Мастер – класс: «Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»
материал
Мастер – класс: «Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_netraditsionnoe_risovanie_myagkaya_n.a.docx | 142.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад «Сказка»
Мастер – класс:
«Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»
Подготовила и провела:
Мягкая Надежда Алексеевна,
воспитатель
п. Ровеньки, 2019 г.
Цели проведения мастер-класса:
1. Презентация и распространение педагогического опыта.
2. Ознакомление педагогов с использованием нетрадиционных методов рисования.
3. Практическое знакомство педагогов с использованием нетрадиционных методов рисования.
Этапы проведения мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта.
2. Представление системы учебных занятий.
3. Проведение имитационной игры.
4. Моделирование.
5. Рефлексия.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию хотела бы представить мастер-класс на тему: «Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»
1. Презентация педагогического опыта.
1.1. Актуализация
В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев».
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Наблюдения и опыт работы с детьми в детском саду показал: рисование необычными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей положительные эмоции, создаёт ситуацию успеха у воспитанников, формирует устойчивую мотивацию к рисованию.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Любому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В нетрадиционном рисовании результат виден достаточно быстро, поэтому у ребенка появляется радость от законченной работы, и нет переутомления, что способствует формированию здоровья ребёнка.
1.2. Теоретическая часть
Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей. Творческий ребёнок, творческая личность – это результат образа жизни дошкольника.
В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К.Лепиков, Е.Разыграев, В.Бейер, а также зарубежные исследователи К.Риччи и Л.Тэдд подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е.Флериной и Н.Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т.Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
1.3. Характеристика воспитанников, обоснование результатов предварительной диагностики, прогнозируемое развитие воспитанников.
Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад «Сказка». На начальном этапе работы над опытом, была проведена стартовая педагогическая диагностика по выявлению уровня развития творческих способностей дошкольников в процессе рисования (по диагностической методике Т. С. Комаровой).
Результаты диагностики показали, что из общего количества диагностируемых детей высокий уровень развития творческих способностей у детей отсутствует, средний уровень – 57 % и низкий уровень составил 43 %
Результаты диагностирования на начальном этапе
Для решения выявленной проблемы послужила необходимость создания эффективной системы работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Прогнозируемые результаты: у детей дошкольного возраста повысится уровень творческих способностей, увеличится интерес к творчеству, самостоятельно научатся создавать художественные образы в рисунках и активно будут проявлять творчество и фантазию.
1.4. Характеристика основной идеи технологии.
Основная идея данной технологии заключается в разработке и создании таких условий, при которых дети будут осваивать художественные методы и приёмы через непринуждённый процесс рисования.
1.5. Описание достижений в работе.
Выстроена система работы по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей.
1.6. Результативность деятельности воспитанников, свидетельствующих об эффективности технологии. Определение проблем и перспектив в работе.
Результаты итоговой диагностики свидетельствуют о положительной динамике:
вторая младшая группа 2016-2017 г. - высокий уровень – 0 %, средний уровень- 57 %, низкий – 43 %.
средняя группа 2017-2018 г. - высокий уровень - 21%, средний уровень- 60%, низкий – 19 %.
старшая группа 2018-2019 гг. - высокий уровень -35 %, средний уровень-65 %, низкий – 0 %
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует:
- сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
- развитию связной речи, вниманию и усидчивости;
- развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы о позитивных результатах: работы детей стали содержательнее и интереснее, замысел богаче, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели страх чистого листа бумаги, и стали чувствовать себя маленькими художниками.
Проблемы в работе: является не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Перспективы в работе: повысить интерес детей к художественному творчеству, научить самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их, проявляют творчество и фантазию.
2. Система учебных занятий.
2.1. Описание системы учебных занятий.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, что оказывает положительное воздействие на здоровье, так как нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.
На первом этапе дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это рисование пальчиками, ладошкой, крупой, пряжей, воздухом, «монотипия». Дети осваивают один вид техники совместно с педагогом, и им предоставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике.
На втором этапе обучения дети знакомятся с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо смешивать краску с другими материалами (рисование воском), наносить один изобразительный материал на другой (рисование пластилином, мозаика). На занятиях дошкольники сравнивают различные виды техники, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными способами.
На третьем этапе используют смешанные техники в самостоятельном и коллективном рисовании (рисование пластилином и бросовым материалом, рисование по мокрому слою бумаги и цветным целлофаном). Дети развивают умение анализировать, комбинировать образы, общаться.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- Игра, которая является основным видом деятельности детей;
- Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- Оказание помощи
- Музыкальное сопровождение.
Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как всё легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художниками. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
2.2. Основные приемы, которые будут демонстрироваться слушателям.
Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков: кляксография с трубочкой, рисование жёсткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой рисование ладошкой, рисование пальчиками, рисование тычком, рисование свечой и акварелью, рисование по мокрой бумаге, набрызг, рисование мятой бумагой, оттиск пробкой, рисование трафаретом, ниткография, печатками из картофеля, рисование манкой и клеем, рисование солью и клеем, рисование мыльными пузырями, пальцевая живопись, граттаж черно-белый или цветной, пластилинография, рисование крупой и солью, рисование расческой и зубной щёткой и др.
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод о позитивных результатах: работы детей стали содержательнее и интереснее, замысел богаче, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают страх чистого листа бумаги, и стали чувствовать себя маленькими художниками.
3. Проведение имитационной игры.
- Совсем скоро Новый год, а какой же праздник без новогодней ёлки. Сегодня я хочу вместе с вами создать новогоднюю красавицу применив несколько техник нетрадиционного рисования: монотопия, рисование восковыми мелками и акварельными красками, рисование вилкой и ватными палочками.
1. Рисование «Новогодней ёлочки» способом монотипии.
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования. Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Лист бумаги складывается пополам по вертикали, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, не заезжая за линию. Краску берем пожиже, чтобы она хорошо отпечаталась. Рисуем половинку елочки, после чего лист снова складывается, и изображение получается, как бы зеркальное. Использовать можно, как одну краску, так и несколько.
2. Рисование «Новогодней ёлочки» восковыми мелками и акварельными красками.
Рисование восковыми мелками и акварелью - это смешанная и более сложная техника. Суть техники заключается в нанесении воском линий, поверх которых кладется акварель. Участки с воском не закрашиваются, за счет чего создается эффект «свечения» рисунка.
Сначала рисуем елочку по контуру восковым мелком зелёного цвета, затем разными цветными мелками украшаем ёлочку (шарами, игрушками, гирляндами, бусами и т. д.).
Приступаем к работе красками. В палитре разводим водой зелёную краску, и делаем заливку всей нашей ёлочки, не боясь закрасить украшения (шары, гирлянды и т.д.). Все линии, проведенные восковыми карандашами, проявятся.
3. Рисование «Новогодней ёлочки» при помощи вилки и ватной палочки.
Эта техника рисования смешанная. Обычная пластиковая вилка может создавать настоящие творческие шедевры. Сколько удивления и восторга испытывают дети, когда им предлагают рисовать таким необычным способом.
Для рисования ёлочки мы будем использовать вилку, которую обмакиваем в зелёную гуашь и начинаем рисовать ветки сверху вниз. У нас получится пышная красавица. Когда наша ёлочка подсохнет, нарисуем разноцветные шарики на наших ёлочках. Шарики будем рисовать ватными палочками. Берём одну палочку, опускаем один конец в краску, например: красного цвета и способом тычка наносим шарики /точки/ на ёлочку, как будто развешиваем их на веточки. Затем переворачиваем палочку чистым концом опускаем в краску другого цвета, например, жёлтого, и делаем тоже самое. Наносим точки на разные веточки, чтобы вся ёлочка стала нарядной.
4. Моделирование
- Уважаемые, коллеги, предлагаю вам принять участие в практической деятельности.
- Я приглашаю 4 человека, распределитесь пожалуйста на две группы. Для каждой группы подготовлены задания.
- Первой группе участников предлагаю выполнить рисунок ёлочной игрушки, применив подходящую технику нетрадиционного рисования, которая подходит для детей младшего дошкольного возраста.
- Второй группе участников предлагаю выполнить рисунок ёлочной игрушки, применив подходящую технику нетрадиционного рисования, которая подходит для детей старшего дошкольного возраста.
- Уважаемые участники желаю вам творческих успехов!
(По окончанию участники показывают свои работы, указав технику нетрадиционного рисования, которую использовали)
5. Рефлексия
- Уважаемые коллеги, благодарю Вас за участие! Мы сегодня с вами плодотворно поработали и мне хотелось бы, чтобы вы выразили своё настроение и эмоции от проведённого мастер-класса.
У меня на столе лежат елочные игрушки, если Вам мастер-класс понравился и вам было интересно, то возьмите и украсьте нашу ёлочку игрушками яркого цвета, если не понравился, и вы остались равнодушны, то игрушкой серого цвета.
- А теперь, я хочу на память о нашей встрече подарить вам памятки «Нетрадиционные способы рисования для детей», которые будут служить вам подсказкой в вашей работе.
Рисование нетрадиционное
Включают множество идей.
Порою провокационные,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Благодарю за участие и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, успешно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...
Нетрадиционные способы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Развитие творческиз способностей...
Мастер – класс «Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников»
Мастер – класс«Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развити...
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...
Мастер -класс «Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»
Мастер -класс «Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»...
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольника»
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольника»...
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мастер - класс разработан для обогащения опыта молодых педагогов....