Роль самооценки в формировании личности педагога
консультация
педагог – психолог: Н.И. Сахарова
Консультация для педагогов
«Самооценка как фундаментальное образование личности»
Самооценка – это фундамент нашей личности. От неё зависит как мы реагируем на свои успехи и ошибки, кем видим себя в обществе, к чему стремимся и чего в результате достигаем.
Понятие самооценка состоит из двух слов – «само» и «оценка» и, по идее, подразумевает, что человек сам себя оценивает. Но на самом деле, это не так, человек оценивает себя через призму отношения к нему других людей. «хорошим» или «плохим» он воспринимает себя в зависимости от того, как реагируют на него окружающие и как он интерпретирует их реакцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_samootsenki_v_formirovanii_lichnosti.docx | 23.42 КБ |
samootsenka_prezentatsiya.pdf | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
педагог – психолог: Н.И. Сахарова
Консультация для педагогов
«Самооценка как фундаментальное образование личности»
Самооценка – это фундамент нашей личности. От неё зависит как мы реагируем на свои успехи и ошибки, кем видим себя в обществе, к чему стремимся и чего в результате достигаем.
Понятие самооценка состоит из двух слов – «само» и «оценка» и, по идее, подразумевает, что человек сам себя оценивает. Но на самом деле, это не так, человек оценивает себя через призму отношения к нему других людей. «хорошим» или «плохим» он воспринимает себя в зависимости от того, как реагируют на него окружающие и как он интерпретирует их реакцию.
В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят о стабильная и нестабильная самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение.
Самооценка влияет на всё поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:
- правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
- ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
- способен критически посмотреть на себя со стороны;
- старается предвидеть результаты своих поступков.
Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.
Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная.
Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их личные качества:
- нерешительность и чрезмерная осторожность;
- зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
- стремление переложить ответственность, в том числе и за свои поступки, на плечи окружающих;
- комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
- чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
- мелочность, мстительность и завистливость;
Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:
- они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
- не воспринимают критику, их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
- часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
- подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
- отвергают помощь и поддержку окружающих;
- в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?
Социальные факторы
Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Например, вместо конструктивного: «Ты испачкала одежду. Будь внимательнее в следующий раз, пожалуйста» ребенок слышит: «Ты – грязнуля!». И, испытывая страх потерять одобрение взрослых, делает вывод: «Я должна быть чистоплотной, чтобы меня любили».
Личностные факторы
На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера. Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.
Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго. Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты.
То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда.
В нашем ДОО было организованно исследование «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёв, в нём приняли участие 11 педагогов, а также заведующий и зам. заведующего (13 человек) исследование показало:
7 педагогов – это составило 54% испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия;
3 педагога – это составило 23% испытывают средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.
3 педагога – это составило 23% испытывают низкий уровень самооценки, при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.
Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения?
Напишите на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:
- отношения с людьми;
- профессиональная деятельность (или выбор профессии);
- внешность;
- уровень знаний, интеллект;
- увлечения;
- семья.
Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.
Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Напишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.
Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:
- Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
- Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
- Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
- Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
- Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в формировании личности ребенка.
. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в...
Роль отца в формировании личности мальчиков и девочек»
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты ...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
«Роль сказки в формировании личности дошкольника»
о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...
Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект
Какую роль играет сказка в жизни ребёнка?...
«Роль игры в формировании личности ребенка»
«Роль игры в формировании личности ребенка»Мы надеемся, что Вы прослушаете предложенный материал с интересом и пользой для себя, и ждем Ваших вопросов, размышлений, наблюдений за играми детей – ...
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....