Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием для детей среднего и старшего дошкольного возраста .
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тарасова Наталья Васильевна

Игры для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

  1. Игра с массажными мячиками

Ёжик

Ходит ёжик без дорожек,

По лесу, по лесу.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

И иголками своими,

Колется, колется.

Кладут мячик на правую ладошку.

Каждым пальчиком левой руки, поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).

А я ёжику, ежу,

Ту дорожку покажу.

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).

Где катают мышки,

Маленькие шишки.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

О.И. Крупенчук

  1. Игра с ковриками

Тропинка

Шёл мишутка –

Топ, да, топ!

Кладут коврик на коленки, или на любую ровную поверхность.

Указательные и средние пальчики обеих рук «ноги», «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении.

Вдоль звериных тайных троп

Подушечками пальцев водят по неровной поверхности коврика «чертят тропинки или линии» в любом направлении.

Но устал и сел на пень

Ставят кулачок на кулачок,

«медведь на пеньке»

И ему подняться лень!

Кладут ладошки на неровную поверхность коврика,

«медведь спит»

О.И. Крупенчук

  1. Игра с крупными бигуди

Машина

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!

Би – би - би!

Катают бигуди между ладошек

Вперёд – назад.

Руки держат перед собой.

Н. Найдёнова

  1. Игра с прищепками

Гусь

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

Берут в руки бельевую прищепку.

Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).

На каждый ударный слог.

От большого пальца к мизинцу.

В.В. Цвынтарный

  1. Игра со счётными палочками

Цапля

На одной ноге стоит,

Берут в руки счётную палочку.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат указательным пальчиком правой руки.

В воду пристально глядит.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат средним пальчиком правой руки.

Тычет клювом наугад,

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат безымянным пальчиком правой руки.

Ищет в речке лягушат.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат мизинцем правой руки.

На носу сверкает капля -

Касаются счётной палочкой кончика носа.

Узнаёте? Это

Цапля!

Показывают счётную палочку.

Затем проделывают те же действия, но с левой рукой.

Н.В. Нищева

  1. Игра с длинными бигуди

Гном Скрут

Кто живёт под потолком? –

Гном!

Берут в руки длинную бигуди и замыкают её в «кольцо».

Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Надевают только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста.

Затем меняют руки.

Надевают кольцо на большой палец.

У него есть борода? –

Да!

На указательный.

И манишка и жилет? –

Нет!

На средний.

Как встаёт он по утрам? –

Сам!

На безымянный.

Кто с ним утром кофе пьёт? –

Кот!

На мизинец.

И давно он там живёт? –

Год!

На большой.

Кто с ним бегает вдоль крыш? –

Мышь!

На указательный.

Он капризничает, да? –

Ни –

ког –

да!

Надевают кольцо поочерёдно на три пальца руки, на каждый слог.

На средний,

на безымянный,

на мизинец.

С. Чёрный

  1. Игра с зубными щётками

Подарки Деда Мороза

Дед Мороз принёс подарки!

Берут в руки зубную щётку.

Растирают зубной щёткой подушечки пальцев либо правой руки, либо левой руки. Начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Буквари,

Растирают зубной щёткой большой палец.

Альбомы,

Указательный.

Марки.

Средний.

Кукол,

Безымянный.

Мишек,

Мизинец.

И машины,

Перекладывают зубную щётку в другую руку.

Растирают зубной щёткой большой палец.

Попугая,

Указательный.

И пингвина,

Средний.

Шоколадок пол мешка,

Безымянный.

И пушистого щенка!

Мизинец.

Н.В. Нищева

  1. Игра с бусами

Бусы

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

Перебирают бусы в руках.

Счёт бус в прямом и в обратном порядке.

О.И. Крупенчук

  1. Игра со щётками

Снежок

Топ, топ сапожок,

Берут в руки щёточку.

Проводят круговыми движениями щёткой по правой коленке.

Затем по левой.

Хлоп, хлоп вот снежок.

Проводят круговыми движениями щёткой по правой ладошке.

Затем по левой.

Заберусь на горку,

Ух!

Щётку держат в левой руке и проводят её от ладошки до плечика по правой руке.

«Забрались на горку».

(Затем меняют руки).

Съеду с горки,

Бух! И в снежок!

Щётку держат в левой руке и проводят её от плечика до ладошки по правой руке.

«Съехали с горки».

(Затем меняют руки).

Г. Гриц

  1. Игра с шестигранными карандашами

Карусели

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!

Берут в руки шестигранный карандаш.

Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.

Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.

Правой и затем левой.

А. Кулешова

     Упражнение с орешками                                                               Упражнение «Белочка»

Белка по лесу скакала

И орешки собирала,

Отнесёт в дупло домой —

Будет ей еда зимой.

Ребёнок берёт большим и указательным пальцами одной руки на каждый

ударный слог (слог, на который падает ударение) с блюдца по орешку (кедровые или фундук) и кладёт его на ладонь другой руки.

(Смена рук.)

                                                                             Упражнение «Иголочки»

Упражнение с массажными мячами.

И у сосен, и у ёлок

Много остреньких иголок,

А ещё на них похож

Добрый, но колючий ёж.

Ребёнок держит массажный мяч в одной руке, а другой рукой (ладонью) поглаживает его сверху вниз: одно движение на каждое слово стихотворения.

(Повторить упражнение другой рукой.)

                                                                       Упражнение «По грибочки»

 Для этого упражнения необходима решётка размером 10 × 10 см из любого

материала. Например, можно взять деревянную рамку и натянуть нитки в виде

сетки.

Мы ходили, мы искали,

Мы грибочки собирали. Много их в лесу нашли,

Радостно домой пошли.

Ребёнок ходит по ячейкам решётки указательным и средним пальцами

одной руки, проговаривая на каждый ударный слог:

(Смена рук.)

                                                                        Упражнение «Муравей»

Упражнение с счётными палочками.

Ходит-ходит муравей

На работу каждый день.

Он — не лодырь, не бездельник:

Строит домик-муравейник.

Ребёнок берёт большим и указательным пальцами одной руки на каждое

слово стихотворения по спичке (зубочистке, счётной палочке) и выкладывает

из них муравейник.

(Повторить упражнение другой рукой.)

                                                       Упражнение «Мама в магазин ходила»

Упражнение с крышками от бутылок.

Мама в магазин ходила,

Там конфету мне купила.

Съем конфету поскорей

И скажу спасибо ей.

Ребёнок надевает на указательный и средний пальцы одной руки пластмассовые крышки от бутылок и «шагает» ими, не отрывая крышки от поверхности

стола, читая стихотворение:

(Повторить упражнение другой рукой.)

                                                              Упражнение «Мышки»

Упражнение с горошком

Мышки отдыха не знают,

Всё горошек собирают.

Мышки серые спешат

Накормить своих мышат.

Ребёнок берёт большим и указательным пальцами одной руки на каждый

ударный слог стихотворения с блюдца по горошине и кладёт её на другое

блюдце

(Повторить упражнение другой рукой.)

                                                                              Упражнение «Паучок»

Упражнение с верёвочками.

Паучок сидит и ждёт.

Только муха попадёт —

Сразу к ней, как по тропинке,

Побежит по паутинке.

Ребёнок одной рукой держит верёвочку (длиной 50 см и толщиной около

5 мм), на которой через каждые 2 см завязаны узлы (количество узлов равно количеству слов в стихотворении, не считая союзов и предлогов), а большим и указательным пальцами другой руки подтягивается по ней, как по канату (одно подтягивание на одно слово

 (Повторить упражнение другой рукой.)

                                                                      Упражнение «Гнёздышко»

Птичка палочки несёт

Гнёздышко из них совьёт.

И тогда весной птенцам

Будет жить удобно там.

Ребёнок берёт большим и указательным пальцами одной руки на каждое

слово стихотворения по веточке (счётной палочке, зубочистке) и выкладывает

из них гнездо.

(Смена рук.)

                                                       Упражнение «Волшебный карандаш»

Упражнение с карандашами

Карандаш волшебный мой

Любит рисовать со мной.

Я возьму раскраску

И раскрашу сказку.

Ребёнок перекатывает между ладонями карандаш (у которого есть грани) на

каждое слово стихотворения со словами:

                                                                                 Упражнение «Колобок»

Упражнение с орехом

Колобочек-Колобок,

У него румяный бок.

Круглый и красивый,

Вкусный всем на диво.

Ребёнок перекатывает между ладонями грецкий орех со словами:

Упражнение «Золотая рыбка»

Рыбка в сети к нам попалась,

И мы сразу догадались:

Эта рыбка — золотая,

Все желанья исполняет.

Ребёнок берёт большим и указательным пальцами одной руки на каждое

слово стихотворения по спичке (зубочистке, счётной палочке) и выкладывает

из них рыбку.

(Повторить упражнение дру-

 гой рукой.)

Упражнение «Цветик-семицветик»

У красивого цветочка

Очень много лепесточков.

Он цветёт на радость нам,

Бабочкам и мотылькам.

Ребёнок берёт большим и указательным пальцами одной руки на каждое

слово стихотворения по спичке (зубочистке, счётной палочке) и выкладывает

из них цветочек.

(Повторить упражнение другой рукой.)

Литература: Е.Бычкова, Е. Перминова « Игры для развития мелкой моторики». С. Петербург 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Собери Храм» /для детей среднего и старшего дошкольного возраста/

Дидактическая игра «Собери Храм»/для детей среднего и старшего дошкольного возраста/Программное содержание: *       знакомить детей с внешним устройством Храма;*...

Интерактивная игра "Угадай профессию" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Интерактивная игра "Угадай профессию" для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра «Украшение иконы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)»Рождество Богородицы»

Дидактическая игра «Украшение иконы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)»Рождество Богородицы»...

Логоритмические игры и упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Логоритмические игры и упражнения с музыкальным сопровождением...

"Игры для развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста."

Словесные игры для   детей среднего и старшего дошкольного возраста  в целях эффективного развития речи, а также пополнение и закрепление знаний детей об окружающем мире....

Игры и задания для детей среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Насекомые"

Уважаемые родители!Предлагаю вам интересный материал для совместных занятий и игр с детьми по теме «Насекомые» в свободное время. В доступной и интересной форме вы сможете закрепить знания...

Речевые игры и задания для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Рассказывайте, отвечайте, читайте ребёнку!Слушайте и спрашивайте ребёнка!Как можно чаще играйте с ребёнком в различные игры!...