Проект "Социальное партнерство ДОО и семьи по подготовке детей к школе"
проект (подготовительная группа)

Поступление ребёнка в школу - серьёзная стрессовая ситуация как для самого ребёнка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становиться учеником, основная деятельность которого - получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребёнок может оказаться не готов к обучению в школе, родители часто стараются увеличить объём занятий  в старшем дошкольном возрасте. Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_skoro_v_shkolu.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Скоро в школу мы пойдем»

Тема:  Социальное партнерство ДОО и семьи по подготовке детей к школе

2020

1. Паспорт проекта

Таблица 1. Паспорт проекта

Название проекта

Скоро в школу мы пойдем

Тема проекта

Социальное партнерство ДОО и семьи по подготовке детей к школе

Автор проекта

Воспитатель МБДОУ «Детский сад»

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад»

Проблема, на решение которой направлен проект

Взаимодействие родителей и педагогов предполагает открытость к сотрудничеству по подготовке детей к школе. Эффективным механизмом его реализации может стать система социального партнерства

Цель проекта

Поиск эффективных форм работы ДОО и семьи, способствующих формированию представления дошкольников  о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы

Задачи проекта

1. Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями

2. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах предшкольной подготовки детей

3. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей

4. Формировать у детей мотивацию  учения и интереса к самому процессу обучения

5.Подбирать и апробировать формы, методы, приемы установления партнерских отношений с семьями

Участники проекта

Педагоги, родители и дети подготовительной к школе группы

Сроки реализации проекта

Долгосрочный – с  сентября  по  май  

Ожидаемые результаты

1. Благоприятное течение адаптационного школьного периода детей

2. Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе

3. Сотрудничество родителей и педагогов в воспитании положительного отношения к школе у детей подготовительной группы

4. Формирование у детей мотивационной готовности к школе 

5.Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

2. Актуальность

        Поступление ребёнка в школу - серьёзная стрессовая ситуация как для самого ребёнка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становиться учеником, основная деятельность которого - получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребёнок может оказаться не готов к обучению в школе, родители часто стараются увеличить объём занятий  в старшем дошкольном возрасте. В результате знаний ребёнок получает немного, зато приобретает психологические перегрузки и стойкое отвращение к обучению в целом и к школе в частности. А для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.

Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей. Таким образом, особенно актуальным вопросом встающим перед педагогами является взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста для устранения проблем, возникающих при поступлении ребёнка в школу. Педагогическое просвещение родителей серьёзно влияет на качество подготовки дошкольников к началу образовательного процесса

Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

        Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.

        

 Механизм реализации проекта

Наименование этапа

Целевая аудитория

Содержание

Подготовительный этап

С педагогами

– изучение научно-методической литературы;

– анализ развивающей предметно-пространственной среды;

– создание творческой мастерской педагогов;

– организация кружка развивающего обучения «Умелые пальчики»

С детьми

– беседы, экскурсии в школу

– организация и проведение различных видов игр

С родителями

- проведение анкетирования родителей на тему «Подготовка детей к школе: важно ли это?»

-создание информационной папки-передвижки, для родителей о проекте, буклетов «Родителям будущего первоклассника», ознакомление и консультация на родительском собрании;

– составление картотеки игр и статей по формированию графических навыков у дошкольников

Основной этап

С педагогами

– обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»

С детьми

– графические задания в игровой форме;

– работа с крупными изображениями;

– посещение кружка  развивающего обучения «Умелые пальчики» (выполнение заданий);

– НОД;

- конструирование;

- художественное творчество;

- просмотр презентаций «Сидим правильно, следим за осанкой»;

– участие в образовательных событиях школы

– подвижные игры с правилами (игры «на внимание»);

– настольные игры;

– выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий).        

С родителями

Фотовыставка «Наши папы и мамы  тоже были первоклашками»

 - введение индивидуальной папки достижения ребенка-дошкольника;

– оформление стенда «Готовим детей к обучению в школе»;

– участие и содействие в организации мастер-класса  «Учимся вместе»;

Заключительный этап

С педагогами

 создание презентации «Первый раз в первый класс!» (фотоотчет) для родителей и педагогов ДОУ

- выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта);

С детьми

– участие в интеллектуальной  игре «Умники и умницы»

С родителями

– организация совместной выставки рисунков на тему «Необычные занятия дома»;

– разработка альбома «Делимся с семейным опытом»

 План реализации проекта

Этапы

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные

                               

        Подготовительный этап

-изучение научно-методической литературы по данной теме

Сентябрь,

воспитатель

-анализ развивающей предметно-пространственной среды

Сентябрь,

воспитатель

– Беседы на тему: «Что такое школа?» «Чего я жду от школы», «О правилах поведения в школе»

Сентябрь-октябрь

воспитатель

– открытие кружка развивающего обучения «Умелые пальчики»

Сентябрь-октябрь

воспитатель

- посещение дня открытых дверей, экскурсий в школу (виртуальная экскурсия в школу);

Сентябрь-октябрь

воспитатели

– организация и проведение различных видов игр:

– игровая ситуация «Творческие натуры»;

– дидактическая игра «Разложи картинки по порядку»;

– настольные игры «Сложи узор» с различным дидактическим материалом (пипетки, палочки, фишки различной величины)

Сентябрь-октябрь

воспитатели

- проведение анкетирования родителей на тему «Подготовка детей к школе: важно ли это?»

Сентябрь-октябрь

воспитатели

– создание буклетов «Родителям будущего первоклассника»,

- Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее»

Сентябрь-октябрь

воспитатели

– составление картотеки игр и статей по формированию графических навыков у дошкольников

- консультация «Речевое развитие детей 6-7 лет», «Как развивать  память у детей», «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы"

Сентябрь-октябрь

воспитатели

- Разучивание песен о школе

- Рисование «Школьный портфель»

Октябрь

Воспитатели

- посещение  кружке развивающего обучения «Умелые пальчики»;

Октябрь – май

воспитатели

- Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Мы играем в школу»; В. Берестов «Считалочка»;

В. Воронкова «Подружки»;

умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения» ;

Чтение пословиц и поговорок о школе;

Загадки: о школе, школьных принадлежностях;

В. Головкин «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы».

Ноябрь – май

воспитатели

– НОД «Страна сигнальной азбуки»;

Апрель

воспитатель

- конструирование с различным материалом;

Ноябрь – апрель

воспитатели

– просмотр презентаций «Сидим правильно, следим за осанкой»;

Ноябрь – апрель

воспитатели

– участие в образовательных событиях в «СОШ»                                                                   - посещение занятий, лаборатории, занятий по робототехнике;

Ноябрь – апрель

Воспитатели

– подвижные игры с правилами (игры «на внимание»);

Ноябрь – апрель

Педагоги

– настольные игры; дидактические игры: «Для чего нужен предмет», «Первоклассник».

Ноябрь – апрель

Педагоги

– выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий)

  • на рисовании по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т. д.);
  • работе с лабиринтами;
  • графических диктантах;
  • создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);
  • обучении поэтапному копированию изображений.

Ноябрь – апрель

Педагоги

– проведение родительских собраний «Портрет современного ребенка», «Ваш ребенок готов к школе»;

декабрь – апрель

Педагоги,

Родители

- введение индивидуальной папки достижения ребенка-дошкольника «Портфолио дошкольника»;

февраль – апрель

Педагоги, родители

– оформление стенда «Готовим детей к обучению в школе»                                              -  Выставка детских работ «Я рисую школу»

Январь

Педагоги

– участие и содействие в организации мастер-класса «Учимся вместе»;

Февраль

Педагоги, родители

– разработка семейного альбома – книги «Делимся с семейным опытом»

Март – апрель

Педагоги

Родители

Заключительный этап

-выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта)

Май

Педагоги

- Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Май

Педагоги

– организация совместной выставки рисунков на тему «Необычные занятия дома»;

Май

Педагоги, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в подготовке детей к школе

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

Роль семьи в подготовке детей к школе

Рекомендации для родителей в подготовке детей к школе....

Формы работы с семьей при подготовке детей к школе.

В данной статье мы  возможные дистанционные формы работы с семьей, каким образом качественное информирование может помочь родителям с подготовкой детей к школьному обучению....

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...