Формы и методы экологического образования дошкольников
статья

Уварова Татьяна Николаевна

В педагогике существует несколько систем классификации методы. Наиболее широко применяется классификация методов обучения в зависимости от источника знаний. Если источником знаний является наблюдение, восприятие иллюстративного наглядного материала и т.д., то это наглядные методы, если практическая деятельность (труд в природе, несложные опыты) - это практические методы; если слово воспитателя (рассказ, чтение природоведческой художественной литературы, беседа) - это словесные методы [3, с. 67].

В методике экологического воспитания все методы классифицируют на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или через ознакомление косвенным путем - через картину, диапозитив и тому подобное. К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, игры с природными материалами. К методам косвенного ознакомления с природой относят демонстрации иллюстративного наглядного материала, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, моделей, рассказы воспитателя, чтение детской природоведческой книги, беседы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы экологического образования дошкольников

  1. Выбор эффективных методов работы в экологическом образовании дошкольников
  2. Формы в экологическом воспитании дошкольников
  3. Таблица эффективных методов и форм экологического воспитания в условиях реализации ФГОС

  1. Выбор эффективных методов работы в экологическом образовании дошкольников

В педагогике существует несколько систем классификации методы. Наиболее широко применяется классификация методов обучения в зависимости от источника знаний. Если источником знаний является наблюдение, восприятие иллюстративного наглядного материала и т.д., то это наглядные методы, если практическая деятельность (труд в природе, несложные опыты) - это практические методы; если слово воспитателя (рассказ, чтение природоведческой художественной литературы, беседа) - это словесные методы [3, с. 67].

В методике экологического воспитания все методы классифицируют на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или через ознакомление косвенным путем - через картину, диапозитив и тому подобное. К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, игры с природными материалами. К методам косвенного ознакомления с природой относят демонстрации иллюстративного наглядного материала, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, моделей, рассказы воспитателя, чтение детской природоведческой книги, беседы.

Значительно реже используется классификация методов обучения в зависимости от уровня познавательной деятельности детей:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) частично-поисковый, или эвристический;

4) проблемный;

5) исследовательский [1, с. 91].

В педагогическом учении дошкольного воспитания акцентируется внимание на внедрении методов обучения и воспитания, которые будут способствовать всестороннее развитие дошкольников и  индивидуальный подход к ним. Указывается потребность в переориентации воспитателей  с репродуктивных на продуктивные методы. Деятельность детей рекомендуется планировать так, чтоб они сами делали открытия. Эти новации оправданы, так процесс мышления всегда включает оперирование знаниями, которые были получены ранее,  а следовательно, воспроизводства. И.М.Сеченова [2, с. 67]  по этому поводу утверждал, что  через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни одной мысли, которая не создавалась из частичек, которые зарегистрированные в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не является исключением из этого правила.

Выбор метода зависит от:

1. От особенностей познавательной деятельности дошкольников. Наглядно-образное мышление является основным в этом возрасте. Ребенок впервые знакомится со многими объектами природы, поэтому в работе с дошкольниками следует отдавать предпочтение методами, обеспечивающими непосредственный контакт с реальными объектами природы: наблюдение, труда в природе, несложным опытам, играм с природными материалами. Только на основе накопления представлений, обогащение чувственного опыта детей возможно развитие абстракций и то сочетание слова и образа, которое обеспечивает прочный взаимосвязь между первой и второй сигнальными системами.

2. От конкретных задач учебно-воспитательной работы, от этапа усвоения знаний детьми. Ознакомление детей с тем или иным объектом природы не является единичным актом, ведь только отдельные дети могут воспринять и запомнить представленную информацию за один раз. В усвоении детьми знаний чаще всего выделяются 3 этапа: 1) первичное ознакомление 2) закрепление; 3) систематизация, обобщение. Для первичного этапа познания детьми природы наиболее эффективное использование наглядных, практических методов. Особенно наблюдений, опытов, которые обеспечивают живое созерцание.

Для закрепления знаний используют игры, труд, демонстрации картин, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, рассказ воспитателя, чтение детской природоведческой книги.

Систематизация, обобщение знаний и творческое использование их осуществляются с помощью методов моделей, бесед, дидактических игр.

3. От конкретных условий работы детского сада. Во многих городских детских садах, где в отличие от сельских нет возможности познакомить детей с домашними животными с помощью метода наблюдения, используется демонстрации картины, диафильма и тому подобное [6, с. 89].

Разработка методов экологического воспитания базируется на следующих принципах:

1) знании о  специфике содержания экологического воспитания, что выходит из экологии с ее главным понятием взаимосвязи организма и окружающей среды;

2) актуален в каждой совместной деятельности как педагогический метод, если эта деятельность:

- содержит экологические компоненты,

- допускает решение задач экологического воспитания дошкольников,

- регулярно повторяющаяся, систематическая;

- распланирована и организована воспитателем;

- ориентирована па совершение воспитательно-образовательного результата;

3) в деятельности одновременно решаются воспитательные и образовательные задачи и понимание их соподчиненности в экологическом воспитании.

  1. Формы в экологическом воспитании дошкольников

Основная форма деятельности дошкольника - игра, которая одновременно является для него главным способом познания внешнего мира, основным элементом детского развития, в том числе и экологического воспитания. Но существуют и другие эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию, рассмотрим их:

1. Экологические занятия.

2. Экологические экскурсии.

3. Уроки доброты.

4. Уроки мышления в природе.

5. КВН, викторины, конкурсы.

6. Проблемные ситуации.

7. На словах - логические задачи.

8. Экологические задачи, экспозиции.

9. Работа в природе.

10. Неделя экологического творчества.

11. Экологические праздники, представления.

12. Дидактические игры, упражнения экологического содержания.

13. Экологические сказки.

14. Экологическая тропинка.

15. Поисково - исследовательская деятельность [7, с. 97].

  1. Таблица эффективных методов и форм экологического воспитания в условиях реализации ФГОС

В ФГОС определены методы и формы экологического воспитания детей, представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Экологическое образование дошкольников

Формы

Методы

Экологические выставки

Беседа

КВН, конкурсы, викторины

Исследование, опыт

Экологические игры

Моделирование

Интегрированные занятия (ИЗО, музыка)

Эксперимент

Поисково-исследовательская работа

Наблюдение

Экологическая тропа

Экскурсия

Рассматривание иллюстраций

Проблемная ситуация

Лабораторная работа

Работа в природе

Рассказ

Демонстрация материала

Таким образом, различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребенка гуманное отношение к природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой.

Список литературы

  1. Андреевская Е.Г.. Непрерывное экологическое образование – залог стабилизации экологической ситуации / Е.Г. Андреевская, А.Н.  Андреевский // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 2 – С. 90-91.
  2. Бирюкова Н.А. Особенности экологического образования за рубежом. [Электронний ресурс]. – Режим доступа: httl//portalus/ru.
  3. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О. М. Газина, В. Г. Фокина. М.: Прометей, 2013. – 254 с.
  4. Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Гайнуллова Ф.// Детский сад от А.до Я. - 2013. - № 6. - С. 46-52.
  5. Зебзеева, В. А. Образовательные программы дошкольного и начального образования: основы проектирования / В. А. Зебзеева. М.:ТЦ Сфера, - 2014. – 280 с.
  6. Зебзеева, В. А. Эколого-субкультурные практики детства: монография / В. А. Зебзеева. Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 320 с.
  7. Книга С.В. Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы, примеры игр // Педагогическое сооб-щество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/177-1-0-2852
  8. Концепция непрерывного экологического образования. [Электронний ресурс]. – Режим доступа: httl//agroecoinfo.narod.ru.

Стереотипы в экологическом образовании дошкольников

  1. Современные проблемы экологического воспитания дошкольников
  2. Обзор стереотипов в экологическом воспитании дошкольников

  1. Современные проблемы экологического воспитания дошкольников

Катастрофическое состояние окружающей среды, что сейчас уже существенно определяет здоровье людей, продолжительность их жизни, саму возможность стабильного существования, побуждает к исследованию и размышлений всех неравнодушных людей.

Важно сегодня, чтобы все - взрослые и дети - стали на путь сотрудничества с природой. Поэтому одним из ведущих задач ДОУ является экологическое воспитание подрастающего поколения. Экологическое воспитание осуществляется на всех этапах жизнедеятельности ребенка, на каждом этапе ставится определенная цель, задачи, добирается соответствующая методика, учитывая возрастные особенности [3, с. 67].

Современное ДОУ является первой ступенью обогащения детей знаниями о природном и социальном окружении, знакомство с общей, целостной картиной мира и формирование научно - обоснованного, нравственного и эстетического отношения к нему.

Растет роль дошкольного учебного заведения в формировании ответственности личности за историческую судьбу страны и всесторонний прогресс общества.

  1. Обзор стереотипов в экологическом воспитании дошкольников

На сегодня основной задачей воспитательного процесса дошкольников в экологическом направлении является формирование экологической культуры, ответственности, формирование ответственного отношения дошкольников к природе.  

 Однако на сегодняшний день сложился ряд стереотипов в экологическом воспитании, что мешает всестороннему экологическому воспитанию дошкольников в полной мере. Рассмотрим эти стереотипы.

Долгое время в основе экологического воспитания лежал потребительский подход, которые говорил о том, что человек – хозяин природы, и он в праве изменять ее для удовлетворения своих потребностей. На сегодняшний день существует другая точка зрения, которая проявляет другое видение о том, что необходимо переходить к новой системе взглядов, которые сводятся к тому, что при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а естественным фактором. Конечной целью этой системы взглядов является человек, который содействует с природой не прямо, а опосредованно, через сохранение ее среды обитания [4, с. 47].

В экологическом образовании сложился стереотип «Вредные и полезные растения и животные». В результате такого разделения наблюдается потребительский подход к природе, а у детей уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение к хищникам, ядовитых растений и грибов (змеи, волки, мухоморы). А справедливо было бы отметить, что в природе нет вредных и полезных животных, такими они могут быть только по отношению к человеку. Так и лягушки, и жуки, и улитки, и бабочки, и их гусеницы - все они являются звеньями одной пищевой цепи, и каждый из них выполняет свою роль в природе.

Есть еще один стереотип, который используется почти всеми воспитателями, которые занимаются экологическим воспитанием детей: «Необходимость бережного отношения к объектам природы и их охрана», но объясняется это лишь с точки зрения использования, полезности природы для человека. Выражение «лес - наше богатство, потому что дает нам грибы, ягоды, свежий воздух» не базируется на экологических позициях. Конечно, мы должны говорить детям, как используются природные богатства, для чего они нужны человеку, но, прежде всего, необходимо говорить о самоценности природы [8, с. 17]. Неуместным будет такой итог наблюдения в природе, который сделал воспитатель: «Природа нужна нам, потому что она нас кормит, обувает, одевает, дает нам все необходимое для жизни».

В данном случае у детей будет формироваться только потребительское отношение к природе, уважительное отношение лишь к тем объектам, которые имеют практическое значение, и равнодушное отношение к «бесполезных» для них объектов природы, отрицает идею самоценности всех видов без исключения.

Также стереотипным является факт деления природных объектов на некрасивые и красивые, безопасные и опасные. Оченть большое значение при этом играет отношение воспитателя к природным объектам, которое сразу передается детям. Так, воспитатель, например, может  сказать, что муравьев нельзя трогать потому, что они кусаются. У детей сразу может возникнуть ассоциация – муравьи кусаются, значит, они плохие. Воспитатель должен подчеркнуть, что  экологической точки зрения муравьи выполняют свою функцию в биоценозе леса.

Приведем другой пример негативного эмоционально окрашенного отношения воспитателя к объекту природы. Так, при ознакомлении с природой часто воспитатели говорят о том, что лягушки – не красивые, пчелы кусаются, кукушка плохая мать. Делая такие суждения, воспитателю следует добавить, что лягушка полезная, пчелы укусом лечат, а кукушка занимает в природе свое место, и интенсивно делает то, что сохранению ее вида [7, с. 90].

У детей старшего дошкольного возраста четко сложились  представления о съедобных и несъедобных грибах. Результатом такого отношения является незнание детей, грибы способствуют превращению мертвых остатков и способствуют образованию почвы.

Часто педагоги, родители позволяют себе в присутствии детей высказывания: «Не бери в руки, оно гадкое, скользкое, не красиво». У детей в этом возрасте эмоциональное неприятие животных переходит к практическому действию: выгнать, раздавить, сломать. Поэтому с экологической точки зрения необходимо сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравятся они или нет.

Восприятие красоты природы, конечно, усиливает эмоциональное отношение к ней ребенка и поэтому является очень важным воспитательным моментом. Но с позиции экологического воспитания необходимо дать понять ребенку, что внешний вид любого организма - это результат его приспособления к жизни в определенных условиях, научить понимать красоту, как проявление целесообразности, осознавать необходимость существования какого - либо организма, независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить все растения, животные, но уважать все проявления жизни на Земле - это необходимо. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции экологии живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Они имеют равное с человеком право на существование, каждый из них играет свою исключительную роль в природе.

Оценочные суждения могут использоваться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные не могут совершать хорошо или плохо, их поведение определяется биологическими законами.

Конечно, элементарные знания о лекарственных, ядовитые, съедобные растения, грибы необходимы, но не это должно быть главным в экологическом воспитании дошкольников. Дети должны осознавать представление о том, что бережного отношения нуждаются все организмы без исключения, независимо от степени опасности или полезности для человека.

Наша цель - показать ребенку, что любой живой организм входит в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. Утвердились и другие понятия в методике экологического воспитания: «помогать природе», «умножать ее богатства». Действительно, эти понятия могут иметь право при условии, что ребенку параллельно подается информация о необходимости соблюдения законов природы, о том, что дикая природа прекрасно живет по своим собственным законам и может обойтись без человека [2].

Таким образом, мы должны четко разграничивать действия людей в окружающей среде и в естественных условиях. Каждый ребенок должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в той среде, которая она сама изменила: в городе, селе, в сквере, на участке детского сада, в уголке живой природы.

К сожалению, практика показывает, что для решения задач экологического воспитания сами воспитатели часто наносят вред природе: так, например, для проведения сравнительных наблюдений за развитием деревьев и кустов на улице и в теплом помещении, воспитатели срезают ветви, ставят их в вазу и при этом воспитывают наблюдательность и бережное отношение к природе (для такого занятия в группу можно занести такие ветви, которые были обрезаны садоводами для улучшения кроны дерева) [7].

Ни в коем случае нельзя собирать букеты дикорастущих цветов для праздника или для наблюдений за ними в группе (подснежник, подснежник, колокольчик, ландыш). Если нет возможности понаблюдать за ними в природе, то эти растения необходимо посадить на участке детского сада в уголке леса.

Не допустимы демонстрация коллекции высушенных насекомых или земноводных, которые плавают в банке с формалином. С этими объектами необходимо знакомить детей во время наблюдений в природе, а если это невозможно - то ознакомление происходит через рассматривание картин, просмотр диафильмов, слайдов. Конечно, с точки зрения познавательной деятельности, коллекции бабочек, жуков, чучел зверей, птиц дают детям более реальные представления о животных, чем знакомство с картинами. Но с позиции экологического воспитания такой подход должен быть полностью исключен из практики работы дошкольных учебных заведений. Кроме того, экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам природы, способности видеть их красоту, а не подробные биологические знания особенностей каждого вида растений и животных.

Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников необходимо отказаться от многих стереотипов, которые были сформированы в предыдущие годы. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа-среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения ее этических и эстетических потребностей, и только потом – объект человеческого потребления) [8].

Список литературы

  1. Андреевская Е.Г.. Непрерывное экологическое образование – залог стабилизации экологической ситуации / Е.Г. Андреевская, А.Н.  Андреевский // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 2 – С. 90-91.
  2. Бирюкова Н.А. Особенности экологического образования за рубежом. [Электронний ресурс]. – Режим доступа: httl//portalus/ru.
  3. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О. М. Газина, В. Г. Фокина. М.: Прометей, 2013. – 254 с.
  4. Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Гайнуллова Ф.// Детский сад от А.до Я. - 2013. - № 6. - С. 46-52.
  5. Зебзеева, В. А. Образовательные программы дошкольного и начального образования: основы проектирования / В. А. Зебзеева. М.:ТЦ Сфера, - 2014. – 280 с.
  6. Зебзеева, В. А. Эколого-субкультурные практики детства: монография / В. А. Зебзеева. Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 320 с.
  7. Книга С.В. Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы, примеры игр // Педагогическое сооб-щество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/177-1-0-2852
  8. Концепция непрерывного экологического образования. [Электронний ресурс]. – Режим доступа: httl//agroecoinfo.narod.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Формы и методы экологического образования в детском саду

Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созн...

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...

консультация для воспитателей "Классификация форм и методов экологического образования дошкольников"

Экологического  воспитания  дошкольников  заключается в становлении экологической культуры, уровень которой проявляется в экологической образованности и экологической воспитанности...

Консультация " Классификация форм и методов экологического образования дошкольников"

Актуальность экологического образования детей дошкольного возрастаКачественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на пла...