Развитие речи детей 5-6 лет
статья (старшая группа)
«Развитие речи детей 5-6 лет»
«Совсем немного науки»
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО: овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим), обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы), развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения), развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия), знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей), развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Основные задачи речевого развития детей 5-6 лет
Задачи на развитие свободного общения с взрослыми и детьми:
-Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
-Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.
-Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
-Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:
-Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
-Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
-Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
-Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
-Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.
-Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.
-Воспитывать интерес к письменным формам речи.
-Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета):
-Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.
-Расширять представления детей о культуре речевого общения.
-Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
Достижения ребенка к концу учебного года
• Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
• Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
• Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
• Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
• Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.
Работа по развитию речи ребёнка в дошкольном учреждении осуществляется во всех видах деятельности.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
2. - составлению творческих рассказов
3. - составлению рассказов по картине, по серии картин
4. - пересказам
5. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
6. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
7. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, то занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».
8. И ещё учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее.
А дома? А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним. Что дома делать надо:
1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы: - Ты очень многое можешь! - Я помогу тебе. – Я радуюсь твоим успехам.
В заключении хотелось бы отметить, что сейчас проблема речевого развития ребенка очень актуальная, так как последствия проблем в речи могут сказаться на его учебе в школе. Поэтому мы как воспитатели рекомендуем посетить логопеда, который проведет диагностику речи ребенка и даст необходимые рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_v_kartinkakh.docx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...