Логоритмика,как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников
материал

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений».

   

Цель сегодняшней нашей встречи – познакомить вас с элементами методики проведения коррекционных логоритмических занятий с дошкольниками с нарушениями речи.

Мы не всегда понимаем, что логоритмика – это «гимнастика ума»!

Поэтому свой  мастер-класс мне хотелось бы начать с таких строк:

Слышать, видеть, понимать

И пространство ощущать.

Петь, дышать, играть ритмично –

Громко, тихо, высоко,

Низко, в темпе и легко.

Самому придумать что-то,

Изменяя ход игры.

Вот тогда достигнем цели –

Чистой речи детворы!

В арсенале логопедов, воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, скороговорки, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма.

Работая с дошкольниками с нарушениями речи, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Иногда у него не получается правильно повторить ряд танцевальных движений. Знакомая ситуация?

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Сегодня мне хотелось бы предложить вам некоторые упражнения, речевые игры, танцевальные композиции, которые мы используем на логоритмических занятиях и которые дают положительные результаты в коррекционной работе с детьми.

Чтобы вам было проще сложить целостную картину работы в данном направлении, мы покажем упражнения, входящие в структуру логоритмического занятия на примере темы «Зима». 

Вводная часть (5-10 минут):

коммуникативные игры и упражнения; упражнения на различные виды ходьбы и бега.

Основная часть (18-20 минут):

дыхательная гимнастика; упражнения на развитие дикции и артикуляции; фонопедические упражнения (голосовые); мимические упражнения; упражнения на развитие основных сторон внимания;

пальчиковая гимнастика; слушание музыки; пение; логоритмические упражнения (координация речи с движением); музыкально-ритмические упражнения; упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Заключительная часть (5-6 минут):

релаксация (упражнения на расслабление мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения).

Итак, начнём!

Как правило, занятие мы начинаем с коммуникативных игр и упражнений, а именно – с приветствия.

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Упражнение «Здравствуй!»

Можно и по-другому поздороваться.

Упражнение «Здравствуй, солнце!»

Здравствуй, солнце золотое! 

(руки над головой, лучи)

Здравствуй, небо голубое!

(ладошки вверх над головой)

Здравствуй, вольный ветерок!

(руки машут над головой)

Здравствуй, маленький дубок!

(руки у груди в цветочек)

Здравствуй, утро!

(ладошка вправо)

Здравствуй, день!

(ладошка влево)

Нам здороваться не лень!

(руки к груди прижимают и разводят)

Я вижу, что после этих тёплых, искренних слов ваши лица стали более радостными, добрыми, светлыми, открытыми. Вот, оказывается, что может сделать слово! Как же хочется нашу радость, наше хорошее настроение кому-нибудь подарить!

Давайте пожелаем друг другу и всем гостям солнечного настроения и подарим каждому по лучику!

Танец «Каждому по лучику».

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Поэтому задания по обучению разным видам ходьбы и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

«Долго шли мы по дорожке».

Итак, мы познакомили вас с вводной частью логоритмического занятия. Переходим к основной части.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. Перед нами встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.

Упражнение на развитие дыхания (удлинение речевого выдоха) «Снежинки».

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Предлагаю залу поиграть с нами.

Давайте поймаем снежинку.

Погладим её.

Снежинка растаяла, осталась капелька воды – кулачки.

Стряхнули воду.

Снова поймали снежинку.

Давайте подуем на неё, на каждый лучик снежинки (дуют на каждый палец).

Посчитаем лучи (5 – вот связь с математикой).

Снежинки растаяли от нашего дыхания, осталась капелька воды.

Стряхнём воду.

Полюбуемся на снежинку (на слайде):

«Ах, снежинка!»

«Ах, какая снежинка!»

«Ах, какая прекрасная снежинка!»

«Ах, какая прекрасная, хрупкая снежинка!»

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Перед нами стоит задача: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

Упражнение на развитие звукообразование «Метель».

Метель гудит, в трубе шумит.

Очень страшно одному,

А метель все «у-у-у!»  да  «у-у-у!»

Показ рукой и голосом «завывание метели» (далеко – близко)

На логоритмических занятиях в игровой форме проводятся различные упражнения для губ, языка, челюстей. Артикуляционная гимнастика улучшает и совершенствует основные речевые движения.

Артикуляционная гимнастика «Катание на санках».

«Горка»

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит свернувшись.

В зубки нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок

И несёт он холодок.

«Мостик построим, мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Мимика - это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Мимическое упражнение «Толстячки и худышки» (снеговики и сосульки).

Встретились однажды во дворе Толстячки – Снеговички и Сосульки - Худышки…

Удивились Сосульки:

“Ах, какие вы толстые!”

(смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)

Рассердились Снеговички:

“Не такие уж мы и толстые!”

(хмурят брови, кривят губы, смотрят сердито)

Ещё больше удивились Сосульки:

“О, да вы ещё и сердитые!”

(округляют губы (как звук “О”), поднимают брови)

Ещё больше рассердились Снеговички:

“У-у-у! Мы действительно сердитые!”

(вытягивают губы трубочкой, сводят брови)

Сморщили нос Сосульки:

“Фи! Не хотим мы с вами разговаривать!”

(морщат нос, произносят слова с недовольством)

Скривили губы Снеговички:

“Пф! Ну и не надо”

(изображают на лице возмущение, кривят уголки рта)

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь – то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись.

А давайте и мы с вами слепим снеговика, предлагаю я детям! Что для этого нужно? (много снега). Снежинок так много, что можно скатать снежный ком (участники под музыку двигаются за логопедом, закручиваются «спиралькой», образуя «снежный ком»).

За кем ты стоишь? Перед кем ты стоишь? Между кем ты стоишь?

На развитие чего было направлено данное упражнение? (на развитие пространственной ориентации).

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.  Выражается это в том, что они, как правило, с трудом заучивают стихи, у дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слова.

Упражнение, направленное на развитие чувства ритма «Летит снежок».

Встаём в круг, в центре круга водящий, в руках у него снежок. Водящий поочерёдно бросает снежок всем играющим.

Летит снежок, летит к тебе,

Смотри, не прозевай.

Лови его, держи его,

И снова мне бросай.

На ком снежок остановился, выходит в круг, повторяет стихотворение и подкидывает снежок вверх (на каждую строчку 4 раза).

Снего – снего – снегопад,

Каждый очень – очень рад:

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки!

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции.

Танец «Саночки» или «Снежки».

Упражнения, направленные на координацию речи с движением, позволяют совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывают координированные действия во взаимосвязи с речью. А элементы самомассажа способствуют регуляции мышечного тонуса.

Координация речи с движением, самомассаж «Снеговик» (без музыкального сопровождения).

Раз - рука, два - рука,

(дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика.

(имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком –

(ладонями делают круговые движения по бёдрам)

Вот такой,

(разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком –

(растирают ладонями грудь)

Вот такой.

(показывают величину кома поменьше)

А наверх поставим мы,

(поглаживают руками щёки)

Маленький комок.

(соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел Снеговик-Снеговичок

(ставят руки в бока, повороты влево-вправо)

Очень милый толстячок!

Ввести героя – Снеговик.

На занятия по логоритмике мы обязательно вводим героя – это может быть изображение на слайде или игрушка, но особенно детям нравится, когда роль исполняет сам логопед.

Снеговик: «А вы мороза не боитесь?»

Предлагаю залу поиграть с нами.

Игра «А на улице мороз!»

Данная игра при разучивании развивает чувство ритма, внимание, т. к. нужно одновременно смотреть на педагога и вслушиваться в слова.

Снеговик: «Расскажите-ка, ребята, хорошо ли вам зимой?»

Игра, направленная на координацию речи с движением «А как? А вот так!»

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается нарушение артикуляционной, мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса мышц рук, ног и корпуса.

Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч), руки поставлены на пояс, тело напряжено.

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову — “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено).

Он к морозам привык.

Солнце припекает —

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит).

Тает, тает — да, да, да...

Будет талая вода.

Как нами было уже отмечено ранее, практически все логоритмические задания сопровождаются музыкой. Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Слушание музыки мы сопровождаем просмотром слайдов, что, по нашему мнению, вызывает ещё больший эмоциональный отклик у детей.

Переходим к заключительной части логоритмического занятия.

Вы, как практики, знаете, что бывает очень сложно перестроить детей из возбуждённого, приподнятого состояния в спокойное, чтобы продолжить работу дальше. Нам в этом помогает спокойная музыка, которую мы используем для релаксации.

Релаксация с шарфиками.

Систематичность проведения занятий по логоритмике ведёт к более успешному решению вопросов коррекционной работы, повышает результативность в усвоении практического материала, то есть срабатывает закон перехода количества в качество.

Проведение логоритмических занятий с элементами развлечения нравится нам и нашим воспитанникам больше всего, и мы считаем такую форму наиболее эффективной!

Рефлексия «Метод пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) - состояние духа.

Каким было сегодня мое преобладающее настроение,  состояние духа?

У (указательный)  -  услуга, помощь.

Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) - бодрость, физическая форма.

Каким было мое физическое состояние сегодня?

К сожалению, мы ограничены определёнными временными рамками, и смоделировать собственное логоритмическое занятие сегодня не предоставляется возможным. Поэтому весь предложенный вам практический материал мы представили в виде методических рекомендаций, которые помогут вам при разработке занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"

Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....

Презентация Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии....

"Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений"

влияние логоритмики для улучшения работы речевых нарушений детей дошкольного возраста...

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Тема: "Чудеса времен года".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9165227","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"404"}}]]...

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Рекомендации по проведению занятий.Правила ,структура проведения занятий,...

Логоритмика,как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников

Логоритмика,как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников...