Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ
консультация

Прахова Екатерина Андреевна

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_sovremennyh_obrazovatelnyzh_tehnologiy.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

 в образовательном процессе ДОУ

        Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике.

        В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

        Компьютеры в ДОУ сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в жизнь детских садов. Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне от позитивных изменений в сфере образования.

        

         Основными направлениями использования ИКТ в работе являются:

• использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации;

• ИКТ как средство интерактивного обучения дошкольников, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;

• ИКТ для работы с родителями;

•ИКТ для оптимизации организации педагогического процесса: осуществление планирования, контроля, мониторинга.

 Формы использования ИКТ:

• подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;

•подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (использование мультимедийных энциклопедий);

• оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов;

• создание и использование презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательной работы с детьми и повышения педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний и других мероприятий с родителями;

• использование Интернета для повышения своей профессиональной квалификации: обмена педагогическим опытом, знакомства с периодикой, наработками других педагогов; многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по различным направлениям образовательной работы;

• оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

• создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы(особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни, им необходимо быть в курсе жизни детского сада, образовательной деятельности группы).

        Остановимся подробнее на использовании ИКТ в образовательной работе с детьми.

        Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

        Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

        Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

        На данный момент мной разработана и апробируется технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Я применяю в своей практике мультимедийные презентации в различных образовательных областях.        В моей мультимедийной копилке собрано некоторое количество презентаций.

        Использование мультимедийных презентаций:

  • способствует повышению мотивации к обучению, которая возрастает за счет применения разнообразных мультимедийных эффектов;
  • обеспечивает наглядность, которая способствует  лучшему запоминанию и усвоению материала, так как задействованы все каналы восприятия (зрительный, механический, слуховой, эмоциональный), что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • имеет возможность моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
  • повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное за счет использования новых приемов объяснения и закрепления материала.

        Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности, которую мы используем, – это электронные дидактические игры и упражнения для закрепления изученного материала, проведения диагностических заданий.

        При использовании ИКТ в работе с детьми учитываем многие факторы.

1. Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Отдаем предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

2. Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка. Обязательно включаем в НОД с использованием ИКТ игры, направленных на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

3.Для проведения НОД с использованием мультимедийных презентаций используем мультимедийный проектор. Согласно санитарным нормам расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, -  2 - 2, 5 метра.

        При проведении образовательной деятельности с использованием компьютерных технологий  помним, что каким бы положительным, огромным потенциалом они не обладали, но заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.

                Практика работы показывает, что при условии активного использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по усвоению детьми программного материала по всем образовательным областям повышается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в ДОУ

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания....

"Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и деятельности ДОУ"- презентация.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и деятельности ДОУ....

"Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и деятельности ДОУ"- презентация.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и деятельности ДОУ....

«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Использование информационно – коммуникативных  технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обуч...

Использование информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе.Каждый участник образовательного процесса сам решает: идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад.С 01 январ...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...