Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию дошкольников.
методическая разработка
Работа по экологическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод макетирования | 208.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение. Ведь именно дошкольный возраст, по мнению многих ученых, является самым перспективным для закладывания и усвоения основ экологической культуры, связано это с высокой эмоциональностью детей. Опираясь на свой исследовательский рефлекс, присущий с рождения, дошкольники зачастую обращают внимание на предметы, происходящие явления, на которые взрослые не обращают внимание и просто проходят мимо.
Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают представители животного мира, которых они воспринимают как равных себе, сочувствуют и сопереживают им. Желая как можно больше узнать, ребенок задает множество вопросов животных. Все особенности познания окружающего мира природы детьми необходимо учитывать при организации образовательной деятельности. Изучая литературу по использованию нетрадиционных подходов в воспитании, моё внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи.
По мнению ведущих исследователей, Л.С. Выготского и Н. П. Поддъякова, используя макеты и деятельность с ними, мы находим возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы.
С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и
свободной детской активности (чтения художественных текстов,
продуктивной деятельности, сюжетной игры).
При реализации работы по использованию макетов я определила следующие задачи:
-организация предметно – развивающей среды,
-развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира,
-активизация творческих возможностей, творческого
самовыражения,
-развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и
творчества,
-привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.
Виды деятельности, в которых можно использовать макеты:
занятия по ознакомлению с окружающим и социальной
действительностью,
занятия по развитию речи,
дидактические игры,
занятия по ручному труду, конструирование и лепке,
сюжетно – ролевые игры, режиссерские,
самостоятельная игровая деятельность детей.
Несмотря на то, что макет является основой для речевого развития
детей, он должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета дети могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие.
Работу по использованию макетов я начала с младшей группы. При работе над проектом о диких животных был изготовлен макет леса.
Цель данного макета:
-обогащение и углубление представлений у детей о диких животных, расширение кругозора детей,
Задачи:
-развитие монологической и связной речи,
-активизация словаря,
-мелкой моторики,
-формирование навыка умения играть в коллективе, действовать сообща, слышать друг друга, совместно играть,
Воспитание в детях бережное отношение к природе, желание охранять и помогать ей, формировать осознанно - правильное отношение к представителям растительного и животного мира.
Работа по созданию макета, к которой обязательно приобщаются родители, так как эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия, проводится нами в несколько этапов:
1этап: предварительная работа.
В ходе этапа с детьми проводятся беседы о природе и ее объектах, проходит просмотр презентаций, рассматривание картин, иллюстраций, проводим наблюдения на прогулках, читаем художественную литературу и так далее. Таким образом, на первом этапе происходит обогащение личного опыта дошкольников, а так же сбор материала для создания макета.
2этап: изготовление основы будущего макета и наполнение предметным материалом. Для расширения игрового пространства макет леса был выполнен в разных плоскостях: горизонтальной и вертикальной.
Макет изготовлен из картонной коробки, обклеен бумагой. По бокам был приклеен нужный фон, распечатанный на цветном принтере. Были сделаны отверстия, которые обозначают «домики животных»: нора, берлога, дупло. Фигурки животных распечатаны на цветном принтере и заламинированы. Для развития мелкой моторики и для привлечения интереса детей фигурки животных были прикреплены к тесьме парами. Если потянуть за тесьму, зверюшки могли прятаться в домики.
Горизонтальное пространство наверху коробки знакомит детей с понятиями бурелом и опушка леса и изготовлено из бросового и природного материала.
Макет многофункционален, не статичен. Зелёные летние листики можно убрать и заменить разноцветными осенними, смоделировать зимний, летний лес.
3этап: активные игры в ходе образовательной деятельности.
Технология Триз один из главных принципов ТРИЗ – совместное творчество, где педагог старается уступить дорогу детям, идет вместе с ними и учится логике мышления.
Игра «Зачем в лесу Айболит?».
Игра «Кто лишний?»
Игра «Найди противоречия»
Чем свободнее и раскованнее будут дети на занятиях, тем больше успехов в творческом развитии можно добиться.
Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений
Значимость макета оказалось большой. В ходе детской игры животные оживали, начинали говорить, переносили детей в увлекательный мир природы.
Из опыта работы видно, что макетная деятельность способствует формированию у дошкольников стремления к гармоничному сосуществованию с миром природы, развитию познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективные методы и приемы работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы по экологическому воспитанию в младшей и средней группе...
Семинар "Разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому воспитанию детей"
Семинар-практикум по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»
представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.Это наиболее доступный способ предо...
Презентация "Нетрадиционные формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников"
Познакомить педагогов с нетрадиционной формой и методом работы по экологическому воспитанию....
ГМО на тему " Инновационные методы и технологии в организации экологического воспитания дошкольников"
План проведения заседания ГМО №4 .Тема выступления : "Экологические игры с применением технологии ТРИЗ"...
Консультация для педагогов: Методы и формы работы по экологическому воспитанию с дошкольниками.
Методы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к ...