Камнетерапия как средство оздоровления дошкольников
статья

Кулькова Галина Сергеевна

Камнетерапия - это частная форма арт-терапии. В статье описаны психотерапевтические упражнения с использованием средств камнетерапии для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАМНЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Камень как сильный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека еще с древности использовался в качестве целебной силы в лечении тела и души, в частности для терапии и профилактики психологических проблем. Психологи признают, что культ камня как прообраз камнетерапии обращается к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру создаваемых образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, он вызывает представления, убеждения, устремления, воспринятые через средства камнетерапии, способные захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большой мере определяется социокультурная ценность камнетерапии, ее воспитательная и преобразующая роль (Л.С.Выготский, Н.С. Широкова и др.)

     Камнетерапия – это частная форма арт-терапии, основным носителем которой является камень, включающая взаимодействие с камнем и устную речь, психологическое моделирование, творческое повествование, эмоциональное отреагирование в ходе процесса и с помощью результатов продуктивного художественного творчества, освобождающего эмоции ребенка, стимулирующего его экспрессивные способности.

     Арт-терапевтические  занятия, на которых основным материальным носителем является природный камень, можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущую в себе традицию из глубокой древности, продолжающую и развивающую ее в иных исторических условиях.

     К.Г. Юнг в начале ХХ века уделил особое внимание психотерапевтическим возможностям игр с камнем, которые он использует в качестве одного из методов работы «элементов сознания в подсознании», связанных с творческой жизнью, посредством отреагирования подавленных эмоций через обогащение сенсорного опыта.  Опыт, который таится в глубине бессознательного, может ожить в игре ребенка с камнем наряду с его личными знаковыми понятиями (К.Г. Юнг, 1961) Игры с камнем позволяют активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Ребенок «отрабатывает» свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис. С точки зрения аналитической психологии, происходит самолечение, самоисцеление ребенка. Спектр распространенных психологических проблем дошкольников чрезвычайно широк: низкая самооценка, конфликтные отношения со сверстниками, различные формы отклоняющегося поведения, информационные, нейропсихические перегрузки.

     Психотерапевтические упражнения с использованием средств камнетерапии, адекватные возрастным особенностям детей, выступают как оздоровительный фактор. Камнетерапия при правильном психолого-педагогическом подходе является средством всестороннего гармоничного развития ребенка и способствует:

  • укреплению здоровья детей дошкольного возраста;
  • совершенствованию психических функций развивающегося организма;
  • повышению физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.

Включение  элементов камнетерапии в занятия преследует решение следующих задач:

  • формирование мотивации к обогащению и дифференциации сенсорной информации моторного «чувствования» своего тела;
  • осознание ребенком своих чувств, переживаний, потребностей через конкретные образы и действия;
  • стимуляции активной деятельности ребенка с опорой на совершаемые действия.

     Использование средств камнетерапии способствует актуализации коммуникативной деятельности особого рода, познания в чувственных образах, передаваемых посредством образа, в образной форме. Специфика деятельности с камнем вовсе не состоит просто в познании на уровне чувственных образов и еще менее в переводе его на язык образов, которые в этом случае становятся символами. Камнетерапия направлена на творческое преобразование и совершенствование действительности  и самого себя. Ценность камнетерапии в коммуникативной деятельности и развитии личности, заключается именно в ее образовательном, воспитательном, общекультурном значении при актуализации духовно-эстетических и творческих сил человека.

     Камни – разноцветные, поэтому упражнения с ними можно использовать совместно с цветотерапией, как более изученным в психологии направлением (например, «Цветовой игротренинг» Погосовой Н.М.). Также камнетерапию можно совмещать с музыкотерапией, драматерапией, двигательной терапией, арттерапевтическими техниками. Ниже приведены примеры упражнений с камнями.

Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

  • Выберите понравившийся вам камушек, внимательно рассмотрите его, попробуйте заметить его особенность. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение — визуальное, слух — аудиальное, ощущение — кинестетическое).
  •   Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, монетку, яичко, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия.
  • Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания).

Упражнения дыхательной гимнастики

  •  Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т. е. производим «хватательные» движения.
  •  Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко.
  •  Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох — ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.
  • Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

  •  Поиграем с камешками в прятки?  Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони (повторить 3-4 раза)
  • Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком и т. д.(повторить 3-4 раза)

     Преимущество использования камнетерапии как оздоровительного средства неоспоримо, так как способствует приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений в ситуациях отреагирования, укрепления волевых качеств и психической устойчивости по отношению к трудностям, позволяет уменьшить количество страхов, скованность, легче переносить обиды, адаптироваться к новым условиям, психологически быть более готовым к обучению в школе.

Список использованной литературы

  1. Черняева А.В. Социокультурные и психологические предпосылки камнетерапии как объекта психической реальности // Журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований».—2012, - №7, -С.107-120.
  2. Копытин А. И., Свистовская Е. Е Арт-терапия детей и подростков. - М. : Когито - Центр, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ. Работа по самообразованию

В данной работе в 1 главе мы рассмотрим основные направления оздоровительной деятельности ДОУ, задачи, средства, принципы оздоровительной деятельности в условиях ДОУ, а во 2 главе будут приведен...

Музыка и гимнастика как средства оздоровления дошкольников.

Влияние художественной гимнастики на физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста....

Прогулка как средство оздоровления дошкольников.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значения для физического развития дошкольников. Прогулкая является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способству...

Экологический туризм как средство оздоровления дошкольников.

       «Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых лет жизни....

Экологический туризм как средство оздоровления дошкольников.

       «Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых лет жизни....

Презентация "КАМНЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Проблема раннего формирования культуры...