Музыка и физическое воспитание в детском саду.
статья

Ермолаева Наталья Ивановна

Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке и считывается динамическим состоянием тела - соинтонированием и пантомимическими движениями. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный и эмоциональный настрой у детей, активизирует их внимание, повышает выразительность движений. Влияя на физические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_fizicheskoe_razvitie.docx21.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

          УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

                        КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 

Тема:    «Музыка и физическое воспитание в детском саду»

                                                  (статья)

                                                                                                                            Составитель:

                                                                                                 Музыкальный руководитель:

                                                                                                                        Ермолаева Н.И.

                                                  Санкт – Петербург

                                                             2021

                    Музыка и физическое воспитание в детском саду

Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке и  считывается динамическим состоянием тела  -  соинтонированием и пантомическими движениями.
Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой у детей, активизирует их внимание, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребенка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.
Физические упражнения под музыку проводим в детском саду на утренней гимнастике, физкультминутке, физкультурных занятиях.

Цель:  -  охрана и укрепление здоровья,  развитие физических качеств,  формирование представлений о здоровом образе жизни.

 Задачи образовательной области «Физическое развитие»:

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

На музыкальных занятиях  формируются  двигательные активные умения и навыки детей.  В вводной части занятия проводятся всевозможные упражнения на укрепление мышц и развитие гибкости и пластичности. В конце занятия включаются  - танцы, игры, хороводы, танцевальное и игровое творчество.  Весь организм включается в движение, реагируя на звучащую музыку.  Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками,  дыханием  -  в пении; мышцами - в движении: разнообразных упражнениях и танцах.  На музыкальных занятиях важна осанка и осознанная работа мышц рук и ног. Тихая музыка - мелкое движение; громкое звучание - сильное, активное движение. Укрепляются отдельные группы мышц, увеличивается подвижность суставов.
На музыкальных  занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве, перестраиваться в пары, тройки и четверки; двигаться по кругу и в рассыпную; проходить в «воротики» и выполнять различные перестроения и упражнения на развитие «ритмопластики» и «пластического интонирования».  Чем активнее восприятие музыкального произведения, тем легче детям согласовывать движения с ритмом музыки.  

Использование танцевальных движений на физкультурных занятиях старших дошкольников:
Мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность, оказывающим оздоровительный эффект, влияющим на физическое развитие детей, расширяющим кругозор дошкольников являются  - танцевальные движения. Среди различных типов физкультурных занятий  в системе работы с детьми -  занятие -  на танцевальных движениях прочно заняло свое место. 

В  физкультурные занятия включаются комплексы движений из различных стилей танцев:  восточного, русского народного, морского, рок-н-ролла, классического, современного, ритмики  и т.д. В основу танцевальных упражнений входят простейшие элементы танцевальных стилей.  Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, объединяет все части занятия в единый сюжет, в связи, с чем увеличивается двигательная активность. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, потому и благотворно влияет на физическое развитие детей. Основные, базовые танцевальные движения полученные детьми на занятиях, становятся в дальнейшем основой для развития самостоятельной творческой двигательной активности. При построении занятия учитывается общая подготовленность, индивидуальные особенности детей, а также принципы подбора физических упражнений: функциональный, анатомический, физиологический. Целью проведения танцевальных  занятий в течение учебного года является: формирование правильной осанки у детей, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений; знакомство с искусствами разных национальностей, стилей; развитие эстетических чувств и поднятие эмоционального состояния. Дети с удовольствием посещают танцевальные занятия, что говорит о необходимости их проведения и в дальнейшем.

Ритмика  - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются, как средства более глубокого ее восприятия и понимания.  Ритмика - это  развития музыкальных способностей, а также пластичность и выразительность  движений.

 Цель ритмики:  -   состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

  • Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
  • Развивать основы музыкальной культуры.
  • Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
  • Учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка.          
  • 5.  Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении.
  • Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.

Виды ритмики  тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы.

  • Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
  • Из физических упражнений в ритмике применяются основные Движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).
  • В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.
  • Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельныеК первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д.

В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и др.).  Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Вертушки» (украинская народная мелодия), «Упражнение с лентами» (музыка В. А. Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрийская народная мелодия).  Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

Следующий вид ритмики — танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.

Музыкальная игра (третий вид ритмики)  - как разновидность игровой деятельности в детском саду — важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями — все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных — выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения).

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления).  В игре использовано также построение в круг (уменьшается и расширяется): дети идут к центру и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы.

Вывод:   -   Музыка  влияет  на  формирование  начальных  представлений  о  здоровом  образе  жизни, развивает  и  совершенствует  двигательные  умения  и  навыки  детей,  умение  творчески  использовать  их  в  самостоятельной  двигательной  деятельности,  развивает  физические  качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

Педсовет был представлен на муниципальном профессиональном конкурсе "Лидер в образовании". Цель - систаматизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста....

Физическое воспитание в детском саду

Физическое развитие детей является основой  полноценного развития ребенка....

презентация к педагогическому совету "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

Наше здоровье держится на трёх китах: - сердечно-сосудистая система, - дыхательная система, - иммунная система. Для поддержания своего здоровья, необходимо с самого детства уделять им большое внимание...

Проект по физическому воспитанию в детском саду.За здоровьем в детский сад

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...