Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности в ДОУ
методическая разработка (средняя группа)
Игровой набор " Дары Фребель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_dary_frebelya_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_dou.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности в ДОУ
Введение:
Актуальность :
Математика вездесуща, но мы не всегда отдаем себе в этом отчет. В
окружающем нас мире математика иногда незаметна, и ее можно проглядеть,
но, тем не менее она присутствует везде. Детям следует помочь обнаружить
присутствие математики в окружающем мире и овладеть искусством
решения задач. Обучение маленьких детей теснейшим образом связано с
игрой, манипуляциями с конкретными материалами, социальным
взаимодействием и речевым общением.
Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и основоположник
общественного дошкольного воспитания. Именно ему принадлежит идея
создания детских садов. Он считал, что каждый ребенок – это уникальная
личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих
потенциальных возможностей и верил, что игровые материалы – важные
средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних
потребностей детей. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру.
Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования,
кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал
образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля».
Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В
настоящее время встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля:
1 комплект: Мячики разного цвета.
2 комплект: Трехмерные фигуры.
3 – 6 комплект: Куб.
7 комплект: Плоскостные фигуры.
8 комплект: Палочки.
9 комплект: Дуги.
10 комплект: Точки.
11 комплект: Кубы и цилиндры.
12 комплект: Числа и дуги.
13 комплект: Сфера, цилиндр, призма.
14 комплект: Доска.
Пособия изготовлены из качественного натурального материала
(дерева), каждый образовательный комплект упакован в отдельную
деревянную коробку с номером.
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не
ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе
проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот
или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их
собственными заданиями.
Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные
математические концепции, манипулируя с конкретными г еометрическими
фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать,
сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические
цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия
(сложение и вычитание).
Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно
источником информации, а направляет и облегчает процесс познания,
стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в группе.
Чтобы создать ребенку условия для положительных эмоциональных реакций
от умственного труда взрослый должен показать положительный пример,
свою искреннюю заинтересованность в деятельности ребенка и организовать стимулирующее пространство для освоения различных знаний об окружающем мире.
Математика – это абстрактная система, но в, то, же время маленькие
дети думают очень конкретно. Следовательно, им должна быть
предоставлена возможность изучать математические отношения через
манипуляцию конкретными предметами, то есть они должны играть с
разнообразными материалами, которые они могли бы сортировать и
пересчитывать. Взрослые помогают детям строить и понимать
математические понятия. Во время игр с Дарами Фребеля образовательная
деятельность строиться на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, ребенок сам выбирает направление игры. Создаются условия для
позитивных, доброжелательных отношений между детьми.
Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста, педагог.
Цель : развитие у детей интеллектуальных способностей.
Задачи:
- Создавать эмоциональное благополучие ребенка через эмоциональное
взаимодействие взрослого и ребенка во время игровой деятельности,
предполагающее уважение к личности ребенка, его интересам и
потребностям, положительную оценку результатов его деятельности.
- Поддерживать индивидуальность и инициативность ребенка путем
предоставления выбора игрового материала, вида деятельности с
игровым набором, возможность играть с «Дарами Фребеля» в
самостоятельной деятельности.
Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных
ситуациях, когда в процессе совместной деятельности со взрослым или
сверстником ребенку необходимо найти способы выхода из
проблемной ситуации.
- Знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов,
размером.
- Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать.
- Развивать познавательные процессы восприятия память, внимание,
воображение, творческие способности.
Стратегия и механизмы :
1 этап – подготовительный – 1 неделя.
Мониторинг развития детей по формированию элементарных
математических представлений в средней группе.
Диагностико-игровая беседа.
Игры с использованием материалов Ф. Фребеля
Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет
моделировать важные понятия не только математики, ни и информатики:
алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить
высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и другими. Подобные
игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников
простейших логических структур мышления и математических
представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем
основами математики и информатики. Одна из образовательных целей
использования дидактических материалов Ф. Фребеля: научить
дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение
выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно
обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти
одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному,
двум или трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
В этом методическом пособии представлены разные виды упражнений и игр.
Вы можете использовать эти игры в той форме, в которой они представлены,
а также дополнить их собственными заданиями. На первоначальном этапе
старайтесь избегать слишком сложных заданий: формирование
мыслительных навыков и приобретение тех или иных умений должно
приносить радость. Когда мыслительные приёмы уже сформированы, их
можно применять и для решения сложных задач.
Подбор методической литературы и дидактических игр.
2 этап - основной – учебный год.
Проведена работа согласно перспективного планирования с учетом
интереса детей. Благодаря мобильности пособие гармонично вписывается в
образовательную среду, легко переносится, поэтому игры можно проводить в
групповом помещении, в спортивном зале, на игровом участке.
Образовательные ситуации: игры
Перспективное планирование создано с учетом наиболее существенных
дидактических принципов:
1. Информативность. В нем предусмотрена разнообразная тематика
использования игровых средств из набора с учетом активности детей
во взаимодействии с предметным окружением.
2. Последовательность. Перспективное планирование составлено с
учетом усложнения программных задач. На первом этапе дети
знакомятся с игрой, на последующих этапах усложняется содержание и
условия игры, на заключительном этапе дети играют самостоятельно.
Во время проведения игр воспитатель использует различные мотивации к
поиску решения проблемы:
- Помоги герою – дети должны помочь известному персонажу сказок.
- Помоги мне – здесь мотивом является общение со взрослым,
стремление получить одобрение.
- Научи меня - основан на желании ребенка чувствовать себя знающим
и умеющим.
Возможно использование современной педагогической технологии
интеграции педагогического процесса. Игры из игрового набора «Дары
Фрёбеля» интегрируются в игры с использованием мягких модулей. Кроме
того, интеграция происходит на уровне переплетения задач, решаемых во
всех пяти образовательных областях.
В процессе игр с использованием набора «Дары Фребеля» постоянно
возникают проблемные ситуации. Проблемное, ориентированное на
самостоятельную, исследовательскую работу ребенка, обучение создает поле для развития способностей видеть загадки и вопросы там, где другим все кажется очевидным. Ребята постоянно решают задачи, у которых не одно, а несколько правильных решений, т.е. задачи дивергентного типа.
Работа педагога (воспитателя) заключается в следующем:
Педагог предоставляет детям разнообразные материалы и создаёт ситуации,
которые дают им неограниченные возможности взаимодействия с
окружающим миром. Лучше всего дети учатся, когда делают что-либо
самостоятельно. Им необходимо самим выяснять, пусть с помощью проб и
ошибок, как именно устроен мир. Изученные понятия хорошо закрепляются
с помощью активных упражнений. Например, такое понятие, как
регулярность/нерегулярность структуры ребёнок может усвоить, переплетая
разноцветные нити, чередуя цвета; нанизывая на нитку бусины – синяя,
жёлтая, синяя, жёлтая, синяя.
Педагог внимательно наблюдает за тем, как дети работают с
материалами. Такое наблюдение помогает ему определить, какие задания
следует давать детям, исходя из их интересов, какие у детей есть
специфические потребности, какие у детей стили восприятия. Точно так же
педагогу следует отмечать, к каким материалам дети явно не проявляют
интереса, стараться выяснить причины его отсутствия и разнообразить игры
и задания к этому материалу.
Педагог задает детям открытые вопросы, что помогает детям
продолжать исследовать и узнавать новое. Открытые вопросы предполагают
более одного «правильного» ответа. Они также позволяют понять
мыслительный процесс ребёнка. Вопросы-ответы помогают развивать не
только мышление, но и речь ребёнка. Если воспитатель в группе часто задаёт
вопросы, дети тоже начинают о многом спрашивать. Развитие мышления
имеет гораздо большее значение для образования, чем запоминание
фактической информации.
Педагог даёт детям время на обдумывание того, что они делают. Это
позволяет им лучше усвоить вводимое понятие. Воспитатель отводит время
на вопросы и ответы и на самостоятельное выражение мыслей.
Педагог обсуждает с детьми все сделанные выводы и заключения, как
верные, так и не совсем. Часто обсуждение идеи, которая в результате
оказывается неверной, приносит больше пользы, чем обсуждение верного
ответа.
Как и дети, педагог пробует новые материалы и новые пути
использования старых материалов. Он предлагает детям новые занятия,
чтобы приучить их активно пробовать новое.
Педагог общается и играет с детьми. Он разделяет их стремление
узнать новое и проявляет интерес ко всему, что дети делают и исследуют.
Когда присутствие педагога не нужно, дети самостоятельно управляют
процессом познания.
- 3 этап заключительный
Выступление на МО.
Трансляция результатов на методическом часе в ДОУ.
Создание картотеки игр.
Развивающие игры с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей 4-5 лет.
Образовательная область: «познавательное развитие»
- «Одного поля ягоды»
Задачи: Развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности.
- «Космос»
Задачи: Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- «За окном»
Задачи: Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству.
- «В лес»
Задачи: Становление эстетического отношения к окружающему миру природы,формирование у детей интереса к изобразительному творчесту;развитие первичных представлений о разнообразии мира природы(на примере леса).
- «Ритмические рисунки»
Задачи: развитие музыкальной деятельности; элементарное музыкальное творчество; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности.
«Речевое развитие»
- «Я-змея»
Задачи: Обогащение активного словаря,формирование грамматически правильного строя речи;развитие коммуникативных навыков;формирование навыков работы в группе.
- «Путаница»
Задачи: Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения.
«Социально-коммуникативное»
- «Вверх дном»
Задачи: Усвоение норм ,принятых в обществе, формирование безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.
- «Золушка»
Задачи; Развитие интереса к совместным играм,формирование представлений о свойствах объектов окружающего мира(цвете,размере,форме).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и применение игровых заданий с использованием учебно-методического пособия «Дары Фребеля» в образовательной деятельности по познавательному развитию старших дошкольников
По ссылке ниже представлены материалы Всероссийской онлайн-конференции «Практика развивающего дошкольного образования: инновационный педагогический опыт» :!!! https://www.youtube.com/watch...
Использование игровой технологии «Дары Фребеля» в совместной деятельности с детьми.
Использование игровой технологии "Дары Фребеля" в совместной деятельности с детьми. Диссеминация опыта....
Мастер-класс для педагогов " Использование игрового набора Дары Фребеля в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс проведен в рамках профессионального конкурса "Воспитатель года 2020"...
Из опыта работы: презентация «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:•Познакомить пед...
Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...
Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности в ДОУ
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...
Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....