Рабочая программа музыкального руководителя.
рабочая программа (подготовительная группа)

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya._r._p._logo._gruppy.docx76.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

№ П/П        РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ                                                 страница                      

1.        Пояснительная записка                                                                         2

2.        Целевой раздел рабочей программы        

2.1        Цель рабочей программы.                                                                        5

2.2             Основные задачи реализации образовательной области

               «художественно - эстетическое развитие».                                             6                                                  

2.3           Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

2.4        Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.                                        8

2.5        Характеристика детей с общим недоразвитием речи.                           9

2.6        Особенности детей с заиканием.                                                            10

2.7        Диагностика дошкольной образовательной деятельности.                                                                            

3.        Содержательный раздел рабочей программы        

3.1        Связь с другими образовательными областями                                    14

3.2        План взаимодействия  специалистов ГБДОУ                                       16

3.3        План взаимодействия с родителями воспитанников ГБДОУ              17

3.4        Перспективный план праздников и развлечений

                по музыкальной образовательной деятельности

                на 2020 – 2021 учебный год.                                                                    19

4.        Организационный раздел рабочей программы        

4.1        Организация предметно-пространственной среды

                 для музыкального развития детей.                                                         22

4.2        Описание организации музыкального образовательного процесса.    23

4.3        Учебный план.                                                                                           25

4.4        Циклограмма объёма работы музыкального руководителя.                 27

4.5           Программно – методическое обеспечение образовательного

                процесса                                                                                                     28

4.6        Список литературы                                                                                   28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитательно - образовательной деятельности музыкального руководителя ГБДОУ детского сада № 12 комбинированного вида составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

Основной базой рабочей программы являются:

  • Законом РФ «Об образовании»,
  • Приказом № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13» утв.   Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г. № 26
  • Нормативно - правовые документы и локальные акты ГБДОУ № 12 согласно Положения о рабочей программе педагогов ГБДОУ № 12.
  • Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 12 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга.
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 12 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга.

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В. М. Бехтерев.  Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ГБДОУ осуществляется с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва, «Мозаика-Синтез» 2011 г. Программа «От рождения до школы» задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных педагогический технологий.

        На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости общеобразовательной программы дошкольного образования и парциальных программ с целью построения комплексной развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание вышеперечисленных программ. После проведенного анализа было определено, что программа «Ладушки» под редакцией И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству. Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ГБДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет.

Система принципов подбора репертуара, разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.

      Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально – образной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями и навыками. Рабочая программа рассчитана на один год, который длится с 1 сентября по 31 августа.

        В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному развитию, содержание и организация образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшей и подготовительной к школе группах компенсирующей направленности и для детей с тяжелыми нарушениями речи (заикание).


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ рабочей программы:

Cоздание условий для развития музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста в контексте формирования основ базовой культуры личности

ЗАДАЧИ:

  • развитие музыкально – художественной деятельности,
  • развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса, совершенствование умений в этом виде деятельности
  • приобщение к музыкальному искусству, формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
  • формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
  • обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
  • приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
  • развитие внутренних психических процессов, творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности
  • развитие речи.
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ:

  • соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка        
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;                                                                      
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
  • принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.

Основными методологическими подходами к формированию программы являются: культурно-исторический, личностный и деятельностный подход.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»

  • ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
  • развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
  • развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности, формирование музыкального вкуса;
  • развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;
  • помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;
  • развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;
  • развитие музыкально-сенсорного слуха детей;
  • расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;
  • обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.
  • развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
  • способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

Раздел «ПЕНИЕ»

  • формирование у детей певческих умений и навыков;
  • обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
  • развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
  • закрепление навыков естественного звукообразования;
  • развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона;
  • обучение пению с жестами.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

  • развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
  • обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
  • обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
  • развитие художественно-творческих способностей;
  • развитие музыкально-сенсорных способностей детей;
  • содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;
  • обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;
  • расширение навыков выразительного движения;
  • развитие внимания, двигательной реакции.
  • развитие эмоциональности детей.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

  • совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
  • становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
  • развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
  • знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
  • развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;
  • работа над ритмическим слухом;
  • развитие мелкой моторики;
  • совершенствование музыкальной памяти.
  • развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах;
  • формирование устойчивого интереса к импровизации;

На музыкальных занятиях наряду с общеобразовательными задачами решаются СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Развитие певческих навыков (укреплять костномышечный аппарат, развивать дыхание, развивать артикуляционный аппарат);
  • Формировать просодические компоненты речи, развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй и связную речь.
  • Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность
  • Развитие речи посредством пения и движения;
  • Развитие двигательных навыков, крупной и мелкой моторики, правильной осанки, зрительно – пространственной координации;
  • Формирование в процессе музыкальной деятельности различных видов познавательной деятельности;
  • Формирование в процессе музыкального воспитания пространственных и временных представлений;
  • Управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально – волевых качеств личности.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ:

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы он не завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок. Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их как можно более красивыми, соответствующим воспринятым этическим нормам.

Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной деятельности и появлением сложных компонентов в системах художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки, возникает интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, в музыкальных импровизациях появляются законченная мелодия и форма.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.

Ребенок 5-6 лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Продолжает совершенствоваться речь. Совершенствуется грамматический строй речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика.  Развивается связная речь. Развивается интонационная выразительность речи.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Планируемые результаты к концу учебного года:

Развитие музыкально-художественной деятельности:

- внимательно слушает музыкальное произведение, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно определяет ее настроение;

- воспроизводит в движениях характер музыки, владеет основными и танцевальными движениями;

- выразительно и музыкально исполняет несложные песни;

- участвует в музыкально игре-драматизации, легко решает простые ролевые задачи, следит за развитие сюжета.

Приобщение к музыкальному искусству:

- определяет общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр), динамику развития музыкального образа;

- может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, творчески проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ:

Возраст 6-7 лет - это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Планируемые результаты к концу учебного года:

Развитие музыкально-художественной деятельности:

- внимательно слушает музыкальное произведение, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно определяет ее настроение;

- имеет представление о жанрах и направлениях классической и народной музыке, творчестве разных композиторов;

- воспроизводит в движениях характер музыки, владеет основными и танцевальными движениями;

- выразительно и музыкально исполняет песни;

- активен в театрализации, где включаются ритмо - интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывании.

Приобщение к музыкальному искусству:

- определяет общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр), динамику развития музыкального образа;

- может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, творчески проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ:

В структуре общего недоразвития речевого развития на первый план выступает слабость коммуникативной функции речи. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть в структуре нарушения коммуникативной деятельности в целом (с присущей ей мотивами и потребностями, речевыми и не речевыми средствами, целевыми и контрольными моментами). Кроме того, у этих детей не формируется в достаточной степени словесная регуляция деятельности. Речь почти не включается в процесс деятельности, не оказывает на неё должного организующего и регулирующего влияния. Слабость планирующей функции приводит к потере, изменению замысла, соскальзыванию на знакомые по обучению действия, стереотипные игровые сюжеты и пр. У детей с диагнозом ТНР ОНР имеется общее расстройство психологического развития. В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно - пространственные навыки и двигательную координацию, также часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ:

Первоначальное развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у не заикающихся сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте года, фраза к двум годам. Заикание появляется в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырёх лет.

В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с лёгкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда переход от общения в ситуативной наглядности к чисто словесным формам происходит недостаточно постепенно с ненормируемой активизацией этого процесса. Ребёнок овладевает речью в общении с окружающими его людьми. При этом взрослые довольно часто не задумываются над содержанием и построением своей речи в общении с детьми. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, «подстёгиваемое родителями»: всяческое поощрение сложных недетских оборотов речи, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, в случаях, когда воспитание ведётся без учёта особенностей нервной системы, состояния возбудительных и тормозных процессов ребёнка. Заикание, возникшее в результате перенесённой психологической травмы, наблюдается гораздо реже, чем принято думать.

Заикание обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращённой к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребёнка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми разного возраста, в коллективе или с единичными собеседниками. Вне общения ребёнок полностью освобождается от прерывистой речи. Он вовсе не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре.

Проявление заикания связано с тем, что детей начинает затруднять построение речи. Они не всегда могут быстро и точно подобрать нужные для ответа слова, иногда в момент высказывания не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный запас знаний и представлений.

Даже при наличии нормального объёма активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речи речь заикающегося изобилует вставными словами и звуками: «ну», «вот», «как его», «и», «э» и др. В самостоятельных развёрнутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательны. Подробно описывая малозначащие детали, они упускают главную мысль. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими не заикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается клоническими, тоническими или смешанными судорогами и сопутствующими или насильственными движениями (подёргиванием век, миганием, постукиванием пальцев, притопыванием и другими движениями). Страх речи в дошкольном возрасте встречается крайне редко.

Наряду с особенностями речи у заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучёт точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Всё это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости, ведёт к различного рода ошибкам при выполнении заданий.

Некоторые из указанных особенностей свойственны и не заикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У заикающихся детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, пониженная саморегуляция деятельности.

У всех детей в группе проявляется тоно - клоническое заикание, средней и тяжёлой степени выраженности. Судороги смешанного вида, преимущественно: дыхательно - артикуляторные, дыхательно - голосовые. Особенно судорожность речевого аппарата наблюдается в формах неподготовленной речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картине, в беседе, в пересказе текста. При чтении стихотворения, во время отражённой, сопряжённой и шёпотной речи судороги менее значительные.

У детей не сформирована речевая дыхательная функция. В речи наблюдается аритмичное дыхание, ребёнок производит дополнительный вдох после первого звука, слога, произносимого слова. Речь характеризуется ускоренным темпом дыхания, вдох укороченный или слишком глубокий, с поднятием плеч. У воспитанников характер выдоха не соответствует в норме количеству слов в произносимой фразе: для детей 5 - 6 лет четыре - пять слов, для детей 6 - 7 лет – пять - шесть слов во фразе с учётом предлогов, союзов. Укороченный выдох (делает дополнительный вдох во время произнесения фразы); слишком быстрый вдох после первого слова во фразе или даже первого слога, звука. Тип дыхания носит характер поверхностного верхнеключичного.

Характер общительности у большинства детей носит неустойчивый характер с проявлениями негативизма, часто требуется стимуляция со стороны взрослого.

Степень подражательности часто не полная иногда отказ от подражания.

У большинства детей нарушение моторики: моторная напряжённость, либо расторможенность. У большинства во время речи наблюдаются сопутствующие движения (притопывания ногой, закидывание головы назад и т. д.); эмболофразии: «а», «вот». В целом у детей с заиканием наблюдаются особенности эмоциональной сферы, это проявляется в неадекватности эмоциональных реакций: у одних повышенная эмоциональная лабильность, у других снижение эмоциональных реакций. Часто проявления заикания напрямую зависят от эмоционального состояния ребёнка в момент речи.  

По отношению к своему дефекту дети делятся на несколько групп: не фиксирует внимание на своей речи, не замечает судорог; замечает судороги, но не переживает их наличие, переживает по поводу своего дефекта.

ДИАГНОСТИКА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Система диагностики развития детей позволяет осуществлять оценку динамики достижений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Диагностика проводится 3 раза в году, в период с сентября по май. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы   и влияние коррекционно - образовательного процесса, организуемого в дошкольном  учреждении,  на  развитие  ребенка. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Основным методом диагностики является – аутентичная оценка. В ее основе лежат следующие принципы: она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников. Аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить, а родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Задачи мониторинга:

  1. Получить информацию об уровне музыкального развития, психических процессов и их соответствие возрастным возможностям каждого воспитанника.
  2. Планирование музыкально – развивающей деятельности на основании данных мониторинга с учетом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.
  3. Оптимизации работы с группой детей.
  4. Создание условий для успешного эстетического и личностного развития детей (развивающая среда).

В процессе диагностики музыкального развития исследуются интеллектуальные и личностные качества ребенка. Данные о результатах диагностики заносятся в диагностические карты в рамках образовательной программы. Содержание диагностики тесно связано с реализуемой рабочей программой. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей - проводит педагог-психолог). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Критерии оценки:

3 балла – (высокий уровень) ребенок самостоятельно и без ошибок выполнил задание.

2 балла – (средний уровень) ребенок допустил 1 - 2 ошибки.

1 балл – (низкий уровень) ребенок допустил более 3 ошибок.

На основании суммы данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель по формуле: средний показатель = сумма баллов / количество заданий в диагностике.

(Приложение № 1 «Диагностика дошкольной образовательной деятельности на 2020 – 2021 учебный год»)

ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «музыкальное воспитание»

НАПРАВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА

ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ

МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА

Художественно - эстетическое развитие «музыкальное воспитание».

Воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – логопед,   педагог – психолог.

Сентябрь

Январь

Май

Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, диагностические задания, игровые диагностические задания.

Уровень освоения программы «Ладушки»

Музыкальный руководитель

Сентябрь

Январь

Май

 

Беседа; специальные педагогические пробы; наблюдение за свободной деятельностью детей.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

 СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Социально-коммуникативное развитие

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Использование музыкальных произведений для формирования представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится. Устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

Познавательное развитие

Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Речевое развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания раздела «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

Физическое развитие

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание. Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

Включение музыки в образовательную деятельность педагогами и специалистами ГБДОУ для оптимизации и обогащения образовательного процесса. 

ФОРМА ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

ПЕДАГОГА

АКТИВНАЯ

  • познание
  • игровая
  • музыкально-художественная
  • двигательная
  • коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

ПАССИВНАЯ

  • трудовая
  • познание
  • продуктивная
  • восприятие художественной литературы
  • коммуникативная

Педагог использует музыку как фон к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы на втором плане

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах:

ВРЕМЯ ЗВУЧАНИЯ

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ 
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН

8:00–8:30

Утренний прием, гимнастика

Радостно-спокойный, бодрый.

8:40–9:00

Настрой на образовательную деятельность

Уверенный, активный.

12:20–12:40

Подготовка к дневному сну

Умиротворенный, нежный.

15:00–15:15

Подъем после сна

Спокойный, оптимистично-просветленный.

Взаимодействия специалистов ГБДОУ осуществляется через следующие формы работы: педагогические советы, просмотр и анализ открытых мероприятий, консультации, круглые столы, деловые игры, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические советы.

ПЛАН  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  СПЕЦИАЛИСТОВ  ГБДОУ:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

УЧАСТНИКИ

СРОК

Результаты музыкального обследования. Направления музыкально – развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

учитель - логопед

воспитатели

специалисты

сентябрь 2020 г.

май 2021 г.

Проведение ППС по обсуждению и планированию работы по реализации коррекционных задач.

учитель - логопед

воспитатели

специалисты

октябрь 2020 г. январь 2021 г.

май 2021 г.

Подготовка и проведение совместных праздников, вечеров досуга детей и родителей: «Родина слово большое, большое!», «День Матери», «К деткам ёлочка пришла», «Мы парни бравые», «Мама, мамочка я тебя люблю», «До свиданья, детский сад!»

музыкальный руководитель

воспитатели.

октябрь 2020 г.

ноябрь 2020 г. декабрь 2020 г.

февраль 2021 г.

март 2021 г.

май 2021 г.

Подготовка и проведение праздников, вечеров досуга и развлечений: «День Знаний», «Родина слово большое, большое!», «День Матери», «К деткам ёлочка пришла», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Мы парни бравые», «Масленица», «Мама, мамочка я тебя люблю», «Жаворонки», «Славим - павших и живых!», «До свиданья, детский сад!», «С днём Рожденья, Питер!»

музыкальный руководитель

воспитатели

учитель – логопед

специалисты

сентябрь 2020 г.

октябрь 2020 г.

ноябрь 2020 г. декабрь 2020 г.

январь 2021 г.

февраль 2021 г.

март 2021 г.

апрель 2021 г.

май 2021 г.

Консультирование педагогов по индивидуальной музыкально – развивающей деятельности детей в учебном процессе.

музыкальный руководитель

учитель – логопед

воспитатели

специалисты

в течение учебного года

Проведение логоритмических упражнений.

музыкальный руководитель

учитель – логопед

в течение учебного года

Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми по запросу логопеда

музыкальный руководитель

учитель – логопед

в течение учебного года

Консультации:

«Фоновая музыка в жизни детского сада»

«Использование музыкального материала на логопедических занятиях»

«Игры на развитие чувства ритма»

«Основные виды музыкально – дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии детей»

«Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости детей к прекрасному»

«Развитие активного словаря дошкольника в процессе восприятия музыки»

«Игры со звуками»

музыкальный руководитель

воспитатели

учитель - логопед

специалисты

в течение учебного года

Анализ совместной работы музыкального руководителя и воспитателей за учебный год. Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации воспитателям на летнее – оздоровительный период.

музыкальный руководитель

воспитатели

май 2021 г.

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:

 

ФОРМА РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Собрания

«Здравствуйте, это мы!». Организация музыкально-развивающей работы на 2019 - 2020 учебный год.

Итоги работы по музыкальному развитию воспитанников на конец учебного года

октябрь 2020 г.

май 2021 г.

Консультации

«Музыкальная аптека»

«В окружении звуков»

«Домашний концерт»

«Музыкальные игры в семье»

«Дети в мире природы и музыки»

«Роль гласных звуков в вокалотерапии»

«Развитие ритмических способностей у детей»

Индивидуальное консультирование в рамках консультационного дня

Рекомендации музыкального руководителя (по пройденному программному материалу)

в течение учебного года

Практикум

Открытый показ непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками по развитию связной речи.

апрель 2021 г.

Оформление информационных уголков в группах

«Музыкальная капель»

Задачи по музыкальному развитию детей

«Мы поём» (тексты песен)

Знакомство с музыкальными инструментами.

Игры и игровые упражнения для развития дыхания (сменная информация)

в течение учебного года

Праздники, развлечения, досуги.

«Родина слово большое, большое!»,

«День Матери»,

«К деткам ёлочка пришла»,

«Мы парни бравые»,

«Мама, мамочка я тебя люблю»,

«До свиданья, детский сад!».

октябрь 2020 г.

ноябрь 2020 г.

декабрь 2020 г.

февраль 2021 г.

март 2021 г.

май 2021 г.

Анкетирование

«Для эффективной организации работы по музыкальному воспитанию дошкольников в ГБДОУ»

октябрь 2020 г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД:

месяц

группа

ПРАЗДНИКИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ДОСУГИ

ответственные

название

сентябрь

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

1. Развлечение к Дню Знаний

2. Досуг «Путешествие по Санкт – Петербургу»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

1. Развлечение к Дню Знаний

2. Досуг «Путешествие по Санкт – Петербургу»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

октябрь

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

Праздник «Родина слово большое, большое!»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Праздник «Родина слово большое, большое!»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

ноябрь

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

Развлечение ко дню Матери дефиле «Эко - Мода»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Развлечение ко дню Матери дефиле «Эко - Мода»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

декабрь

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

1. Досуг «Щелкунчик. Сказочный балет»

2. Праздник «К деткам ёлочка

пришла»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

1. Досуг «Щелкунчик. Сказочный балет»

2. Праздник «К деткам ёлочка

пришла»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

январь

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

Музыкально – литературная композиция ко дню снятия Блокады Ленинграда

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Музыкально – литературная композиция ко дню снятия Блокады Ленинграда

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

февраль

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

Развлечение «Масленица»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Развлечение «Масленица»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

март

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

Праздничный концерт ко дню 8 марта «Мама, мамочка, я тебя люблю!»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Праздничный концерт ко дню 8 марта «Мама, мамочка, я тебя люблю!»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

апрель

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

1. Развлечение ко дню Птиц «Жаворонки»

2. Досуг «Цирк! Цирк! Цирк!»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

1. Развлечение ко дню Птиц «Жаворонки»

2. Досуг «Цирк! Цирк! Цирк!»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

май

Подготовительная к школе (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «заикание»)

1. Музыкально – литературная композиция ко дню Победы «Мы помним»

2. Праздник «До свиданья, детский сад»

3. Досуг «С днём Рожденья, Питер!»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Старшая  (компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

1. Музыкально – литературная композиция ко дню Победы «Мы помним»

2. Праздник «До свиданья, детский сад»

3. Досуг «С днём Рожденья, Питер!»

Воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.

Выделенные курсивом мероприятия, формируемые участниками образовательного процесса по петербурговедению.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Режим работы — пятидневный, с 7 00 до 19 00 с двенадцатичасовым пребыванием, с 8 00 до 18 00 с десятичасовым пребыванием детей в образовательном учреждении, выходные дни – суббота, воскресение.

Важным условием эффективности реализации программы является опора на следующие дидактические принципы:

  • Создание развивающей музыкальной среды.
  • Предоставление возможности каждому ребёнку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии в возрастными и индивидуальными возможностями.
  • Создание комфортных условий для музыкального развития детей.

Условием организации жизнедеятельности воспитанников в группах являются следующие режимы дня: адаптационный режим, щадящий режим, режим дня на холодный период года, режим двигательной активности.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкально-спортивного зала, групповых помещений и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Для осуществления музыкальной деятельности оборудован специальный музыкально - спортивный зал. Материально-техническая база музыкально-спортивного зала:

1. Мебель.

  • Стеллаж для атрибутов – 3.
  • Тумба – 1.
  • Стол письменный – 1.
  • Стулья (для взрослых) – 24.
  • Стулья (детские) – 32.
  • Стол (детский) – 1.

2. Музыкальные инструменты и мульти-медийное оборудование.

  • Фортепиано – 1.
  • Музыкальный центр – 1.
  • Мульти-медийная доска. – 1.
  • Магнитофон – 1.

3. Детские музыкальные инструменты.

  • Бубенчики – 3.
  • Бубенцы – 1.
  • Трещётки – 4.
  • Кастаньеты -1.
  • Гусли – 1.
  • Ксилофон – 3.
  • Металлофон (хроматические) – 5.
  • Ложки деревянные – 12.
  • Треугольник – 5.
  • Свирель – 7.
  • Колокольчик – 1.
  • Тамбурин – 2.

4. Детские музыкальные игрушки.

  • Барабан – 2.
  • Тамбурин – 2.
  • Бубен – 4.
  • Кастаньеты – 1.
  • Гусли – 1.
  • Арфа – 3.
  • Маракас – 3.
  • Бубенчики – 12.

5. Игрушки и атрибуты.

  • Кукла – 7.
  • Кукла-неваляшка – 1.
  • Матрёшка – 1.
  • Куклы для театра «би-ба-бо» - 7.
  • Декорации – 2.
  • Игрушка (мягкая) – 8.
  • Погремушки (ясельные) – 20.
  • Платочки – 25.
  • Листочки – 30.
  • Цветочки -17.
  • Султанчики (разные)– 56.

В детском саду в наличии детские и взрослые костюмы для осуществления театрализованной деятельности.  

Группы воспитанников имеют возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинет педагога-психолога, медицинский кабинет, музыкально – спортивный зал. В группах оборудованы музыкальные уголки, оснащенные музыкальными инструментами и нетрадиционным оборудованием для осуществления музыкальной деятельности. Работа всех специалистов скоординирована наличием единого тематического планирования.

ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ и СРЕДСТВА

художественно – эстетического развития

ФОРМЫ:

  1. Фронтальная непосредственно музыкальная деятельность (традиционная, тематическая, комплексная).
  2. Праздники, развлечения, досуги, музыкально – литературные композиции.
  3. Игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры).
  4. Музыка в других видах непосредственно образовательной деятельности.
  5. Совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли).
  6. Индивидуальная непосредственно музыкальная деятельность (развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах, творческие занятия).

СПОСОБЫ:

  1. Пение.
  2. Слушание музыки.
  3. Музыкально – ритмические движения.
  4. Музыкально – дидактические игры.
  5. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.

МЕТОДЫ:

  1. Наглядный – сопровождение музыкальной деятельности изобразительным искусством, показ движений.
  2. Словесный – беседы о музыке, музыкальной деятельности.
  3. Словесно-слуховой – пение.
  4. Слуховой – слушание музыки.
  5. Игровой – музыкально-ритмические и музыкально-дидактические игры.
  6. Практический – разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий, театрализованная деятельность.

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:

  1. Музыкальные инструменты, детские музыкальный инструменты.
  2. Музыкальное искусство и фольклор.

Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей:

  1. Вводная часть. 

Музыкально-ритмические упражнения.         

Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

  1. Основная часть. 

Слушание. Восприятие музыки.

Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с музыкальным руководителем и воспитателем.

Музыкально-ритмические упражнения.

Цель: развитие навыков танцевальных движений, выразительно и ритмично двигаться в соответствии характером музыки.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

  1. Заключительная часть.

 Музыкально-ритмическая игра.

Цель: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает музыкальную память, слух.

Занятие                                            

                                                         

                           

               раздел          

       программы

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

музыкально-ритмические упражнения

слушание

пение

танец

музыкально-ритмическая игра

музицирование

распевание

пение

(Приложение № 2 «Ежедневное календарное планирование музыкальных занятий на 2020 – 2021 учебный год»)

Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой стороны, средством коррекции мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса, а также темпа и ритма речи.

В музыкальную образовательную деятельность для коррекции недостатков в речевом развитии детей включены элементы логопедических чистоговорок и песенок, метроритмических пульсаций, и мелодекламации чистоговорок, потешек, стихов и речевок, способствует правильной артикуляции  и автоматизации при произнесении звуков речи, развития чувства ритма, голоса, формированию правильной интонации (просодики).Разучивание текстов сопровождается простукиванием, протопыванием, щелканьем и другими ритмичными движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок.

Работа в этом направлении построена на системе освоения звуков русского языка. Материал подобран с учетом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Уже поставленные звуки логопедом автоматизируются сначала в слогах, затем словах и разных видах развернутой речи, насыщенных автоматизируемым звуком:

  1. Отрабатывается произношение гласных звуков.
  2. Автоматизация в слогах и словах гласных со свистящими согласными.
  3. Автоматизация в слогах и словах гласных с шипящими согласными.
  4. Дифференциация свистящих и шипящих согласных.
  5. Автоматизация в слогах и словах гласных с аффрикатами.
  6. Дифференциация свистящих и шипящих согласных и аффрикат.
  7. Автоматизация в слогах и словах гласных с сонорами.
  8. Автоматизация в слогах и словах гласных с йотированными звуками.

(Приложение № 3 «Еженедельное календарное планирование логоретмических упражнений.» на 2020 – 2021 учебный год»)

группа

месяц

звук

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ходьба, маршировка в разных направлениях

Метроритмические цепочки

(упр. формирующие чувства музыкального размера «метра»)

Рече-ритмические игры (упражнения с музыкальными инструментами и нетрадиционным игровым оборудованием, звучащими жестами, пением)

Логопедические распевки

Музыкально – ритмическая игра (формирование у ребёнка чувство музыкального ритма в движении «хороводы»)

речевой материал

задачи

УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

В группах с сентября по май (включительно) объем образовательной нагрузки проводится в соответствии рекомендаций СаН П и Н:

Реализация раздела «Музыка» предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности.

ФОРМЫ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Организованная музыкальная образовательная деятельность, музыкально-развивающая деятельность.

Логоритмика,

индивидуальная работа.

Игры в групповых музыкальных   уголках,

музыкально – дидактические игры.

Консультации,

открытые занятия,

праздники, развлечения, досуги.

ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Возраст

Продолжительность развивающей деятельности (длительность условного учебного часа в минутах)

Объем образовательной нагрузки в неделю/месяц

Объем образовательной нагрузки в год

Непрерывная образовательная       деятельность

Праздники. Развлечения, досуги.

Непрерывная образовательная деятельность (количество в неделю)

Праздники, развлечения, досуги, (количество в месяц)

Логоритмические

упражнения

(количество в месяц)

Непрерывная образовательная деятельность (количество занятий в год)

Подготовительная к школе группа № 2

30 минут

40 - 55 минут

2

1

3

72

Подготовительная к школе группа № 3

30 минут

40 - 55 минут

2

1

3

74

Старшая группа № 9

25 минут

35 - 40 минут

2

1

3

72

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

  • интеграция образовательных областей

  • проведение специалистами различных форм культурно – досуговой деятельности

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса

  • наличие музыкальных уголков в групповом помещении

  • тесное взаимодействие с родителями воспитанников

ЦИКЛОГРАММА ОБЪЁМА РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

День недели

Образовательная развивающая работа

Индивидуальная развивающая работа

Взаимодействие с другими специалистами развивающего процесса

Работа с документацией, музыкальным материалом, подготовка к занятиям

Консультационная

работа с родителями

понедельник

30 минут развивающая работа

1 час индивидуальная развивающая работа

20 минут с  воспитателями групп, специалистами ГБДОУ

25 минут

вторник

30 минут развивающая работа

55 минут Консультирование и оказание практической помощи                воспитателям и специалистам ГБДОУ

40 минут

30 минут  индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей, индивидуальное консультирование, беседы.

среда

1 час развивающая работа

1 час индивидуальная развивающая работа

10 минут с  воспитателями групп, специалистами ГБДОУ

25 минут

четверг

30 минут развивающая работа

20 минут индивидуальная развивающая работа

25 минут Консультирование и оказание практической помощи               воспитателям и специалистам ГБДОУ

50 минут

30 минут  индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей, индивидуальное консультирование, беседы.

пятница

30 минут развивающая работа

30 минут индивидуальная развивающая работа

25 минут Консультирование и оказание практической помощи                воспитателям и специалистам ГБДОУ

1 час 10 минут

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие» по ФГОС ДО

 «Музыкальное воспитание»

ПРОГРАММЫ

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева 

Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» под редакцией И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.

Педагогические методики и технологии

Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» под редакцией А. И. Буренина.

Методическое пособие «Музыкальное воспитание в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной.

Методическое пособие «Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет» Т. А. Рокитянская.

Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений «Этот удивительный ритм» (развитие чувства ритма у детей). И. М. Каплунова, И. А.  Новоскольцева.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н. В. Нищева. – Санкт – Петербург, «Детство – пресс» 2015 г.
  2. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» под редакцией И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. – Санкт – Петербург, «Невская нота», 2015г.
  3. Конспекты музыкальных занятий в старшей группе «Праздник каждый день» под редакцией И. Каплунова, И. Новоскольцева. – Санкт-Петербург, «Композитор – Санкт-Петербург», 2008 г.
  4. Конспекты музыкальных занятий в подготовительной к школе группе «Праздник каждый день» под редакцией И. Каплунова, И Новоскольцева. – Санкт-Петербург, «Композитор – Санкт-Петербург», 2008 г.
  5. Дополнительный материал в подготовительной к школе группе «Праздник каждый день» под редакцией И. Каплунова, И. Новоскольцева. – Санкт-Петербург, «Композитор – Санкт-Петербург», 2008 г.
  6. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» под редакцией А. И. Буренина. - Санкт-Петербург, «Композитор – Санкт-Петербург», 2000 г.
  7.  «Музыкальное воспитание в детском саду» Учебно – методический комплект к программе «От рождения до школы» М. Б. Зацепина. – Москва, «Мозаика – синтез», 2016 г.
  8. Методическое пособие «Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет» Т. А. Рокитянская. – Москва, «Национальное образование», 2015.
  9. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений «Этот удивительный ритм» (развитие чувства ритма у детей). И. Каплунова, И Новоскольцева. – Санкт-Петербург, «Композитор – Санкт-Петербург», 2005 г.
  10. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова – Санкт-Петербург, КАРО, 2006 г.
  11. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений «Как у наших у ворот…» И. Каплунова, И Новоскольцева. – Санкт-Петербург, «Композитор – Санкт-Петербург», 2003 г.
  12. Методическое пособие «Музыкальное воспитание в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной - Москва, «Просвещение», 1981г.
  13.  «Праздник каждый день» аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий 1 старшая группа.
  14. «Праздник каждый день» аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий 2 старшая группа.
  15. «Праздник каждый день» аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий 3 старшая группа.
  16. «Праздник каждый день» аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий 1 подготовительная к школе группа.
  17. «Праздник каждый день» аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий 2 подготовительная к школе группа.
  18. «Праздник каждый день» аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий 3 подготовительная к школе группа.
  19. «Праздник каждый день» дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий аудиоприложение 1 подготовительная к школе группа.
  20. «Праздник каждый день» дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий аудиоприложение 2 подготовительная к школе группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду

Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....

Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет

Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...

Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...

Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)

Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...