Учить работать с шаблоном Развивать моторику Учить работать в коллективе Закрепить теплые цвета | Цвет, пятно | Акварель, бумага, кисти, смоченная поролоновая губка |
7 | Мой помощник ветерок | Выдувание | Учить направлять струю выдыхаемого воздуха | Пятно | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка |
8 | Бабочка | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика |
Жанры изобразительного искусства | |||||
Натюрморт | |||||
Октябрь | |||||
1 | Отпечатай листик | Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. | Фактура, цвет | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья |
2 | Украшение чашки | Оттиск пробкой, печать по трафарету | Учить украшать чашку простым узором, используя печатанье и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки |
3 | Ветка рябины в стакане | Пальчиковая живопись | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать ветку и листья рябины. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | Пятно, точка, короткая линия | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки |
4 | Осенние цветы | Печать клише | Закрепить умения делать отпечатки ладони, работать в технике печать клише, делать оттиск печатками из пенопласта, картофеля и дорисовывать знакомые предметы. Развивать воображение, творчество. | Пятно, цвет, фактура | Широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки, кисти, печатки из картофеля, пенопласта |
5 | Грибы в лукошке | Ладошками | |||
6 | Ваза для цветов | Оттиск печатками из пенопласта, картофеля | |||
7 | Цветы в вазе
Астры и георгины | Печать по трафарету | Познакомить с печатью по трафарету. Развивать чувство ритма, композиции. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки |
8 | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умения данной техники. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Цвет, фактура | Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата | |
Пейзаж | |||||
Ноябрь | |||||
1 | Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, трафареты из ластика |
2 | Волшебные картинки | Свеча + акварель | Познакомить с новыми изобразительными техниками в рисовании. | Цвет, линия, пятно, фактура | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти |
3 | Осенняя березка | Акварель, карандашная стружка | Пятно, цвет, фактура | Акварель, бумага, карандашная стружка, клей | |
4 | Подсолнух | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании стебель и листья у подсолнуха. Закрепить умения украшать предметы, используя печатанье | Пятно, точка, линия, цвет | Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки |
5 | Осенний ковер | Оттиск пробкой, пальчиковая живопись | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки | |
6 | Сбросило дерево листву | Монотипия предметная | Развивать интерес к смешиванию красок. Пользоваться выразительными средствами. Развивать фантазию, воображение Познакомиться с графикой | Пятно, цвет, симметрия | Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель |
7 | Ветер | Черно-белый граттаж, грунтованный лист | Линия, штрих, контраст | Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст.л. туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом | |
8 | Мой дом | Печать пенопластом | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта | |
Декабрь | |||||
1 | Портрет зимы | Восковые мелки + акварель | Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия, пятно, фактура | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, черный маркер |
2 | Черный маркер + акварель | ||||
3 | Елочка | Оттиск поролоном | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции. Закрепить холодные цвета | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона |
4 | Снеговик | Обрывание бумаги | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы | |
5 | Снеговик | Комкание бумаги, скатывание | |||
6 | Укрась елочку | Любая | Развивать моторику Учить работать в коллективе Закрепить холодные цвета |
| Все имеющиеся в наличии |
7 8 | Зимний пейзаж со снеговиком | Мятая картина | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага | |
Январь | |||||
1 | Елочные игрушки | Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой. | Фактура, пятно, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, восковые мелки, пробки |
2 | Снег идет | Свеча + акварель | Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество. | Цвет, линия, пятно, фактура | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти |
3 | Необычное пятно (по замыслу) | Кляксография обычная | Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить пользоваться тремя цветами при смешивании красок.
| Пятно | Бумага, тушь либо разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для коктейля) |
4 | Зимнее дерево | Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой | Пятно | ||
5 | Звездная ночь | Набрызг | Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом. | Точка, фактура | Бумага, гуашь, зубная щетка, расческа |
6 | Дорисуй лес и его обитателей | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
7 | Мое родное село | Оттиск поролоном | Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, кусочки поролона |
8 | Утренний лес | Монотипия, печать мятой бумагой | Пятно, фактура, цвет, симметрия | ||
Портрет | |||||
Февраль | |||||
1 | Укрась шарфик | Печать по трафарету, пальчиковая живопись | Вырабатывать у детей силу нажима Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.
| Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
2 | Мой воспитатель | Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Линия, точка, штрих | Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст.л. туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом, сангина, черный маркер |
3 | |||||
4 | Укрась свитер | Тычок жесткой кистью, печать различными печатками | Развитие моторики Учить создавать композицию на листе Закрепление основного цвета Регулировать нажим | Фактура, цвет | Жесткая кисть, гуашь, бумага |
5 | Галстук для папы | Печать по трафарету | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки | |
6 | Мой папа | Сангина | Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Линия, штрих, точка | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы. |
7 | Как я вырос за год | Черно-белый граттаж (готовый лист), сангина, черный маркер | |||
8 | |||||
Март | |||||
1 | Открытка для моей мамы | Ладошки, печать по трафарету | Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях. Развивать фантазию.
| Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата положен шарик из ткани или поролона и завязаны углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки |
2 | Два клоуна | Обрывание | Учить новой изобразительной технике. Учить создавать композицию на листе Закрепление основного цвета Регулировать нажим | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон, нитки, раскрашенные макароны |
3 | Лицо моей мамы | Рисование макаронами | |||
4 | Милой мамочки портрет | Рисование нитками | |||
5 | Платье, сарафан для моей мамы | Живопись по – мокрому | Пятно, цвет | Акварель, кисти, бумага | |
6 | Печать-клише | Фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта | ||
Анималистический жанр | |||||
7 | Рисуем мыльными пузырями | Мыльные пузыри | Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение. | Фактура, цвет | Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля |
8 | Золотая рыбка | Рисование фигурными макаронами | Фактура, объем | Фигурные макароны, бумага, клей, кисть | |
Апрель | |||||
1 | Звезды и кометы | Обрывание | Создание аппликативных картин на космическую тему. Совершенствование обрывной техники. | Фактура, объем | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага |
2 | Петушок | Ладошками | Упражнять в печати мятой бумагой. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. | Пятно, цвет | Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы, салфетки |
3 | Цыплята | Комкание бумаги или обрывание | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага | |
4 | Ежик в лесу | Печать мятой бумагой | |||
5 | Осьминожка | Ладошка | |||
6 | Курочка | Ладошками, пальчиковая живопись | |||
7 | Мышка и карандаш | Мелки + акварель | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия, пятно, фактура | Восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти |
8 | Вылупился из яйца цыпленок | Рисование нитками | Освоить новую технику рисования – рисования нитками | Фактура, цвет | Клей, бумага, разноцветные нитки, кисть |
Сказочно-былинный жанр | |||||
Май | |||||
1 | Чудо дерево | Печать поролоном, пенопластом, пальчиковая живопись | Упражнять в изображении дерева с помощью рисования пальчиками и печатания поролоном. Развивать чувство ритма. | Пятно, фактура, цвет | Эскизы деревьев, выполненных в технике отпечатывания веточки дерева, поролон, гуашь. Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера |
2 | Два клоуна | Обрывание
| Совершенствование обрывной техники. | Фактура, объем | Альбомные листы, цветная бумага, кисточка |
3 | Солнышко удивляется | Макароны
| Создание аппликативных картин на заданную тему. |
|
|
4 | Сказочное дерево | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
5 | Смешной поросенок | Макароны | Учить равномерно наносить на рисунок макароны. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность. | Фактура, объем | Фигурные макароны, бумага, клей, кисть |
6 | Путаница – перепутаница. Рисование – фантазирование по замыслу. | Рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография | Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки, ложечка, разведенная гуашь |
7 | |||||
8 | Иллюстрирование сказка «Три медведя» (коллективная работа) | Любая
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Фактурность окраски, цвет | Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведи разных размеров), гуашь разных цветов, жесткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом. |
Возраст: 5-6 лет
Количество занятий: 72
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Заложить фундамент эстетических основ
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Цветоведение | |||||
Сентябрь | |||||
1 | Азбука цветов |
| Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона | Тон, цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
2 | Веселые уроки карандаша |
| |||
3 | Холодные и теплые картины |
| |||
4 | Летний луг, который я видел летом | Мелки + акварель | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Цвет, линия, пятно, фактура | Бумага для рисования, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти. |
5 | Бабочка | Монотипия, обведение ладошки, пальчиковая живопись | Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками – большое крыло, кулачок – маленькое крыло). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Пятно, цвет, симметрия | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. |
6 | Рисуем мыльными пузырями |
| Совершенствовать новую технику рисования мыльными пузырями. Развивать фантазию, воображение. | Цвет, пятно | Разведенные мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и трубочка для коктейля |
7 | Нарядный мухомор | Печать клише, пальчиковая живопись, поролон | Закрепить умения, используя технику печатанья. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. |
8 | Осенний лес | Пальчиковая живопись, монотипия | |||
Жанры изобразительного искусства. | |||||
Натюрморт | |||||
Октябрь | |||||
1 | Фотография листа | Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. Формирование навыков создания несложной цветовой композиции | Пятно, фактура, цвет | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья
д/в № 10-2000 г. стр.17 |
2 | Осенние листья | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев) | Фактура, цвет | Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти. |
3 | Осенний пейзаж | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грибочки на него. Развивать чувство композиции. | Фактура, объем | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях. |
4 | Ваза с цветами | Печать по трафарету | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | Пятно, фактура, цвет | Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. |
5 | Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» | Свеча + акварель | Цвет, линия, пятно, фактура | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти | |
6 | Праздничный торт | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющие в наличии |
7 | Фрукты на столе (арбуз и фрукты) | Печать поролоном, мятая бумага, пальчиковая живопись | Пятно, фактура, цвет | Печатки и трафареты, простой карандаш, скомканная бумага, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. | |
8 | Цветы в вазе | Кляксография с ниточкой | Познакомить с новой техникой – рисования с ниточкой. Воспитывать аккуратность. | Пятно | Ниточка, трафареты, поролоновые тампоны, акварель, гуашь в мисочках. |
Пейзаж | |||||
Ноябрь | |||||
1 | Сказочные цветы | Мелки + акварель | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. | Цвет, линия, пятно, фактура | Акварель, бумага для рисования, мелки, кисти |
2 | Сказочные цветы | Монотипия | Пятно, цвет, симметрия | ||
3 | Осень в лесу | Монотипия | Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции | ||
4 | Заколдованный лес | Любая |
| Все имеющиеся в наличии | |
5 | Звездное небо | Напыление, печать по трафарету | Точка, фактура | Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты | |
6 | Березовая роща | Рисование свечой | Цвет, фактура, пятно, линия | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти | |
7 | Рисунок ветра | Выдувание из трубочки | Учить направлять струю выдыхаемого воздуха. Развивать фантазию. | Пятно | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка |
8 | Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками, мятой бумагой | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта |
Декабрь | |||||
1 | Листья на ветру | Графический граттаж | Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение ветра с помощью графики. Упражнять в использовании средств выразительности. | Линия, штрих. | Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст. л.туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами |
2 | Кораблик в море | Живопись по – мокрому, акварельные мелки | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Цвет, пятно, фактура, точка | Акварель, акварельные мелки, бумага, кисти |
3 | Лесные тропинки | Мятая бумага, обрывание | Гелевая ручка, цветные карандаши, скомканная бумага, газетные листы, гуашь | ||
4 | |||||
5 | Ночь в лесу | Обрывание, напыление | Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты, бумага для обрывания. Акварель, бумага для рисования, кисти, скомканная бумага | ||
6 | |||||
7 | Новогодняя елочка | Любая | |||
8 | Кто живет в зимнем лесу | Мятая бумага, напыление, пальчиковая живопись | |||
Январь | |||||
1 | Снеговик во дворе | Мятая картина | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество. Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.
| Цвет, фактура | Салфетки разного цвета, кисти, бумага, иллюстрации пейзажей со снеговиком, клей |
2 | |||||
3 | Узоры Деда Мороза | Свеча, граттаж, процарапывание | Фактура, линия, цвет | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти, палочки для процарапывания | |
4 | |||||
5 | Волшебные узоры | Выдувание из пятна | Пятно | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка, поролоновые тампоны, смятая бумага | |
6 | Зимняя картина | Печать поролоном, пенопластом, мятая бумага | Пятно, фактура, цвет | ||
7 | Рябина зимой | Скомканная бумага – наложение | |||
8 | Дорисуй кораблик и сказочный город | Любая |
| Все имеющиеся в наличии | |
Портрет | |||||
Февраль | |||||
1 | Азбука настроений | Работа по схемам Акварель + восковые мелки | Закрепить умение работать по схемам, с техникой печати ладошками, по трафарету, обрывания и набрызга. Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия, пятно, фактура | Бумага для рисования, акварель, восковые мелки, бумага для обрывания, трафареты, зубная щетка, расческа, гуашь |
2 | Дед Мороз идет по лесу | Обрывание, напыление | |||
3 | Мой портрет | Черно-белый граттаж | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Линия, точка, штрих | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы. |
4 | Я рисую своего папу | Мятая бумага, обрывание | Цвет, фактура, объем | Скомканная бумага, приготовленная бумага для обрывания, гуашь, кисти | |
5 | Платье для принцессы | Тычкование ватными палочками | Совершенствовать технику тычкования. Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность. | Цвет, фактура, объем | Ватные палочки, жесткие кисти, бумага для рисования, гуашь в мисочках, трафареты. |
6 | Лесовичок | Тычок жесткой кистью | Фактура, цвет | ||
7 | Одежда для моего папы | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии. |
8 | Мой друг | Любая |
| ||
Март | |||||
1 | Моя мама | Сангина | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Линия, штрих, Точка, цвет, пятно, фактура | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы, трафареты |
2 | Мой воспитатель | Графические средства, сангина | |||
3 | |||||
4 | Гриб - боровик | Любая | |||
5 | Автопортрет | Работа по трафарету | |||
6 | Мой друг карандаш | Любая | Все имеющиеся в наличии. | ||
7 | Я модельер | Свеча + акварель | Акварель, бумага для рисования, свеча, кисти | ||
8 | Любая | Все имеющиеся в наличии | |||
Анималистика | |||||
Апрель | |||||
1 | Пингвины на льдине | Ладошка | Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск мятой бумагой, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности. | Пятно, цвет, фантастический силуэт | Гуашь, акварель, кисти, бумага для рисования, скомканная бумага, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги |
2 | Снег – мятая бумага | Пятно, фактура, цвет | |||
3 | Я рисую пушистика и колючую голову | Тычок жесткой кистью и оттиск мятой бумагой | Фактурность окраски, цвет | ||
4 | Птицы прилетают с юга | Кляксография | Пятно | ||
5 | Паук-крестовик | Обрывание | Совершенствовать умения использовать данную изобразительную технику. Познакомить с техникой печатанья листьями | Фактурность, цвет | Салфетки, ножницы, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги, подготовленный фон, листья для печатанья, гуашь, акварель. |
6 | Стрекоза | Тычкование | |||
7 | Дружная семейка (совы) на ветке | Тычкование, пальчиковая живопись, печатанье листьями | |||
8 | |||||
Сказочно-былинный жанр | |||||
Май | |||||
1 | Зеленый лягушонок в зеленой траве | Напыление красками разными по оттенку | Закрепить умение работать с техникой печати ладошками, по трафарету и набрызга. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Фактура, точка, цвет, пятно | Бумага для рисования, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты |
2 | Волшебная карета | Печать по трафарету, ладошки, пальчиковая живопись | |||
3 | |||||
4 | Шапка-невидимка | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы с нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | |
5 | Иллюстрируем сказку «Три медведя» | По выбору детей | |||
6 | Кот Мурлыка | Напыление, выкладывание рисом | Учить создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать по трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага для рисования, зубная щетка, расческа, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации | |
7 | Чунга –чанга (коллективная работа) | Обрывание, пальчиковая живопись | Фактура, цвет, пятно | Бумага для рисования, бумага для обрывания, гуашь, клей, эскизы, иллюстрации | |
8 | Ладошки, мятая картина, печать | Бумага для рисования, скомканная бумага, кисти, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь, крашенный рис, клей, эскизы, иллюстрации |
Возраст: 6-7 лет
Количество занятий: 72
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы
| Тема | Техника | Цель | Средства выразительности | Материалы |
Цветовосприятие | |||||
Сентябрь | |||||
1 | Азбука живописной грамоты |
| Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки. Совершенствовать технику живописи по- мокрому .
| Цвет | Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
2 | Контрастные и дополнительные цвета | Работа на палитре | |||
3 | В гостях у солнышка | Живопись по мокрому | Цвет, пятно | ||
4 | У царя Нептуна в подводном царстве | Живопись по мокрому | |||
5 | Летняя березка | Акварель + шерстяные нитки | Учить передавать образ дерева – березки в разное время года, используя различную технику рисования. | Цвет, фактура, объем, тон | Акварель, бумага для рисования, карандашная стружка, шерстяные нитки, цв. бумага, пенопласт, клей, кисти. |
6 | Осенняя березка | Акварель + карандашная стружка | |||
7 | Зимняя березка | Шерстяные нитки + цв. бум. | |||
8 | Весенняя березка | Акварель + пенопласт | |||
Жанры изобразительного искусства | |||||
Натюрморт | |||||
Октябрь | |||||
1 | Аленький цветочек | Живопись по мокрому | Учить создавать | Цвет, пятно, точка | Акварель, бумага, кисти |
2 | Ветка рябины с натуры | Тычкование мятой бумагой | Совершенствовать умения в данной технике. Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой. | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях. | |
3 | Букет (астры, георгины) | Печатание картофелем Рисование пастелью | Букет осенних цветов, лист бумаги, печатки, пастель, гуашь, поролоновые тампоны. | ||
4 | Корзина с фруктами | Печатка пенопластом | Цвет, фактура | ||
5 | Корзина с фруктами | Свеча, процарапывание | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции. | Цвет, фактура | Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов, эскизы. |
6 | Цветы в вазе | Кляксография с ниточкой | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография с ниточкой. Развивать воображение. | Цвет, пятно | Бумага, тушь разных цветов, ниточка, |
7 | Аквариум | Нитки + крашеный рис + ладошки | Совершенствовать умения работать в данных изобразительных техниках, уметь сочетать их. | Фактура, цвет | Нитки, крашеный рис, гуашь, бумага, кисти. |
8 | |||||
Пейзаж | |||||
Ноябрь | |||||
1 | Осенний лес | Мятая бумага | Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках оттиск мятой бумагой, печать ладошками. Учить превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист. Учить в работе отражать облик деревьев в лесу наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Цвет, пятно, фактура | Скомканная бумага, бумага для рисования, гуашь, кисти. |
2 | Кленовый лист | Ладошками | Цвет, пятно | ||
3 | Осенние мотивы (ковер) | Набрызг с трафаретом | Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Цвет, точка, фактура | Подготовленные ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа, трафареты |
4 | Многосерийное полотно
| Фон – живопись по- мокрому | Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного. | Точка, цвет, линия | Бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновые тампоны, трафареты цветов, бутонов, скрепки для процарапывания, зубная щетка, расческа, белая гуашь |
5 | Изготовление трафарета цветов – процарапывание рисунка | ||||
6 | Завершение работы – напыление рисунка | ||||
7 | В гости в Африку - пальма | Ладошки Пальчиковая живопись | Совершенствовать данные изобразительные техники. | Пятно, точка | Акварель, бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка |
8 | Сбросил лес последнюю листву | Пейзажная монотипия | Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции | ||
Декабрь | |||||
1 | Рисунок ветра | Выдувание из трубочки | Закрепить умение направлять струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении. | Линия, штрих, точка | Акварель, трубочки, бумага, баночки, кисти |
2 | Заколдованные деревья | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
3 | Восход солнца | Цветной граттаж | Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках цветной граттаж, набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции. | Линия, штрих, цвет | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом. |
4 | Звездное небо | Набрызг | Пятно, цвет, линия, тон, изображение пространства в композиции | Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания | |
5 | Зимний пейзаж | Мятая бумага, обрывание | |||
6 | Как мы помогли снеговичку | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
7 | Березовая роща | Свеча + акварель | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции. | Цвет, линия, тон, штрих | Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы. |
8 | Елочка к новому году | Акв. + восковые мелки, напыление | Учить рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на расположение веток и иголках на них. Учить с помощью акварели передавать зимний колорит. Развивать цветовосприятие. | Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы. | |
Январь | |||||
1 | Рождественская ночь | Свеча + гуашь | Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать выразительный образ рождественской ночи. Развивать чувство композиции. | Точка, штрих, линия | Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, палочка для процарапывания |
2 | Напыление, процарапывание | Учить передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью напыления, процарапывания. | |||
3 | В подводном мире | Живопись по мокрому Ладошками | Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. | Пятно, цвет, штрих, линия, точка | Гуашь, акварель, кисти, бумага, трубочки, баночки с разведенной краской |
4 | Рисуем мыльными пузырями | Выдувание из трубочки | |||
5 | В подводном мире | Живопись по- мокрому + ладошки | |||
6 | |||||
7 | Пингвины на льдине | Снег, лед, полярная ночь – живопись по - мокрому, мятая бумага | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. | Пятно, штрих | Бумага, гуашь, кисть, иллюстрации, скомканная бумага |
8 | Пингвины – ладошки, напыление | Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. | Пятно, штрих | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей, зубная щетка, расческа | |
Портрет | |||||
Февраль | |||||
1 | Рисование человека по схемам |
| Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. | Линия, пятно, штрих | Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, бумага для обрывания. |
2 | Мой папа | Обрывание | |||
3 | Мой дедушка | Мелки + акварель | |||
4 | |||||
5 | Галстук для папы | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Бумага для рисования, акварель, скомканная бумага, репродукции портретов, эскизы. | |
6 | Снежная королева | Мятая бумага, живопись по - мокрому, напыление | |||
7 | |||||
8 | Домовенок Кузя | Мятая бумага | |||
Март | |||||
1 | А вот и я | Свеча + акварель | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. | Пятно, штрих, линия | Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции портретов, эскизы. |
2 | Моя мама | Сангина | Закрепить умение рисовать сангиной. |
| |
3 | Подснежники для моей мамы | Мелки + акварель | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Цвет, линия | Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
4 | Пусть мама моя будет самой красивой | любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
5 | Девочка - Весна | Монотипия, силуэтное рисование | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета. |
| Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка |
6 | А это вся моя семья | любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Линия, тон, точка, штрих | Все имеющиеся в наличии |
7 | |||||
8 | Выставка работ |
| Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков. |
| Рисунки детей. |
Анималистический жанр | |||||
Апрель | |||||
1 | Ежик из лесу пришел | Смешанная | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных. |
| Все имеющиеся в наличии |
2 | Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок) | Тычок жесткой кистью, скомканная бумага | Фактурность окраски, цвет | Бумага, трафарет животного, жесткая кисть, гуашь | |
3 | Муравьишка трудится | Пальчиковая живопись | Цвет, пятно, точка, короткая линия | Мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки | |
4 | Забавное животное | Кляксография | Совершенствовать умение рисовать свечой и акварелью работать в технике кляксография. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность. | Пятно | Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка |
5 | Золотая рыбка | Свеча + акварель | Цвет, линия, пятно, фактура | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | |
6 | Утята в пруду | Напыление одной краской | Совершенствовать умение делать напыление одной краской и красками разной плотности и разных оттенков. | Точка, фактура | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа |
7 | На лесной опушке | Напыление красками разной плотности и разных оттенков | |||
8 | Пестрокрылая бабочка | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
| Все имеющиеся в наличии |
Сказочно-былинный жанр | |||||
Май | |||||
1 | Космическая картина | Мятая бумага, печать, обрывание | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | Пятно, фактура, цвет | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта, смятая бумага |
2 | |||||
3 | Ларец на высоком дубе | Ладошка, мятая бумага, печать пенопластом | |||
4 | Зазеркалье | Экран для копирования | Развивать навыки рисования с помощью специального экрана для копирования | Цвет, линия | Бумага, экран для копирования, фломастеры, акварель, кисти |
5 | Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет | Живопись по мокрому, выкладывание берега из пшена, печать | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
| Фактура, цвет, пятно | Бумага, акварель, поролоновые тампоны, кисти, клей, пшено, печатки, гуашь |
6 | Замок подводного царя Нептуна (коллективная работа) | Любая |
| Все имеющиеся в наличии |
Материалы:
- Бумага разного формата и фактуры.
- Краски, гуашь, акварель.
- Мелки восковые, уголь, свеча.
- Кисти № 1,2,3,4,6.
- Тушь.
- Подручный материал: сухие листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, природный материал и др.
- Клей, цветная бумага, гофрированный картон и бумага, липкая бумага и т.д.
Список литературы.
1. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова. - М. : Академия Развития, 2009
2. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет / Т. В. Королева. - М. : Сфера, 2009
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова – М., Мозаика – Синтез, 2006
4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко – М., Владос, 2003
5. Нищева Н.В. «Разноцветные краски» изд. «Детство – пресс», 2003
6.Григорьева Г.В. «Игровые приемы в обучении дошкольников Изобразительной деятельности» изд. «Просвещение», 2005